logo search
s_act_prob_prepod2010

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся

В начальном образовании за последние 50 лет произошло стремительное движение от проблемы вооружения учащихся ЗУНами к проблеме подготовки их к активной социальной и продуктивной творческой деятельности. В федеральном компоненте Государственного стандарта выделена приоритетная цель начального общего образования: развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. Наша школа второй год работает в рамках эксперимента по формированию у учащихся универсальных учебных действий.

Основой нашей работы является деятельностный подход, который исключает эталоны и образцы, а предполагает организацию поисковой деятельности, проблемных ситуаций, противоречий на каждом уроке и, в частности, на уроках русского языка.

Проблема формирования орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка была и остается наиболее актуальной и в наше время. Дети допускают большое количество ошибок на правописание безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных. В чем причины? Остановимся на трех, на наш взгляд, основных:

  1. Невидение «ошибкоопасных» мест.

  2. Неумение подбирать проверочные слова из-за маленького словарного запаса, снижения интереса к чтению.

  3. Низкий уровень самостоятельности при выполнении заданий (на уроке поможет кто-то, а дома — родители).

Так, на уроках по теме «Правописание букв безударных гласных в корне слова» ребята находят ударный слог, определяют, в какой части слова он находится, подчеркивают буквы безударных гласных, сами подбирают однокоренные слова и выбирают проверочные, делают вывод, что однокоренные слова пишутся одинаково. В тетрадях по русскому языку «Пишем грамотно» (программа «Начальная школа ХХI век») есть задания, при выполнении которых учащиеся учатся находить «опасные места» (поставь ударение, подчеркни гласную, написание которой надо проверить, выпиши такие слова и другие). В текстах учебника по литературному чтению ученики ищут слова на изученные орфограммы (за определенное время, устраивая соревнования между группами «Кто больше?»), называют их и обосновывают написание. Всю работу они выполняют при минимальном участии учителя: анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают, спорят, делают выводы. Очень понравился ребятам поиск слов с изученными орфограммами на обертках конфет, различных сладостей. Такие виды работ способствуют формированию у учащихся познавательных учебных действий.

Для обогащения словарного запаса применяются творческие виды работ: ребята с удовольствием придумывают небольшие сказки о животных, продолжения уже известных сказок, рассказы о своих впечатлениях, наблюдениях, подбирая и используя наиболее точные слова и выражения. Здесь им помогает «словарь настроений». Ученики пользуются орфографическим словарем, необходимым для поиска ответа на орфографический вопрос. Ежедневно на уроках русского языка ребята составляют распространенные предложения, используя слова с непроверяемыми написаниями. А для лучшего их запоминания дети находят в них «спрятавшиеся» слова, например, в слове «облако» — «лак», «улица» — «лица». Результатом такой кропотливой работы стало успешное письмо словарных диктантов: из 29 человек оценку «3» получают, как правило, только 3—4 человека. Любят ребята «орфографические бои». Ученики одной группы называют слово на изученную орфограмму, другая группа говорит проверочное слово, а третья группа должна назвать саму орфограмму. Увлекла ребят игра «Гнездышки». Заведены «тетради-гнездышки». Ученики поочередно раз в неделю дают задания всему классу с данным «корнем» записать все родственные слова в эти тетради. На переменках дети читают друг другу эти слова, дополняют свои записи. Параллельно с этой работой у учащихся формируются коммуникативные учебные действия.

Для повышения уровня самостоятельности предлагается учащимся самим придумывать задания классу. Например: придумать как можно больше однокоренных слов к названному ими слову, найти слова, в которых количество звуков и букв не совпадает, найти «лишнее» в группе слов, предложенных учеником. Ребята внимательно читают задания, не прибегая к посторонней помощи. Также на уроках русского языка используются задания тестового характера, карточки. По завершении выполнения заданий или в конце урока ученики оценивают свою работу. Тем самым у детей формируются регулятивные учебные действия.

Не стоит отказываться и от уже хорошо известных видов работ: орфографическое проговаривание, комментированное письмо, предупредительные диктанты, письмо с пропусками.

Таким образом, систематическое использование вышеуказанных упражнений и видов работ позволяет значительно развить орфографическую зоркость учащихся. Результаты контрольных работ показали, что количество ошибок заметно уменьшилось. Поэтому работу по развитию орфографической зоркости будем продолжать и в следующих классах, предоставляя учащимся все большую самостоятельность и формируя у них одновременно общеучебные действия.