logo search
РАЗДЕЛ 2Сивашинская

9. Анализ и самооценка урока учителем

Анализ урока достаточно сложный, но необходимый вид деятельности учителя. Основная задача анализа урока заключается в оценке работы учителя с позиций соответствия урока достижениям современной педагогики, психологии, методики преподавания предмета. Частные задачи анализа урока определяются в зависимости от того, кто анализирует урок (сам учитель, его коллеги, администрация школы, родители, учащиеся, студенты)

Существуют разные виды анализа урока. Дадим их краткую характеристику.

1.Поэтапный анализ урока.Его суть состоит в попутном комментировании хода урока, его отдельных этапов (начало урока, постановка задач урока, проверка домашнего задания и т.д.). Затем дается общая оценка, советы или рекомендации по улучшению тех или сторон, элементов урока.

2.Структурно-временной анализ урока: обращается внимание на такие стороны урока, как рациональное распределение времени всего урока, отдельных его этапов, внутри отдельных структурных элементов урока и качественное его использование (например, насколько эффективно использовалось время на опрос, как работал при этом класс и т.п.); рациональность и целесообразность использования методов, приемов обучения в ходе урока.

3.Психологический анализ урокапредполагает характеристику познавательных процессов учащихся; работы над усвоением понятий; характеристику интеллектуальной атмосферы урока (как учитель побуждал учащихся к активному мышлению, развивал их познавательные интересы; как ставились и разрешались проблемы; какие общие формы обучения использовались; использовались ли активные методы обучения и т.п.); характеристику эмоциональной атмосферы урока; характеристику развития учащихся в процессе обучения (какие умения и навыки формировались на уроке; какие умственные способности при этом развивались, какие качества учащихся воспитывались и др.). Психологический анализ во всем объеме сложен и под силу специалисту, посетившему большое количество уроков у данного учителя. Чаще осуществляется психологический анализ урока в одном из указанных направлений.

4.Комплексный анализ урока– осуществляется группой экспертов, каждому из которых дается свое задание.

В ходе лабораторных занятий по педагогике, а также во время педагогической практики будущие учителя посещают уроки и учатся их анализировать.