logo search
РАЗДЕЛ 2Сивашинская

5. Характеристика основных закономерностей педагогического процесса

К первой группе закономерностейотносятся закономерности, действующие на макро- и

микросоциальном уровнях. Это общие, существенные и устойчиво повторяющиеся связи между потребностями, возможностями общества, народа, страны, региона, отдельных групп людей, семьи и педагогическим процессом. Такой закономерностью, например, является зависимость педагогического процесса от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности. Иначе говоря, цель, характер, содержание, средства, методы, формы педагогического процесса определяются объективными потребностями общества, интересами государства, социокультурными и этническими нормами и традициями.

Кроме того, на процессы воспитания и обучения воздействуют факторы: региональные (условия конкретной местности), факторы микросреды (улица, семья, ближайшее бытовое окружение…), природные факторы, условия конкретной школы и класса, особенности педагогического коллектива (мастерство и личные качества учителей и воспитателей), внутреннее состояние самого ребенка и др.

Ко второй группе закономерностейотносятся закономерности, действующие на межличностном и личностном уровне. Это:

- между деятельностью педагога, деятельностью ученика и содержанием педагогического процесса (между воздействием педагога, восприятием и принятием этого воздействия учеником и возникающим при этом процессом самообразования);

- между целями, содержанием, методами, средствами, формами, условиями, с одной стороны, и результатами педагогического взаимодействия, с другой. Эта закономерность проявляется в том, что все компоненты педагогического процесса соподчинены друг другу, проникают друг в друга в самых различных комбинациях. Каждый предыдущий определяет последующие и в тоже время зависит от них. В частности, результаты педагогического процесса закономерно зависят от тех условий, в которых он протекает (от материальных, социально-психологических, гигиенических и др.). Содержание педагогического процесса обусловлено поставленными целями и задачами. Методы и средства педагогического процесса обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации. Формы педагогического процесса определяются его содержанием и т.д.;

- между обучением и воспитанием как составляющими педагогического процесса. Эти связи проявляются в том, что воспитание невозможно без обучения, и наоборот;

Охарактеризованные выше закономерности можно считать установленными, многократно проверенными, подтвержденными и объясненными. Поэтому они должны учитываться педагогом в его деятельности. А так как в область педагогического процесса попадают социальные, экономические, культурологические, психологические, духовные, физиологические и иные явления, то с развитием антропологических и в целом гуманитарных наук будут установлены и другие, более глубокие закономерности педагогического процесса.