logo search
РАЗДЕЛ 2Сивашинская

5. Стили педагогического общения и педагогического руководства

Стиль – это индивидуально-своеобразная манера действования и поведения человека (А.А. Бодалев). Исходя из этогопод стилем общенияв педагогике понимают «индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся» (В.А. Кан-Калик). К этим особенностям относятся: особенности коммуникативных возможностей педагога, достигнутый уровень его взаимоотношений с воспитанниками, творческая индивидуальность педагога и особенности детей, группы учащихся, с которыми он общается.

Рассмотрим типичные стили педагогического общения, описанные в педагогической литературе. Наиболее эффективный из них – общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот стиль предполагает сотрудничество, совместную заинтересованность, сотворчество, а также высокий уровень компетентности педагога и его нравственных установок.

Эффективен и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Он проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к группе учащихся, в стремлении понять мотивы их деятельности и поведения, в открытости контактов. Вместе с тем, при этом стиле важна мера, «целесообразность дружественности». Названные стили общения взаимосвязаны, стимулируют друга. Это гуманистические стили общения, являющиеся субъект-субъектными взаимодействиями «педагог-воспитанник».

Достаточно распространенным стилем педагогического общения является стиль общение-дистанция.Дистанция в отношениях педагога и воспитанника должна существовать, она необходима, так они занимают различные социальные позиции. Важно, чтобы эта дистанция была для воспитанников естественной в силу естественности для них ведущей роли педагога. Педагогу же важно владеть искусством дистанции, чтобы избежать фамильярности в общении.

К негативным стилям общения относят: общение-устрашение, общение-заигрывание, общение-превосходство. Эти стили характеризуются субъект-объектными отношениями между педагогом и воспитанниками. Так, стильобщение-устрашениестроится на жесткой регламентации деятельности учащихся, на их беспрекословном подчинении, страхе, на ориентации детей на то, чего делать нельзя. Данный стиль делает невозможным сотрудничество педагога и детей.

Общение-заигрываниекак стиль педагогического общения основывается на желании педагога нравится воспитанникам, завоевать у них авторитет, который скорее всего будет «дешевым», ложным. Нередко молодые педагоги избирают именно этот стиль общения с учащимися.

Общение-превосходствохарактеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, отстранен от детей; мало интересуется своими отношениями с ними, не чувствует учащихся.

Охарактеризованные стили педагогического общения находят свое выражение в стилях педагогического руководства,то есть в позициях педагога и воспитанников, в преобладающих способах взаимодействия педагога с отдельной личностью и группой и т.д.

Наиболее распространенной является следующая классификация стилей педагогического руководства. Их подразделяют на авторитарный, демократический, либеральный.

Авторитарный стиль педагогического руководстваможно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте». Педагог единолично задает цели и способы деятельности, не объясняет и не комментирует свой действия. Он проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, пренебрегает мнением и инициативой учащихся. Педагог постоянно проявляет сове превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Воспитанники находятся в позиции объектов педагогического воздействия. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон в обращении в форме указаний, поучений, приказов, инструкций, окрика. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении. Нет необходимости доказывать, что такой стиль педагогического руководства тормозит развитие личности, подавляет активность, инициативу, порождает неадекватную самооценку. Он воздвигает смысловой и эмоциональный барьеры между учителем и учениками.

При демократическом стиле педагогического руководстваобщение и деятельность педагога и учащихся строится на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он поддерживает право воспитанников на собственное мнение и на свою позицию, поощряет их активность, инициативу. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основными формами обращения учителя являются совет, рекомендация, просьба. Демократический стиль руководства можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги». Этот стиль способствует развитию и саморазвитию личности, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку и способствует установлению гуманных взаимоотношений.

При либеральном стиле педагогического руководстваотсутствует система в организации деятельности учащихся и контроля за нею. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога. Формами обращения являются увещевания, уговоры. Этот стиль ведет либо к панибратству, либо к отчуждению. Он не способствует развитию личности, не побуждает к инициативе, самостоятельности воспитанников. Главное, что отсутствует целенаправленное педагогическое взаимодействие «педагог-воспитанник». Словами этот стиль можно выразить так: «Как все идет, так и пусть идет».

В чистом виде тот или иной стиль руководства практически не встречается. Предпочтителен демократический стиль. Обычно опытный учитель владеет элементами всех стилей. В этом случае идет речь о динамическом (вариативном) стиле педагогического руководства. Таким образом, стиль зависит от конкретных условий педагогического взаимодействия.