logo search
s_act_prob_prepod2010

Уверенность в себе, как залог преодоления трудностей обучения в младшем школьном возрасте

Проблема уверенности ребенка в себе является одной из существенных проблем становления личности ребенка на современном этапе. Уверенность — один из ключевых компонентов в развитии осознания личности ребенком, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и прежде всего к самому себе.

Связь успеваемости младших школьников с их уверенностью в себе несомненна. У детей, испытывающих затруднения при усвоении материала школьного курса, чаще всего присутствуют отрицательные оценки. Наличие постоянных неудач при ответе, получении низких оценок ведет к возникновению неуверенности в себе. Данные учащиеся характеризуются появлением компенсаторной мотивации, они ищут возможность утвердиться в других, не всегда позитивных, областях, где их принимают и воспринимают как личность. Определенные трудности при обучении у учащихся возникают в ситуациях, когда ребенок находится на перепутье между тем, что он в состоянии выполнить в данный момент, и тем, что от него требуют выполнить взрослые. В начальной школе ребенок еще недостаточно осознает возникающее разногласие и как следствие не придает этому существенного значения, переоценивая свои возможности и способности.

Однако возрастающая неуверенность в себе в младшем школьном возрасте приводит к возникновению определенных трудностей при овладении ребенком необходимыми знаниями и навыками. Именно в начальной школе детям даются основы всей учебной деятельности, создается тот необходимый каркас, на который в последующие годы будет накладываться и опираться обучение в старших классах. Отсутствие этого каркаса, невладение первоначальными знаниями и умениями приводят к чрезмерным трудностям в обучении. И уже к 4-му классу выявляется значительный контингент отстающих детей с пониженной уверенностью в себе и с большими трудностями обучения.

Преобладание в учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, которые не всегда понятны ребенку, ведут к нарастанию у них неуверенности в собственных силах и возможностях.

При работе с неуверенностью ребенка необходимо уделять внимание взаимному рецензированию, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке и работе ребенка. Благоприятно сказываются ситуации, в которых учитель сравнивает результаты работы ребенка с его предыдущими достижениями, отмечая существенные изменения в положительную сторону.

Необходимо помнить и об использовании похвалы в работе с детьми, имеющими низкую уверенность, но при этом четко следить, чтобы она не перешла в захваливание. Поэтому важно сначала определить, готов ли конкретный ребенок справиться с данной задачей, и уже только после этого учить и требовать от него выполнения какой-либо деятельности. Формирование неуверенности ребенка в себе можно избежать, оказав ему своевременную и адекватную его проблемам помощь. Следует тщательно анализировать возможные причины трудностей в учебной деятельности, в случае необходимости их диагностировать, уметь устранить или корректировать их последствия в максимально короткие сроки. Оттого, насколько быстро и эффективно ребенку будет оказана помощь, зависит и его уверенность в собственных силах, способностях и возможностях выполнить порученное задание, что в свою очередь способствует избеганию попадания в группу учащихся с трудностями обучения.

Литература

  1. Щербатых Ю. В. Психология страха: популярная энциклопедия. М.: Эксмо, 2006.

  2. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991.

  3. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения / авт.-сост. Е. Д. Шваб, Н. П. Пудикова. Волгоград: Учитель, 2008.