logo search
s_act_prob_prepod2010

Особенности читательской самостоятельности младших школьников

Общепризнанна огромная роль чтения в формировании личности. Детская художественная литература обогащает духовный мир ребенка, является могучим средством его развития. Любовь к чтению зарождается в начальной школе на уроках литературного и внеклассного чтения. Именно здесь, на начальной ступени обучения следует приобщать ребенка к литературе, формировать у него интерес к чтению вообще.

Ребенок, который приходит в школу, любит рассказы, сказки, стихи, но постепенно у него снижается интерес к чтению. Это явление во многом обусловлено традиционным преподаванием чтения в школе: школа вооружает ребенка навыком чтения, формирует четыре основных качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность. Но этого не достаточно. В конечном итоге все младшие школьники овладевают техникой чтения, все без исключения способны прочитать предложенный им текст, а детских книг без побуждения со стороны не читают. А это значит, что уже в русле формирования навыков чтения школа должна воспитывать активного вдумчивого читателя. С точки зрения современных образовательных технологий, основным качеством процесса обучения чтению является уровень самостоятельности, к которому должен быть подготовлен читатель [1].

Уровень теоретической разработки проблемы, существующие недостатки в школьной практике, реальное отношение большинства учеников к чтению, требования социального развития общества и обусловливают актуальность темы.

На уроках литературного чтения необходимо обеспечить: овладение типом правильной читательской деятельности, которую условно можно разделить на три основные группы:

  1. Техника чтения: правильность, беглость, осознанность, выразительность.

  2. Уровень самостоятельности.

  3. Читательский кругозор.

Выделяются следующие задачи, формирующие самостоятельного читателя:

Формирование самостоятельной читательской деятельности не может быть спонтанным, сиюминутным. Это кропотливая каждодневная работа, которая делится на несколько этапов.

На первом подготовительном этапе (в 1 классе) происходит обучение восприятию литературного произведения.

Задачами этого этапа является отрабатывание читательского умения, обогащение читательского опыта детей, развитие речи младших школьников и интереса к самостоятельному чтению.

Второй класс является начальным этапом развития читательских умений. Учитель формирует у детей правильное, осознанное чтение, развивает к нему интерес, воспитывает духовность младших школьников. На этом этапе продолжается работа над пониманием и воспроизведением текста в учебнике и произведениях детской литературы.

Третий класс является основным этапом обогащения читательского опыта ребенка. Результатом работы на этом этапе является полноценное восприятие произведения детьми, формирование собственного мнения о произведениях, совершенствование самостоятельного чтения, чтения про себя, выразительного чтения.

Работа в четвертом классе заключается в формировании самостоятельного читателя. На этом этапе учитель работает над развитием творческих способностей детей, их эмоциональной сферы; расширяет читательский кругозор.

Для формирования читательской самостоятельности младшего школьника используется специальные упражнения, которые включаются в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его интересным и эмоциональным. Рассмотрим упражнения, формирующие правильную читательскую деятельность, для каждой из четырех основных групп.

К первой группе упражнений, направленных на осознание и понимание текста, относят логические упражнения, когда ребята учатся устанавливать связь между различными явлениями и понятиями, находить их общие и отличительные признаки.

Например, упражнение «Составь новое слово» по теме «Животные». Даны слова [2]:

лопата

караси

лимон

коса

мыло

крыши

Задание: составить новое слово, взяв из первого столбика первый слог, а из слов второго столбика — последний слог.

Ко второй группе по развитию осознанности чтения можно отнести игры со словами. Эти упражнения требуют от учащихся внимания к слову, к его частям.

В упражнении «Найди животное» ученики должны найти спрятавшееся название животного среди строчек стихотворения [2]:

Среди кустов царит покой,

Здесь хорошо бродить одной.

К третьей группе относятся упражнения по работе с деформированными, неоконченными предложениями, текстами. Использование этих упражнений развивает воображение, аналитическое мышление.

С текстами можно выполнять такие задания, как «Составь предложения», «Закончи рассказ», «Придумай свои вопросы к прочитанному тексту» и т. д.

К четвертой группе упражнений относится работа учащихся с текстом. Эта работа формирует осмысленное отношение к прочитанному, которое можно проверить с помощью вопросов по содержанию. С помощью вопросов можно предложить различные виды работы на уроке.

Например:

— расположи вопросы по порядку содержания текста;

— зачитай ответ на третий вопрос;

— поставь вопросы ко второму абзацу текста;

— перескажи текст по вопросам.

Использование на уроках различных загадок, ребусов, шарад также формируют осознанное чтение. В 1—2 классах дети с удовольствием их отгадывают, а вот уже 3—4 классах сами пробуют их сочинить.

Формированию читательской самостоятельности способствует такой вид творчества, как создание детьми собственных стихотворных произведений. Изучая в разделе «Устное народное творчество» песенки, считалки, небылицы, докучные сказки, предложили детям сочинить самим докучные сказки. Вот что у нас получилось:

Как-то по небу летели — Жил-был лев — царь зверей.

Две зеленые тетери. Бегал он всех быстрее.

День летели, два летели. — А кто его догонит?

Вот и сказку проглядели. — А кто его знает?

Дети получили возможность почувствовать свою умелость, значимость, право на авторство в ходе интегрированного урока литературного чтения и окружающего мира «Умей делать открытия», где под руководством учителя была создана ситуация успеха и у ребенка появилось желание к творчеству, результатом которого стали самостоятельно созданные детьми стихотворения об одуванчике:

1) На полянке золотой

Одуванчик молодой.

Словно мальчик-с-пальчик

Этот одуванчик.

Для формирования читательской самостоятельности, приносящей эстетическое удовольствие, проводим литературно-интеллектуальные игры после каникул. Перед каникулами учащиеся получают задание прочитать произведения определенного автора, которого они сами выбирают.

Перед игрой класс делится на команды — например, мальчики и девочки, по рядам или по жребию. Для победы в этой игре игрокам требуется умение внимательно, осмысленно читать, логически рассуждать, работать в команде. Уровень заданий зависит от уровня подготовки класса, поэтому приведем только несколько вариантов заданий.

1. Тур «Автор». Посвящен жизни и творчеству писателя.

2. Тур «Словарь». Команды по очереди вытаскивают карточки со словами, которые требуется объяснить.

3. Тур «Ты мне, я — тебе». Участники команд придумывают вопросы

другой команде по прочитанным произведениям.

4. Тур «Вспомнить все». Игроки от каждой команды пишут на доске

перечень названий, героев, предметов и т. д.

5. Тур «Что? Где? Когда?». Команды по очереди получают вопросы, вытаскивая карточки с номером вопроса. Вопросы подбираются не только на знание текста, но и на сообразительность [3].

Приведенные в качестве примеров упражнения направлены на главное: формирование правильной самостоятельной читательской деятельности.

Пусть время не стоит на месте. Роль компьютера и телевизора в получении информации, восприятия окружающего мира, с каждым днем становится все важнее. Но чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности ребенка. Только оно дает возможность ребенку более глубоко и точно воспринимать, понимать и принимать окружающий мир, находить свое место в нем и делать свою жизнь духовно богатой.

Литература

1. Васильева Л. С. Как научить детей правильно читать. Саратов: Лицей, 2005.

2. Кондратина Т. И. Чтение. 1 класс: сб. текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения. М.: Школа ХХІ век, 2005.

3. Мацько Г. Р. Литературный марафон в начальных классах // Начальная школа до и после. № 8. 2007. С. 44.