logo search
GOS_pedagogika_i_psikhologia

2. Возрастная периодизация психического развития ребенка.

Возраст - качественно своеобразный период физического, психологического или поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

Виды возрастов:

• биологический - определяется степень созревания организма, состоянию нерв­ная система и ВНД.

• социальный - определяется уровнем социальных ролей, функции человека (16 лет - права и обязанности).

• психологический - особенности психологии и поведения, качественные изме­нения в психическом развитии - достигнутый к этому времени уровень психо­логического развития.

• физический - характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения.

Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.

Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных возрастных этапов.

Существует множество попыток периодизации психического развития. Л. С. Выготский выделил три группы периодизации, предложенных как зарубежными, так и отечественными психологами в начале и первой половине XX в.

I. Периодизации детского развития по внешнему критерию. Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего критерия Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.

Периодизация Штерна создана по биогенетическому принципу (онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез, поэтому процесс индивидуального развития соответствует основным периодам биологической эволюции и исторического развития человечества).

Периодизация Р. Заззо выстроена в соответствии с принятыми во Франции ступенями обучения и воспитания детей. Этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей.

Периодизация А.В. Петровского. В качестве внешнего критерия выступают различные социальные группы, с которыми ребенок вступает во взаимодействие по мере своего взросления.

II. Периодизации детского развития по внутреннему критерию. В этой группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например, развитие костных тканей у П.П. Блонского, развитие детской сексуальности у 3.Фрейда, развитие морального сознания у Л. Колберга.

III. Периодизации детского развития по совокупности внутренних критериев. В третьей группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.