logo search
РАЗДЕЛ 2Сивашинская

7. Характеристика активных методов педагогического процесса

В последние десятилетия интенсивно развиваются и внедряются в педагогический процесс так называемые активные методы обучения и воспитания(в педагогических источниках встречаются и такие названия: методы активного обучения, технологии активного обучения). Эти методы основаны на установленных психологией фактах о том, что при прочих равных условиях в памяти человека запечатлевается до 90 % того, что он делает; до 50 % того, что он видит; только 10 % того, что он слышит. Некоторые примеры активных методов рассмотрены выше: методы проблемного обучения, дискуссионные методы, игровые технологии. К данной группе методов относят также методы «мозгового штурма», погружения, синектики, интерактивные методы и др. Коротко их охарактеризуем.

Метод «мозгового штурма»- это метод группового решения проблемы (предложен в конце 30-х годов прошлого века американским психологом А. Осборном). Метод направлен на активизацию мыслительных процессов с одновременным снижением самокритичности участников к своим возможностям. Последнее достигается двумя путями: 1) дается прямая инструкция быть свободным, творческим, оригинальным, не бояться оценки окружающих; 2) создаются благоприятные внешние условия, в частности осуществляется поддержка и одобрение другими участниками. Обстановка в группе (обычно 5-6 человек) должна быть непринужденной, недопустима критика. Участники размещаются лицом друг к другу. Ведущий ставит проблему и просит предлагать варианты решения без предварительного обдумывания. Принимаются и проходят групповую экспертизу все решения, даже самые неожиданные и нереальные. Время выступления участника 1-2 минуты, он может выступать несколько раз, но не подряд. Каждому участнику разрешается как угодно видоизменять, комбинировать, развивать идеи предыдущего выступавшего. Количество идей должно быть как можно большим. «Мозговой штурм» заканчивается, когда иссякают идеи. Все идеи тщательно записываются. Затем открывается дискуссия для объединения и развития предложенных идей в практическое решение рассматриваемой проблемы.

Существуют разные модификации данного метода. Так, «челночный мозговой штурм»предполагает работу двух групп: «генераторов идей» и «критиков». Первая вырабатывает предложения по решению проблемы, самые интересные из которых передаются второй группе. «Критики» отбирают самые перспективные из полученных решений, переопределяют на их основе задачу и снова передают её на рассмотрение «генераторам». Работа повторяется циклически до выработки приемлемого решения.

В ходе «мозгового штурма» не только активно усваиваются знания, активизируется мышление, но и раскрывается творческий потенциал человека, преодолеваются стереотипы и шаблоны в мышлении, формируются умения вести дискуссию, кратко и точно излагать свое мнение, воспринимать логику рассуждений других участников и т.п.

Синектика – метод групповой творческой деятельности или учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Иначе говоря, это метод, предполагающий объединение разнородных элементов, аналогий и ассоциаций для поиска решения. При этом используются: прямые аналогии (как решаются подобные задачи); личная или эмпатическая аналогия (рассуждение с точки зрения объекта задачи); символическая аналогия (дается образное определение сути задачи в виде символов, формул, рисунков и т.п.); фантастическая аналогия (как бы эту задачу решили сказочные герои, инопланетяне и др.).

Метод погружения– это активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры. Обучение методом погружения иначе называетсясуггестопедией.Данный метод основан на трех принципах: удовольствие и релаксация на занятиях; единство сознательного и бессознательного; двусторонняя связь в обучении. Применение метода погружения снимает оценку как форму давления со стороны преподавателя.

В отличие от многих других методов обучения, в которых основной упор делается на убеждение, метод погружения опирается на внушение. Учитель использует свой авторитет для поддержания уверенности учащихся в себе, ощущения раскованности возможностей и способностей, в успехе. Поддерживается также радостная атмосфера в процессе обучения. Учебный материал предлагается не только детализировано, но и в больших обобщенных единицах, представленных в виде схем, таблиц, плакатов. При этом происходит одновременное логическое и эмоциональное восприятие и усвоение его учащимися. Для достижения внутреннего раскрепощения используется искусство, музыка, танцы, пение, игры. Это не только вызывает состояние, близкое к художественному переживанию, но и порождает ощущение отдыха и избытка сил (снимается проблема утомления), способствует подъему работоспособности и активизации познавательной деятельности. Если в традиционном обучении большая нагрузка ложится на произвольное запоминание, то в методе погружения центр тяжести переносится на последующее применение знаний, и основной задачей для учащихся становится понимание. Запоминание выступает при этом не целью, а побочным результатом (непроизвольное запоминание).

Метод погружения применяют, например, при изучении иностранного языка. Учащиеся включаются преподавателем в специальную тематическую ситуацию и «живут» в ней. При этом они заучивают по 200 слов в день и воспроизводят их без всяких повторений. Метод погружения используется в вальдорфской педагогической системе, в опыте российского педагога М.П. Щетинина и других педагогов.

Название интерактивных методов педагогического процессапроисходит от психологического термина «интеракция», что означает взаимодействие. Интеракционизм как направление современной психологии и педагогике базируется на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида. Взаимодействие при этом понимается как непосредственная межличностная коммуникация. В основе этого взаимодействия лежит личный опыт каждого его участника. С.С. Кашлев определяет «интерактивное педагогическое взаимодействие» как усиленную целенаправленную деятельность педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой в целях развития. Следовательно,интерактивные методы педагогического процессаможно рассматривать как способы целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации взаимодействия всех участников педагогического процесса для создания оптимальных условий своего обучения и воспитания.

Основными характеристиками (признаками, атрибутами) интерактивных методов обучения являются: полилог, диалог, мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отношения, свобода выбора, ситуация успеха, позитивность и оптимистичность оценивания, рефлексия. Эти признаки определяют содержание и технологию интерактивного обучения.

С.С. Кашлев предложил классификацию интерактивных методов педагогического процесса в зависимости от их ведущих функций. Он выделяет: методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации; методы обмена деятельностями; методы мыследеятельности; методы смыслотворчества; методы рефлексивной деятельности; интерактивные игры.