logo search
GOS_pedagogika_i_psikhologia

2. Учет особенностей темперамента в воспитании и обучении младших школьников.

Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведение человека, определяет его поступки, индивидуальность. С древних времен различали четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.

Темперамент – характеристика личности со стороны особенностей динамики ее психической деятельности (интенсивности, темпа, ритма, скорости психических процессов).

К свойствам темперамента относятся: сензитивность, реактивность, активность и их соотношение, темп реакции, пластичность – ригидность, экстраверсия – интроверсия.

Сензитивность – повышенная чувствительность к воздействиям материального и социального мира. У сензитивных людей ощущения возникают при незначительной интенсивности раздражителя, у них высокая чувствительность.

Реактивность определяется силой эмоционального ответа. Реактивный человек впечатлителен, эмоционально реагирует на внешние или внутренние воздействия.

Активность проявляется в энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир, в том, с каким упорством он преодолевает препятствия, мешающие достижению цели, в выраженности его целенаправленности, настойчивости, сосредоточенном внимании.

Соотношение активности и реактивности свидетельствует о том, насколько поведение и деятельности человека зависят от случайных обстоятельств (настроения, эмоциональных реакций) и насколько – от цели и задач, которые он ставит перед собой, то есть насколько велик элемент случайности в его деятельности.

Темп реакции характеризует быстроту протекания психических процессов – познавательных, эмоциональных, волевых, а также речи, двигательных реакций и действий.

Пластичность – ригидность. Пластичность – это легкость, гибкость приспосабливания человека к изменяющимся условиям жизни, деятельности; ригидность – инертность, неспособность быстро приспособиться к изменениям, стереотипность поведения.

Экстраверсия – интроверсия. Эти свойства выражаются в преимуществе обращенности личности в мир внешний (экстраверсия) или внутренний – мир образов, мыслей, чувств (интроверсия). От преобладания направленности зависят особенности реагирования и деятельности людей, их контактность или замкнутость.

Рассмотренные свойства в их сложном взаимодействии прослеживаются в каждом типе темперамента.

По учению И.П. Павлова, физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности. Он выделял четыре типа высшей нервной деятельности на основе сочетания таких свойств нервной системы, как сила, уравновешенность, подвижность.

Сила процессов возбуждения и торможения зависит от работоспособности нервных клеток, их выносливости относительно сильных и длительных раздражителей.

Уравновешенность нервных процессов – свойство, показывающее степень соотношения возбуждения и торможения. Нервная система уравновешена, когда процесс возбуждения равен по силе процессу торможения, неуравновешенна – при преобладании одного из них.

Подвижность нервных процессов связана со скоростью реагирования на внешние раздражители.

Слабый тип (меланхолический темперамент) характеризуется слабостью нервных процессов, т. е. небольшой работоспособностью нервных клеток, быстрой утомляемостью. Такому учащемуся требуется значительно больше времени для подготовки уроков; у него скорее, чем у другого ученика, может появиться неуверенность в своих силах, робость. Такой ученик обычно болезненно переживает свои неудачи. Некоторая медлительность при ответах создает иногда неправильное впечатление о его знаниях. У меланхолика в любой момент может появиться неуверенность в себе, поэтому всякое улучшение его. работы следует поощрять, добиваясь выполнения задания. Меланхолики охотно занимаются индивидуальными видами деятельности. Важная положительная особенность слабого типа, его повышенная чувствительность, что помогает школьнику в условиях правильного воспитания быстро ориентироваться и приспосабливаться к жизни и людям.

Сильный, но неуравновешенный тип (холерический темперамент) характеризуется большой работоспособностью нервных клеток, но процесс возбуждения здесь преобладает над торможением. Такой учащийся не всегда сдерживает свои чувства, часто выражает их в мимике, жестах, речи. Для него характерны резкие движения, большая подвижность. Холерики предпочитают эмоциональные ее виды (спортивные игры, дискуссии, публичные выступления) и неохотно занимаются однообразной работой. Порывы такого ученика чаще приходится сдерживать, чем поощрять, чтобы выработать выдержку, умение обдумывать поступки я действия.

Сильный, уравновешенный, подвижный тип (сангвинический темперамент) характеризуется большой работоспособностью, быстрым включением в деятельность и быстрым переходом от одной деятельности к другой, большой двигательной и словесной подвижностью, легкими и быстрыми движениями, выразительной мимикой. Такой ребенок живо откликается на требования учителя и коллектива. Cангвиники при изучении нового материала быстро схватывают основу, выполняют новые действия, хотя с ошибками, не любят длительной и тщательной работы при освоении и совершенствовании навыков. Сангвиник, для которого характерна быстрая смена процессов, потребует более частого контроля, чтобы поддержать устойчивость его волевых усилий. При правильном воспитании на основе этого типа могут сформироваться такие положительные черты, как жизнерадостность, отзывчивость и чуткость, трудолюбие, коллективизм. При неправильном воспитании может развиться поверхностность, легкомыслие, нестойкость интересов и привязанностей, безразличное отношение к неудачам и т. д.

Сильный, уравновешенный, малоподвижный тип (флегматический темперамент) характеризуется большой работоспособностью, но медленным включением в деятельность и медленным переключением внимания с одной деятельности на другую, общей медлительностью движений и речи. Флегматики не станут выполнять новые действия, упражнения, если что-то неясно в содержании или технике, они склонны к кропотливой работе при овладении ею. При правильном воспитании у ребенка могут выработаться такие положительные черты, как настойчивость, добросовестность, выдержка, доброта и др. Но в других условиях могут появиться и отрицательные черты: замкнутость, равнодушие, черствость и др. Учитывая спокойствие флегматика, надо давать ему поручения, связанные с оказанием помощи другим людям, чтобы спокойствие не перешло в равнодушие и т. д.

В каждом из этих случаев нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности того или иного учащегося.

Медлительного ученика лучше не торопить, когда он отвечает урок, но, зная эту его особенность, надо развивать у него быстроту реакций.

Учащемуся, склонному к очень быстрой реакции, следует дать возможность лучше обдумывать материал, чтобы не было опрометчивого ответа.

При нарушении правил поведения для школьника с преобладающими чертами меланхолического темперамента может быть достаточно укоризненного взгляда, а учащемуся с преобладающими чертами холерического темперамента нужно спокойно, но твердо сделать замечание, в ряде случаев повторив его не один раз.

Сангвиник и холерик в школе и вне ее инициативны, а школьника с преобладающими чертами флегматического темперамента нужно втягивать в работу.

У меланхолика в любой момент может появиться неуверенность в себе, поэтому всякое улучшение его. работы следует поощрять, добиваясь выполнения задания.

Сангвиник, для которого характерна быстрая смена процессов, потребует более частого контроля, чтобы поддержать устойчивость его волевых усилий.

Учитывая спокойствие флегматика, надо давать ему поручения, связанные с оказанием помощи другим людям, чтобы спокойствие не перешло в равнодушие и т. д.

Учет темперамента необходим при выборе стиля общения с учащимися. Так, с холериками и меланхоликами предпочтительны такие методы воздействия как индивидуальная беседа и косвенные виды требования (совет, намек и т.д.). Порицание на виду у класса вызовет у холерика конфликтный взрыв, у меланхолика – реакцию обиды, подавленности, неуверенности в себе. Имея дело с флегматиком нецелесообразно настаивать на немедленном выполнении требования, необходимо дать время созреть собственному решению ученика. Сангвиник легко и с удовольствием примет замечание в форме шутки.

Темперамент сам по себе не определяет ни способностей, интересов ребенка, но оказывает большое влияние на стиль умственной деятельности (работоспособность, скорость включения в деятельность и скорости - переключения с одной деятельности па другую). Темперамент сказывается на поведении ребенка, па быстроте протекания реакций, устойчивости настроений. Поэтому необходимо учитывать особенности темперамент как при обучении, так и при воспитании детей.

БИЛЕТ 6