logo search
s_act_prob_prepod2010

Формы и методы работы с неуспевающими детьми по предмету «Информатика»

Неуспеваемость — острейшая проблема современной школы. Суммарная, комплексная итоговая неподготовленность учащегося, наступающая в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения, и есть неуспеваемость. Она охватывает многие элементы образованности, воспитанности и развитости, образуя сложное целое. Отдельный же элемент неподготовленности, возникающий по ходу обучения, можно назвать отставанием. Суть предупреждения неуспеваемости в том и состоит, чтобы вовремя устранить отдельное отставание, не дать ему развиться [2]. К сожалению, еще нельзя утверждать, что в настоящее время педагоги и психологи выработали достаточно дифференцированные рекомендации, учитывающие как типологические особенности неуспевающих, так и различные формы учебной работы школы.

Какие же формы и методы работы рекомендуются для неуспевающих различных типов?

С неуспевающими, принадлежащими к первому типу (с низкой обучаемостью), необходимо в первую очередь проводить работу, направленную на перестройку тех особенностей мыслительной деятельности, которые тормозят успешное обучение.

Недостаточное развитие способности к обобщению, преобладание наглядно-действенного мышления над словесно-логическим заставляет обратить особое внимание на первых этапах обучения на развертывание материального или материализованного действия, на опору на наглядные образцы [1]. При этом педагог должен создавать такие условия, чтобы использование наглядных пособий не вызывало сосредоточения внимания на второстепенных признаках, отвлекающих от решения главной мыслительной задачи.

Следует практиковать задачи и упражнения, требующие перехода мысли от отвлеченного плана к конкретному, и наоборот (привести примеры, иллюстрирующие правило, или сделать обобщение на основе ряда частных случаев и т. д.). Рекомендуются упражнения по развитию логической структуры доказательств, по выработке умозаключений. Полезно больше упражнять детей со слабой обучаемостью в операциях и примерах, требующих сопоставительного анализа.

Как показал опыт работы, на начальных стадиях обучения детей с низкой обучаемостью в целях выработки положительной мотивации к учебному труду целесообразно занимать более простыми видами деятельности. Это дает возможность четко организовать выполнение учебной работы, а главное, вызвать у учеников удовлетворение от сознания того, что они справляются с ней успешно (вспомним о «стратегии формирования успеха»). Когда создано положительное отношение к учению, следует вовлекать детей в активную мыслительную работу, ставя перед ними проблемы и систематически обучая их приемам мышления. При этом очень важно, чтобы учителем была создана ситуация, в которой каждый ученик мог бы проявить себя, а преподаватель — поощрить его за любой, даже скромный успех [2].

В отличие от умственно отсталых детей учащиеся с пониженной обучаемостью охотно и успешно пользуются помощью взрослого. Эту особенность также следует умело использовать, последовательно уменьшая объем помощи с тем, чтобы зона самостоятельной деятельности детей непрерывно расширялась. Подсказывающие ответы желательно чередовать по характеру: это может быть и конкретизация задания, и совместное решение аналогичной задачи, и прямое указание приема, которым она решается, и предостережение от ошибки.

В системе заданий, предлагаемых детям, определенное место должны занимать и легкие, «очевидные» задачи, которые заведомо могут быть решены самостоятельно. Это поможет выработать положительное отношение к самостоятельной работе.

Большую роль играет правильный выбор форм учебной работы. Для одних детей с пониженной обучаемостью достаточно обеспечить индивидуальный подход в условиях фронтальных занятий с целым классом, для других наряду с этим желательно использовать такие виды группового обучения, при которых разные группы детей получают задания разной степени трудности (задания при этом различаются и по содержанию, и по объему, и по методике их предъявления) [1]. Работа с неуспевающими детьми может осуществляться как на уроке, так и вне урока (дополнительные занятия).

В процессе контроля за подготовленностью учащихся на уроке необходимо:

При изложении нового материала на уроке:

В ходе самостоятельной работы на уроке:

При организации самостоятельной работы:

Элементы технологии проблемно-модульного обучения (пошаговая инструкция к выполнению заданий на компьютере, специальные способы проектирования содержания обучения, система задач и упражнений, конструирование дидактических материалов, рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений) позволяют всем ученикам справляться с заданиями успешно.

Литература

  1. Малев В. В. Общая методика преподавания информатики: учеб. пособие. Воронеж: ВГПУ, 2005. 271 с.

  2. Поташник М. М. Требования к современному уроку: методич. пособие. М.: Центр пед. образования, 2008. 28 с.