logo search
GOS_pedagogika_i_psikhologia

1. Характеристика словесных методов обучения. Опыт их применения в начальной школе.

Метод обучения (от греч. – «путь к чему-либо») – это упорядоченная деятельность педагогов и учеников, направленная на достижение поставленной цели.

Методы обучения – система последовательных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение средствами самообразования.

Прием – это элемент метода, его структурная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода.

В методах обучения выделяются объективная и субъективная части.

Объективная – это не зависящая от учителя, а субъективная – зависящая от него.

1.Рассказ – это последовательное монологическое изложение учебного материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме.

Рассказ – монологическое изложение учебного материала, применяемого для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения материала.

Требования:

*рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания

*содержать только достоверные и научно-проверенные знания

*включать достаточное число ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений

*иметь четкую логику изложения

*быть эмоциональным

*излагаться доступным и простым языком

*отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам

*время: в нач. классах – 10-15 минут, в старших – 30-40 минут. Оптимально: 5-7 мин (нач. кл.)

Виды:

1) описание предполагает четкую, выразительную, образную характеристику предметов, явлений. Его целесообразно использовать для сообщения фактического материала (природоведение, трудовое обучение)

2) худ. рассказ богат на сравнения, эпитеты, он обращен к представлениям и эмоциям детей (чтении, рисование, ознакомление с окр. миром). Содержание рассказа должно опираться на имеющийся у детей опыт, одновременно расширяя и обогащая его новыми элементами, служить образцом построения связной, логичной речи, учить грамотно выражать свои мысли

3) рассказ-объяснение используется, когда нужно раскрыть логичную последовательность, обнаружить причинно-следственные связи между явлениями и процессами. Он помогает раскрыть способы действий, которые следует запомнить ученикам, приучить их следить за ходом мысли, развитием сюжета.