logo search
GOS_pedagogika_i_psikhologia

Развитие памяти у младших школьников

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Это объясняется качественными преобразованиями мышления.

Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.

Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.

Высокий уровень развития памяти необходим при выполнении различных мнемических задач (задач на запоминание), возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память. Однако первокласснику приходится запоминать и то, что является для него не только интересным и привлекательным, но и необходимым. Поэтому непосредственная, эмоциональная память оказывается уже недостаточной.

Условиями развития памяти являются:

Практика показывает, что одного интереса к учению недостаточно для развития произвольной памяти как высшей психической функции.

Развитию произвольной памяти способствует:

Память ребенка из непосредственной и эмоциональной становится логической, смысловой.

Способность детей младшего школьного возраста к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе и существенно различается у учащихся 1-2 и 3-4 классов.

Для детей 7-8 лет проще выполнить установку «запомнить», чем установку «запомнить с помощью чего-либо».

По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. Чаще всего таким приемом оказывается многократное повторение - универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание.

В младших классах, где от ученика требуется лишь простое воспроизведение небольшого по объему материала, такой способ запоминания позволяет справляться с учебной нагрузкой. Но в последующем этого оказывается недостаточно.

Ребенок должен овладевать приемами смыслового запоминания, развивать логическую память.

Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании.

В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы:

Обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа:

Таким образом, прежде чем использовать, например, прием классификации для запоминания материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.

Процесс развития логической памяти у младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к повторению. Но даже успешно освоив в ходе обучения способы смыслового анализа и запоминания, дети не сразу приходят к их применению в учебной деятельности.

На разных этапах младшего школьного возраста отмечается динамика отношения учеников к приобретенным ими способам смыслового запоминания.

У второклассников потребность в их использовании самостоятельно еще не возникает

К концу обучения в начальной школе дети сами начинают обращаться к новым способам запоминания при работе с учебным материалом.