Эстетическое воспитание младших школьников
Важнейшей задачей эстетического воспитания в начальных классах является развитие способности у детей видеть и воспринимать прекрасное в природе, искусстве, человеческих взаимоотношениях и в непосредственном окружении там, где они живут и учатся, и на основе этого способствовать становлению в них творческой активности идейно-нравствен-ных качеств — честности, доброжелательности, красоты души, повседневной опрятности, культуры поведения.
Психология младших школьников особенная. Учащиеся этого возраста очень эмоциональные, отзывчивые к воспитательным влияниям, живые, стремящиеся узнать новое, запомнить и поделиться своим. Вступая в различные жизненные взаимоотношения с людьми, вещами и природой, сталкиваясь с явлениями общественной жизни, ребенок под решающим влиянием взрослых развивает определенные эстетические взгляды. Главная задача, стоящая перед начальной школой — это задача разностороннего развития ребенка, раннее выявление и развитие его творческих способностей. Эстетическое обучение пронизывает всю организацию жизнедеятельности ребенка в школе. Радостная, доброжелательная атмосфера обучения, наполненная постоянным открытием для себя окружающего мира, дает возможность воспитывать личность, испытывающую интерес и потребность в получении знаний.
Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства. Большое эстетическое воспитание несут уроки чтения. Произведения, помещенные в учебниках, дают богатый арсенал для работы. Выразительность чтения, использование картин, музыки дополняют возможности этих уроков. Учителя начальных классов проводят интегрированные уроки (чтение — изобразительное искусство, чтение-ознакомление с окружающим миром), уроки-сказки, путешествия, спектакли. Эмоциональное восприятие художественного произведения можно организовать путем рассмотрения репродукций картин, прослушивания фонограмм. После прочтения текста выдерживается минутная пауза. В этот момент все думают над только что услышанным, ведь надо прожить свои впечатления, дать им определиться. А потом начинаются свободные высказывания детей, без наводящих вопросов учителя. На уроке важное место занимают такие формы работы как драматизация, иллюстрирование произведений, творческий пересказ. Инсценируются тексты, обладающие ярким, интересным сюжетом, острым конфликтом, выразительными диалогами, запоминающимися характерами. Виды учебно-речевой деятельности требуют от учащихся глубокого проникновения в художественный образ, сопереживания, перевоплощения, развивает воображение, образное мышление, эстетические чувства и вкус.
Большие возможности заложены и в самой школьной программе. От нас, учителей, зависит, как рассказать, например, о неповторимой прелести осени. Или сухо, формально, или показать пейзаж И. Левитана, чью живопись называют школой любви к природе, для которого «нет лучшей страны, чем Россия». Левитановская задушевность, тонкий лиризм, содержащийся в его пейзажах, как в благодатную почву западут в детские души. Если к тому же вы прочтете несравненные строки А. С. Пушкина, прослушаете музыкальную пьесу из «Времен года» П. И. Чайковского, то наверняка этот урок останется в памяти детей. И необязательно, чтобы с первого раза запомнились слова и музыка, не в этом главное, важно, что останется след в душах, и чем больше таких следов, тем духовно богаче будет формируемый вами характер. Если время от времени, 3—5 минут экономить от урока, чтобы прочитать созвучное с темой стихотворение, то вскоре ваши ученики сами потянутся к творчеству А. С. Пушкина, И. А. Бунина, А. Фета, С. Есенина и др. И можно с уверенностью сказать, что поэты, с которыми вы их познакомите, станут спутниками всей их жизни.
Путь в мир музыки можно начинать со знакомства с произведениями П. И. Чайковского. В музыке этого композитора столько нежности, тепла, глубокого понимания окружающего нас мира! К творчеству П. И. Чайковского обращаемся постоянно. Его пьесы из «Времен года» часто звучат во время разговора с детьми о природе, живописи, том или ином эмоциональном состоянии человека. Необходимо, чтобы эти произведения звучали не эпизодично. Например, на уроке изобразительного искусства можно прослушать фонограмму с музыкальной пьесой, соответствующей теме рисунка. На уроках чтения, рассказывая о зиме, весне или лете, сделать это также под негромкие звуки музыки. С каждым новым прослушиванием ребята открывают в музыке новый смысл, новую красоту. Кроме музыки П. Чайковского, ребята знакомятся с произведениями Э. Грига, В. Моцарта, С. Прокофьева, Г. Свиридова.
Непременная грань эстетического воспитания — приобщение учащихся к изобразительному искусству. Знакомя детей с произведениями живописи и графики, определяется цель: учить смотреть и видеть, видеть и чувствовать, вслед за автором испытывать радость, волнение, желание делать добро людям. Проникновение в смысл художественно-живописных полотен учит ребят любить жизнь, людей и страну, где они родились и живут. Часто проводим беседы об искусстве, собираем репродукции полотен великих художников прошлого и современных мастеров.
Большое значение придается урокам технологии. Совершая экскурсии в природу, перед детьми ставится цель не только наблюдать, любоваться, запоминать, но с любой экскурсии приносить природный материал, который потребуется на других уроках. Работа с ним нравится детям. Интересна и познавательна работа с засушенными листьями деревьев, трав, лепестками цветов. Каждая поделка — это плод фантазии ребенка, шаг в мир прекрасного. На эстетическое воспитание, на развитие их творческих способностей большое влияние оказывает знакомство с декоративно-прикладным искусством. Продумав содержание и организацию уроков, на которых дети знакомятся с творчеством народных мастеров, можно их сделать интересными и доступными для каждого ученика. Первые уроки по знакомству необходимо проводить празднично, чтобы у детей появилось желание изготовить самим игрушку. Знакомятся дети с филимоновскими, каргапольскими и дымковскими игрушками. Дымковская игрушка — это настоящее чудо. Она легка и в лепке, и в раскрашивании. Устраиваются выставки игрушек для родителей.
Но только урочного времени явно недостаточно для воспитания эстетического чувства детей. И одному учителю справиться с этой задачей невозможно. Все ученики моего класса посещают эстетическую школу, кружок «Глиняная игрушка» от Дома творчества, являются участниками ансамбля «Задоринка». На областном фестивале-конкурсе детских фольклорных ансамблей «Сорока-белобока» ансамбль «Задоринка» стал лауреатом за высокое исполнительское мастерство.
Конечно, эстетическое воспитание не ограничивается только уроками, экскурсиями, утренниками. Это работа каждодневная, ежеминутная. Как оформлены стенды в классе, как учитель общается с детьми, как выглядит, как пишет на доске — все это способствует развитию эстетического вкуса детей. Если человек приучен с детства видеть красоту, если в школе и дома его окружает подлинная радость жизни, основа которой — доброта, чуткость и отзывчивость, он не вырастет черствым и жестоким. Можно много раз повторять, что «красота спасет мир» и ничего не делать для этого. Надо помнить, что глубокое понимание прекрасного ведет к осознанию не только понятий «красивого» и «некрасивого», но и понятий «плохого» и «хорошего», «добра» и «зла», что способствует формированию моральных эстетических убеждений школьника.
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
- Кирюшкины. Династия учителей
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе е. А. Алешина,
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений
- Н. Н. Андрианова,
- Изучая свой край, учимся любить родной язык
- Г. В. Анохина, л. Н. Матвиенко,
- Икт на уроках русского языка
- Е. Н. Ахтырская,
- Фольклор как искусство слова
- Т. А. Белоглазова,
- Оптимальное чтение — залог успеха ученика
- О. Н. Булаева,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- Н. М. Бунина, с. В. Васенева, н. А. Степанова,
- Уроки риторики в начальной школе
- Е. В. Бурмистрова,
- Икт на уроках русского языка и литературного чтения
- И. К. Варежникова,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- А. В. Васенева,
- Эстетическое воспитание младших школьников
- О. П. Волошенко, л. А. Рзянина, с. Ю. Нархова,
- Особенности читательской самостоятельности младших школьников
- В. Н. Вячина, е. М. Пажитнова,
- Развитие познавательных интересов и речи у младших школьников с использованием элементов народоведения
- Е. В. Епифанова,
- Семейное чтение — средство формирования читательского интереса
- А. И. Журавлева,
- Воспитание культуры личности, жизненной и нравственной позиции в рамках личностной модели выпускника I ступени обучения
- О. В. Иванова,
- Уроки русского языка в начальной школе на современном этапе образования
- В. С. Колесникова,
- Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку
- Е. А. Краморова
- Вопросы соотношения интонации и пунктуации в русском языке
- Е. В. Малахова
- Работа в программе Movie Maker как одна из форм использования икт на уроках литературного чтения
- О. В. Марченко,
- Н. А. Федосеева
- Использование фольклора в процессе подготовки детей к школе
- Е. Н. Маштакова,
- Использование краеведческого материала на уроках русского языка
- Е. П. Носова, т. А. Земцова,
- Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
- У. И. Онюшкина
- Современный урок русского языка в начальной школе
- М. А. Перестрибова,
- Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
- Е. В. Попова,
- Формирование биологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»
- Н. А. Свалова,
- Возможности развития речи в учебном диалоге
- Т. М. Сиятскова,
- Каллиграфическая минутка как средство исправления плохого почерка
- Е. В. Спирина,
- Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников
- Т. И. Сурина,
- Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся
- Е. В. Сухорукова,
- Тестовый контроль в начальной школе
- И. В. Федорина,
- Формирование навыка чтения — залог успеха всего дальнейшего обучения
- С. А. Филоненко,
- Икт на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
- Е. А. Фомичева,
- Краткосрочные проекты по литературному чтению с использованием программы Photo Story 3
- Г. Б. Фролова,
- Читательская самостоятельность младших школьников как актуальная проблема современного образования
- Н. И. Фролова,
- Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
- Г. Н. Цыплухина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Т. Н. Швецова,
- Г. В. Шевлягина,
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка
- И. А. Шубкина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Учебная и социально-педагогическая деятельность с учащимися, имеющими трудности в обучении л. В. Борзова,
- Проблема гармонизации процесса развития детей, имеющих трудности в обучении
- Е. Б. Вячина,
- Значение дополнительных коррекционно-развивающих программ для коррекции личностных качеств учащихся с трудностями в обучении
- В. А. Денисова,
- Особенности преподавания информатики и икт в начальной школе
- С. В. Калякина,
- Специальные коррекционные занятия в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- О. С. Коннова,
- Формы и методы работы с неуспевающими детьми по предмету «Информатика»
- Т. И. Коннова,
- Особенности работы с детьми, имеющими трудности в изучении русского языка
- И. А. Курбанова,
- Уверенность в себе, как залог преодоления трудностей обучения в младшем школьном возрасте
- О. В. Лукичева
- Т. В. Селифонова
- Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении, на уроках и в группе продленного дня
- Е. Г. Лукьянова,
- Методика работы с неуспевающими детьми в условиях детского дома
- И. Л. Павлова,
- Система работы по оказанию помощи детям, имеющим трудности в обучении
- Главная задача, стоящая перед педагогом — выявление уровня готовности к обучению. Особая роль для решения этой задачи отводится школьному психологу, который осуществляет следующие диагностики:
- Л. Х. Попова,
- Создание развивающей среды для коррекции интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- А. В. Рыжков,
- Кабинет психологической разгрузки в коррекционной школе VIII вида
- Т. Н. Рыжкова (Горяйнова),
- Социальное взаимодействие как фактор развития произвольности младших школьников коррекционного учреждения VIII вида
- Н. Н. Семикина,
- Психолого-педагогическая помощь семьям, способы организации работы с родителями
- И. Е. Торсукова,
- Работа над ошибками как одна из форм педагогической поддержки детей
- О. В. Трущелева,
- Особенности развивающей работы с детьми с глубокой степенью умственной отсталости
- О. В. Шамшина,
- Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника и психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении
- В. М. Шейн,
- Коррекционный аспект предмета «Окружающий мир»
- Е. В. Шубина,
- Работа социального педагога с детьми девиантного поведения
- Ок. А. Юрко, Ол. А. Юрко,
- Технологии работы с родителями: эффективность различных форм взаимодействия семьи и школы
- Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Региональной научно-практической конференции г. Балашов, март 2010 г.
- 410600, Г. Саратов, ул. Пугачевская 117, к. 50.
- 412309, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.