logo search
GOS_pedagogika_i_psikhologia

1. Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения.

Обучение – целенаправленный педагогический процесс взаимодействия педагога и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека, передача и усвоение Знаний, Умений и Навыков (ЗУН), способов познавательной деятельности.

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение – процесс (точнее сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместной деятельности. Обучение – это специально организованная познавательная деятельность учеников, в процессе которой формируются научные познания, необходимые способы деятельности, эмоционально-ценностное и творческое отношение к окружающей действительности. В обучении осуществляется развитие ребенка. Основными структурными элементами обучения как системы являются: 1) цели, 2) содержание, 3) методы, 4) организационные формы, 5) результаты.

Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков, способов мышления.

Знание – совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметов. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных образов.

Умения – овладение способами (приемами, действиями) применение усвоенных знаний на практике.

Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремиться обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Содержание (обучения, образования) – система научных знаний, практических умений, навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения.

Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма обучения связана с числом учеников в классе, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.д.

Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т.д.

Результаты – то, к чему приходит обучение, следствие учебного процесса, степень реализации намеченной цели.