logo search
РАЗДЕЛ 2Сивашинская

6. Основные тенденции развития содержания современного образования

Тенденции в развитии содержания современного образования связаны со стремлением общества реализовать на практике универсальную модель образования, нацеленную на формирование у учащихся способности к самоопределению во всех сферах своей жизнедеятельности, умений самостоятельно добывать знания, применять их в новых условиях и т.п. Именно на это нацелены процессы реформирования системы образования, происходящие в Республике Беларусь в настоящее время.

Основными тенденциямив развитии содержания образования являются:

- гуманитаризация и гуманизациясодержания образования, сущность которых заключается в обращении к мировой и национальной культуре, к истории, духовным ценностям, искусству, художественному творчеству; в личностно-ориентированной направленности содержания образования; индивидуализации педагогического процесса и т.п.Гуманитаризациисодержания образования способствует увеличение в учебных планах объема социально-гуманитарных дисциплин, включение гуманитарных знаний в содержание учебных предметов естественнонаучного цикла.Гуманизациясодержания образования сопровождается преобразованием педагогиченского процесса на основе признания личности ученика и педагога высшей жизненной ценностью, «очеловечиванием» взаимоотношений учителей, учащихся, родителей;

- разработка и реализация деятельностного содержания образования, способствующего не только усвоению школьниками или студентами готовых знаний, но и способов мышления и деятельности; развитию способностей к жизни и работе в условиях быстро изменяющегося окружающего мира; формированию готовности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию. Иначе говоря, наблюдается стремление к неразрывному единству в содержании образования двух компонентов: ориентирующего в культуре и творчески-деятельностного. Это, в свою очередь, реализуется через развитие у обучающихся мыследеятельностных (аналитических, рефлексивных и др.) способностей, сочетание фундаментальности содержания образования и его практической направленности;

- открытость и вариативность содержания образованияпредполагает выбор учащимися различных вариантов учебных курсов и видов деятельности и в целомдифференциацию образовательного процесса, обеспечивающую развитие учащихся в соответствии с их возможностями, склонности, интересами;

- постепенное уменьшение обязательных предметов и занятийи увеличение предметов, занятий и видов деятельности по выбору;

- включение в содержание образования интегрированных курсов, способствующих созданию у школьников целостной картины мира;

- стандартизация содержания образования, которая обеспечивается разработкой системы образовательных стандартов.

Охарактеризованные тенденции развития содержания образования будут способствовать переходу от «школы памяти» к «школе мышления и действия», то есть реализации новой образовательной парадигмы.