Особенности читательской самостоятельности младших школьников
Общепризнанна огромная роль чтения в формировании личности. Детская художественная литература обогащает духовный мир ребенка, является могучим средством его развития. Любовь к чтению зарождается в начальной школе на уроках литературного и внеклассного чтения. Именно здесь, на начальной ступени обучения следует приобщать ребенка к литературе, формировать у него интерес к чтению вообще.
Ребенок, который приходит в школу, любит рассказы, сказки, стихи, но постепенно у него снижается интерес к чтению. Это явление во многом обусловлено традиционным преподаванием чтения в школе: школа вооружает ребенка навыком чтения, формирует четыре основных качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность. Но этого не достаточно. В конечном итоге все младшие школьники овладевают техникой чтения, все без исключения способны прочитать предложенный им текст, а детских книг без побуждения со стороны не читают. А это значит, что уже в русле формирования навыков чтения школа должна воспитывать активного вдумчивого читателя. С точки зрения современных образовательных технологий, основным качеством процесса обучения чтению является уровень самостоятельности, к которому должен быть подготовлен читатель [1].
Уровень теоретической разработки проблемы, существующие недостатки в школьной практике, реальное отношение большинства учеников к чтению, требования социального развития общества и обусловливают актуальность темы.
На уроках литературного чтения необходимо обеспечить: овладение типом правильной читательской деятельности, которую условно можно разделить на три основные группы:
Техника чтения: правильность, беглость, осознанность, выразительность.
Уровень самостоятельности.
Читательский кругозор.
Выделяются следующие задачи, формирующие самостоятельного читателя:
повышение интереса детей к чтению художественных произведений не только на уроках, но и во внеурочное время;
повышение уровня техники чтения вслух и про себя;
способность и желание детей свободно рассуждать о прочитанном, самостоятельно оценивать события, действия, поступки героев;
готовность и желание детей вступать в общение по поводу прочитанного с одноклассниками, учителем, родителями;
положительные эмоции от собственного исполнения произведения, от процесса собственного творчества (чтения наизусть, пересказ, изготовление кроссвордов, рисунков, книжек-малышек и т. д.);
осуществление самоконтроля и самооценки.
Формирование самостоятельной читательской деятельности не может быть спонтанным, сиюминутным. Это кропотливая каждодневная работа, которая делится на несколько этапов.
На первом подготовительном этапе (в 1 классе) происходит обучение восприятию литературного произведения.
Задачами этого этапа является отрабатывание читательского умения, обогащение читательского опыта детей, развитие речи младших школьников и интереса к самостоятельному чтению.
Второй класс является начальным этапом развития читательских умений. Учитель формирует у детей правильное, осознанное чтение, развивает к нему интерес, воспитывает духовность младших школьников. На этом этапе продолжается работа над пониманием и воспроизведением текста в учебнике и произведениях детской литературы.
Третий класс является основным этапом обогащения читательского опыта ребенка. Результатом работы на этом этапе является полноценное восприятие произведения детьми, формирование собственного мнения о произведениях, совершенствование самостоятельного чтения, чтения про себя, выразительного чтения.
Работа в четвертом классе заключается в формировании самостоятельного читателя. На этом этапе учитель работает над развитием творческих способностей детей, их эмоциональной сферы; расширяет читательский кругозор.
Для формирования читательской самостоятельности младшего школьника используется специальные упражнения, которые включаются в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его интересным и эмоциональным. Рассмотрим упражнения, формирующие правильную читательскую деятельность, для каждой из четырех основных групп.
К первой группе упражнений, направленных на осознание и понимание текста, относят логические упражнения, когда ребята учатся устанавливать связь между различными явлениями и понятиями, находить их общие и отличительные признаки.
Например, упражнение «Составь новое слово» по теме «Животные». Даны слова [2]:
-
лопата
караси
лимон
коса
мыло
крыши
Задание: составить новое слово, взяв из первого столбика первый слог, а из слов второго столбика — последний слог.
Ко второй группе по развитию осознанности чтения можно отнести игры со словами. Эти упражнения требуют от учащихся внимания к слову, к его частям.
В упражнении «Найди животное» ученики должны найти спрятавшееся название животного среди строчек стихотворения [2]:
Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной.
К третьей группе относятся упражнения по работе с деформированными, неоконченными предложениями, текстами. Использование этих упражнений развивает воображение, аналитическое мышление.
С текстами можно выполнять такие задания, как «Составь предложения», «Закончи рассказ», «Придумай свои вопросы к прочитанному тексту» и т. д.
К четвертой группе упражнений относится работа учащихся с текстом. Эта работа формирует осмысленное отношение к прочитанному, которое можно проверить с помощью вопросов по содержанию. С помощью вопросов можно предложить различные виды работы на уроке.
Например:
— расположи вопросы по порядку содержания текста;
— зачитай ответ на третий вопрос;
— поставь вопросы ко второму абзацу текста;
— перескажи текст по вопросам.
Использование на уроках различных загадок, ребусов, шарад также формируют осознанное чтение. В 1—2 классах дети с удовольствием их отгадывают, а вот уже 3—4 классах сами пробуют их сочинить.
Формированию читательской самостоятельности способствует такой вид творчества, как создание детьми собственных стихотворных произведений. Изучая в разделе «Устное народное творчество» песенки, считалки, небылицы, докучные сказки, предложили детям сочинить самим докучные сказки. Вот что у нас получилось:
Как-то по небу летели — Жил-был лев — царь зверей.
Две зеленые тетери. Бегал он всех быстрее.
День летели, два летели. — А кто его догонит?
Вот и сказку проглядели. — А кто его знает?
Дети получили возможность почувствовать свою умелость, значимость, право на авторство в ходе интегрированного урока литературного чтения и окружающего мира «Умей делать открытия», где под руководством учителя была создана ситуация успеха и у ребенка появилось желание к творчеству, результатом которого стали самостоятельно созданные детьми стихотворения об одуванчике:
1) На полянке золотой
Одуванчик молодой.
Словно мальчик-с-пальчик
Этот одуванчик.
Для формирования читательской самостоятельности, приносящей эстетическое удовольствие, проводим литературно-интеллектуальные игры после каникул. Перед каникулами учащиеся получают задание прочитать произведения определенного автора, которого они сами выбирают.
Перед игрой класс делится на команды — например, мальчики и девочки, по рядам или по жребию. Для победы в этой игре игрокам требуется умение внимательно, осмысленно читать, логически рассуждать, работать в команде. Уровень заданий зависит от уровня подготовки класса, поэтому приведем только несколько вариантов заданий.
1. Тур «Автор». Посвящен жизни и творчеству писателя.
2. Тур «Словарь». Команды по очереди вытаскивают карточки со словами, которые требуется объяснить.
3. Тур «Ты мне, я — тебе». Участники команд придумывают вопросы
другой команде по прочитанным произведениям.
4. Тур «Вспомнить все». Игроки от каждой команды пишут на доске
перечень названий, героев, предметов и т. д.
5. Тур «Что? Где? Когда?». Команды по очереди получают вопросы, вытаскивая карточки с номером вопроса. Вопросы подбираются не только на знание текста, но и на сообразительность [3].
Приведенные в качестве примеров упражнения направлены на главное: формирование правильной самостоятельной читательской деятельности.
Пусть время не стоит на месте. Роль компьютера и телевизора в получении информации, восприятия окружающего мира, с каждым днем становится все важнее. Но чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности ребенка. Только оно дает возможность ребенку более глубоко и точно воспринимать, понимать и принимать окружающий мир, находить свое место в нем и делать свою жизнь духовно богатой.
Литература
1. Васильева Л. С. Как научить детей правильно читать. Саратов: Лицей, 2005.
2. Кондратина Т. И. Чтение. 1 класс: сб. текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения. М.: Школа ХХІ век, 2005.
3. Мацько Г. Р. Литературный марафон в начальных классах // Начальная школа до и после. № 8. 2007. С. 44.
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
- Кирюшкины. Династия учителей
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе е. А. Алешина,
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений
- Н. Н. Андрианова,
- Изучая свой край, учимся любить родной язык
- Г. В. Анохина, л. Н. Матвиенко,
- Икт на уроках русского языка
- Е. Н. Ахтырская,
- Фольклор как искусство слова
- Т. А. Белоглазова,
- Оптимальное чтение — залог успеха ученика
- О. Н. Булаева,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- Н. М. Бунина, с. В. Васенева, н. А. Степанова,
- Уроки риторики в начальной школе
- Е. В. Бурмистрова,
- Икт на уроках русского языка и литературного чтения
- И. К. Варежникова,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- А. В. Васенева,
- Эстетическое воспитание младших школьников
- О. П. Волошенко, л. А. Рзянина, с. Ю. Нархова,
- Особенности читательской самостоятельности младших школьников
- В. Н. Вячина, е. М. Пажитнова,
- Развитие познавательных интересов и речи у младших школьников с использованием элементов народоведения
- Е. В. Епифанова,
- Семейное чтение — средство формирования читательского интереса
- А. И. Журавлева,
- Воспитание культуры личности, жизненной и нравственной позиции в рамках личностной модели выпускника I ступени обучения
- О. В. Иванова,
- Уроки русского языка в начальной школе на современном этапе образования
- В. С. Колесникова,
- Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку
- Е. А. Краморова
- Вопросы соотношения интонации и пунктуации в русском языке
- Е. В. Малахова
- Работа в программе Movie Maker как одна из форм использования икт на уроках литературного чтения
- О. В. Марченко,
- Н. А. Федосеева
- Использование фольклора в процессе подготовки детей к школе
- Е. Н. Маштакова,
- Использование краеведческого материала на уроках русского языка
- Е. П. Носова, т. А. Земцова,
- Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
- У. И. Онюшкина
- Современный урок русского языка в начальной школе
- М. А. Перестрибова,
- Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
- Е. В. Попова,
- Формирование биологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»
- Н. А. Свалова,
- Возможности развития речи в учебном диалоге
- Т. М. Сиятскова,
- Каллиграфическая минутка как средство исправления плохого почерка
- Е. В. Спирина,
- Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников
- Т. И. Сурина,
- Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся
- Е. В. Сухорукова,
- Тестовый контроль в начальной школе
- И. В. Федорина,
- Формирование навыка чтения — залог успеха всего дальнейшего обучения
- С. А. Филоненко,
- Икт на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
- Е. А. Фомичева,
- Краткосрочные проекты по литературному чтению с использованием программы Photo Story 3
- Г. Б. Фролова,
- Читательская самостоятельность младших школьников как актуальная проблема современного образования
- Н. И. Фролова,
- Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
- Г. Н. Цыплухина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Т. Н. Швецова,
- Г. В. Шевлягина,
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка
- И. А. Шубкина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Учебная и социально-педагогическая деятельность с учащимися, имеющими трудности в обучении л. В. Борзова,
- Проблема гармонизации процесса развития детей, имеющих трудности в обучении
- Е. Б. Вячина,
- Значение дополнительных коррекционно-развивающих программ для коррекции личностных качеств учащихся с трудностями в обучении
- В. А. Денисова,
- Особенности преподавания информатики и икт в начальной школе
- С. В. Калякина,
- Специальные коррекционные занятия в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- О. С. Коннова,
- Формы и методы работы с неуспевающими детьми по предмету «Информатика»
- Т. И. Коннова,
- Особенности работы с детьми, имеющими трудности в изучении русского языка
- И. А. Курбанова,
- Уверенность в себе, как залог преодоления трудностей обучения в младшем школьном возрасте
- О. В. Лукичева
- Т. В. Селифонова
- Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении, на уроках и в группе продленного дня
- Е. Г. Лукьянова,
- Методика работы с неуспевающими детьми в условиях детского дома
- И. Л. Павлова,
- Система работы по оказанию помощи детям, имеющим трудности в обучении
- Главная задача, стоящая перед педагогом — выявление уровня готовности к обучению. Особая роль для решения этой задачи отводится школьному психологу, который осуществляет следующие диагностики:
- Л. Х. Попова,
- Создание развивающей среды для коррекции интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- А. В. Рыжков,
- Кабинет психологической разгрузки в коррекционной школе VIII вида
- Т. Н. Рыжкова (Горяйнова),
- Социальное взаимодействие как фактор развития произвольности младших школьников коррекционного учреждения VIII вида
- Н. Н. Семикина,
- Психолого-педагогическая помощь семьям, способы организации работы с родителями
- И. Е. Торсукова,
- Работа над ошибками как одна из форм педагогической поддержки детей
- О. В. Трущелева,
- Особенности развивающей работы с детьми с глубокой степенью умственной отсталости
- О. В. Шамшина,
- Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника и психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении
- В. М. Шейн,
- Коррекционный аспект предмета «Окружающий мир»
- Е. В. Шубина,
- Работа социального педагога с детьми девиантного поведения
- Ок. А. Юрко, Ол. А. Юрко,
- Технологии работы с родителями: эффективность различных форм взаимодействия семьи и школы
- Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Региональной научно-практической конференции г. Балашов, март 2010 г.
- 410600, Г. Саратов, ул. Пугачевская 117, к. 50.
- 412309, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.