Уверенность в себе, как залог преодоления трудностей обучения в младшем школьном возрасте
Проблема уверенности ребенка в себе является одной из существенных проблем становления личности ребенка на современном этапе. Уверенность — один из ключевых компонентов в развитии осознания личности ребенком, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и прежде всего к самому себе.
Связь успеваемости младших школьников с их уверенностью в себе несомненна. У детей, испытывающих затруднения при усвоении материала школьного курса, чаще всего присутствуют отрицательные оценки. Наличие постоянных неудач при ответе, получении низких оценок ведет к возникновению неуверенности в себе. Данные учащиеся характеризуются появлением компенсаторной мотивации, они ищут возможность утвердиться в других, не всегда позитивных, областях, где их принимают и воспринимают как личность. Определенные трудности при обучении у учащихся возникают в ситуациях, когда ребенок находится на перепутье между тем, что он в состоянии выполнить в данный момент, и тем, что от него требуют выполнить взрослые. В начальной школе ребенок еще недостаточно осознает возникающее разногласие и как следствие не придает этому существенного значения, переоценивая свои возможности и способности.
Однако возрастающая неуверенность в себе в младшем школьном возрасте приводит к возникновению определенных трудностей при овладении ребенком необходимыми знаниями и навыками. Именно в начальной школе детям даются основы всей учебной деятельности, создается тот необходимый каркас, на который в последующие годы будет накладываться и опираться обучение в старших классах. Отсутствие этого каркаса, невладение первоначальными знаниями и умениями приводят к чрезмерным трудностям в обучении. И уже к 4-му классу выявляется значительный контингент отстающих детей с пониженной уверенностью в себе и с большими трудностями обучения.
Преобладание в учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, которые не всегда понятны ребенку, ведут к нарастанию у них неуверенности в собственных силах и возможностях.
При работе с неуверенностью ребенка необходимо уделять внимание взаимному рецензированию, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке и работе ребенка. Благоприятно сказываются ситуации, в которых учитель сравнивает результаты работы ребенка с его предыдущими достижениями, отмечая существенные изменения в положительную сторону.
Необходимо помнить и об использовании похвалы в работе с детьми, имеющими низкую уверенность, но при этом четко следить, чтобы она не перешла в захваливание. Поэтому важно сначала определить, готов ли конкретный ребенок справиться с данной задачей, и уже только после этого учить и требовать от него выполнения какой-либо деятельности. Формирование неуверенности ребенка в себе можно избежать, оказав ему своевременную и адекватную его проблемам помощь. Следует тщательно анализировать возможные причины трудностей в учебной деятельности, в случае необходимости их диагностировать, уметь устранить или корректировать их последствия в максимально короткие сроки. Оттого, насколько быстро и эффективно ребенку будет оказана помощь, зависит и его уверенность в собственных силах, способностях и возможностях выполнить порученное задание, что в свою очередь способствует избеганию попадания в группу учащихся с трудностями обучения.
Литература
Щербатых Ю. В. Психология страха: популярная энциклопедия. М.: Эксмо, 2006.
Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991.
Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения / авт.-сост. Е. Д. Шваб, Н. П. Пудикова. Волгоград: Учитель, 2008.
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
- Кирюшкины. Династия учителей
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе е. А. Алешина,
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений
- Н. Н. Андрианова,
- Изучая свой край, учимся любить родной язык
- Г. В. Анохина, л. Н. Матвиенко,
- Икт на уроках русского языка
- Е. Н. Ахтырская,
- Фольклор как искусство слова
- Т. А. Белоглазова,
- Оптимальное чтение — залог успеха ученика
- О. Н. Булаева,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- Н. М. Бунина, с. В. Васенева, н. А. Степанова,
- Уроки риторики в начальной школе
- Е. В. Бурмистрова,
- Икт на уроках русского языка и литературного чтения
- И. К. Варежникова,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- А. В. Васенева,
- Эстетическое воспитание младших школьников
- О. П. Волошенко, л. А. Рзянина, с. Ю. Нархова,
- Особенности читательской самостоятельности младших школьников
- В. Н. Вячина, е. М. Пажитнова,
- Развитие познавательных интересов и речи у младших школьников с использованием элементов народоведения
- Е. В. Епифанова,
- Семейное чтение — средство формирования читательского интереса
- А. И. Журавлева,
- Воспитание культуры личности, жизненной и нравственной позиции в рамках личностной модели выпускника I ступени обучения
- О. В. Иванова,
- Уроки русского языка в начальной школе на современном этапе образования
- В. С. Колесникова,
- Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку
- Е. А. Краморова
- Вопросы соотношения интонации и пунктуации в русском языке
- Е. В. Малахова
- Работа в программе Movie Maker как одна из форм использования икт на уроках литературного чтения
- О. В. Марченко,
- Н. А. Федосеева
- Использование фольклора в процессе подготовки детей к школе
- Е. Н. Маштакова,
- Использование краеведческого материала на уроках русского языка
- Е. П. Носова, т. А. Земцова,
- Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
- У. И. Онюшкина
- Современный урок русского языка в начальной школе
- М. А. Перестрибова,
- Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
- Е. В. Попова,
- Формирование биологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»
- Н. А. Свалова,
- Возможности развития речи в учебном диалоге
- Т. М. Сиятскова,
- Каллиграфическая минутка как средство исправления плохого почерка
- Е. В. Спирина,
- Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников
- Т. И. Сурина,
- Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся
- Е. В. Сухорукова,
- Тестовый контроль в начальной школе
- И. В. Федорина,
- Формирование навыка чтения — залог успеха всего дальнейшего обучения
- С. А. Филоненко,
- Икт на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
- Е. А. Фомичева,
- Краткосрочные проекты по литературному чтению с использованием программы Photo Story 3
- Г. Б. Фролова,
- Читательская самостоятельность младших школьников как актуальная проблема современного образования
- Н. И. Фролова,
- Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
- Г. Н. Цыплухина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Т. Н. Швецова,
- Г. В. Шевлягина,
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка
- И. А. Шубкина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Учебная и социально-педагогическая деятельность с учащимися, имеющими трудности в обучении л. В. Борзова,
- Проблема гармонизации процесса развития детей, имеющих трудности в обучении
- Е. Б. Вячина,
- Значение дополнительных коррекционно-развивающих программ для коррекции личностных качеств учащихся с трудностями в обучении
- В. А. Денисова,
- Особенности преподавания информатики и икт в начальной школе
- С. В. Калякина,
- Специальные коррекционные занятия в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- О. С. Коннова,
- Формы и методы работы с неуспевающими детьми по предмету «Информатика»
- Т. И. Коннова,
- Особенности работы с детьми, имеющими трудности в изучении русского языка
- И. А. Курбанова,
- Уверенность в себе, как залог преодоления трудностей обучения в младшем школьном возрасте
- О. В. Лукичева
- Т. В. Селифонова
- Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении, на уроках и в группе продленного дня
- Е. Г. Лукьянова,
- Методика работы с неуспевающими детьми в условиях детского дома
- И. Л. Павлова,
- Система работы по оказанию помощи детям, имеющим трудности в обучении
- Главная задача, стоящая перед педагогом — выявление уровня готовности к обучению. Особая роль для решения этой задачи отводится школьному психологу, который осуществляет следующие диагностики:
- Л. Х. Попова,
- Создание развивающей среды для коррекции интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- А. В. Рыжков,
- Кабинет психологической разгрузки в коррекционной школе VIII вида
- Т. Н. Рыжкова (Горяйнова),
- Социальное взаимодействие как фактор развития произвольности младших школьников коррекционного учреждения VIII вида
- Н. Н. Семикина,
- Психолого-педагогическая помощь семьям, способы организации работы с родителями
- И. Е. Торсукова,
- Работа над ошибками как одна из форм педагогической поддержки детей
- О. В. Трущелева,
- Особенности развивающей работы с детьми с глубокой степенью умственной отсталости
- О. В. Шамшина,
- Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника и психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении
- В. М. Шейн,
- Коррекционный аспект предмета «Окружающий мир»
- Е. В. Шубина,
- Работа социального педагога с детьми девиантного поведения
- Ок. А. Юрко, Ол. А. Юрко,
- Технологии работы с родителями: эффективность различных форм взаимодействия семьи и школы
- Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Региональной научно-практической конференции г. Балашов, март 2010 г.
- 410600, Г. Саратов, ул. Пугачевская 117, к. 50.
- 412309, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.