logo search
GOS_pedagogika_i_psikhologia

Функции обучения. Движущие силы процесса обучения

1. Образовательная функция. Основной смысл состоит в вооружении учащихся системой научных ЗУН с целью их использования на практике.

Научные знания включают в себя:

- понятия

- факты

- научные теории

- законы

- закономерности

- обобщенную картину мира.

В соответствии с этой функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта.

Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность, осознанность знаний, их прочность, действенность.

Конечный результат: действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими.

Умение, как умелое действие, направляется четко осознаваемой целью.

Навык, как автоматизированное действие, в основе своей содержит систему упрочившихся связей.

2. Воспитательная функция. Воспитывающий характер обучения – это отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая в любые эпохи и в любых условиях. Эта функция органически вытекает из содержания обучения, методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации.

Обучение воспитывает всегда, но не всегда автоматически и не всегда в нужном направлении, поэтому при организации процесса обучения, при отборе форм, методов обучения, необходимо исходить из задач воспитания на том или ином этапе развития общества.

3. Развивающая функция. Так же, как и воспитательная функция, развивающий характер обучения вытекает из самой природы этого социального процесса.

Правильно организованное обучение всегда развивает, но развивающая функция осуществляется более эффективно при спец. направленности взаимодействия учителей и учащихся.

Эта спец. направленность в обучении получила название – развивающее обучение.

В контакте традиционных подходов к организации обучения осуществление этой функции сводится к развитию речи и мышления, т.к. развитие именно вербальных процессов нагляднее отображает общее развитие ученика.

Но это суждение сужает понимание развития. Упускают из вида то, что речь и связанное с ней мышление эффективнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности.

Т.о., развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.