logo search
s_act_prob_prepod2010

Возможности развития речи в учебном диалоге

Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным — это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Речь — это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания.

Как увлечь детей изучением языка? Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях начальной школы. Здесь закладываются основы языковой культуры. Главная наша задача — научить детей мыслить, рассуждать. А размышляет лишь тот, кто умеет говорить: это умение составлять текст, а точнее, выражать свои мысли, знания, чувства в развернутых высказываниях. Русский язык красив и понятен — вот какой вывод должны сделать дети в процессе изучения родного русского языка в начальной школе. Да, он не всегда бывает легким! Учиться любому делу серьезно — трудно. Но русский язык — мой родной язык, поэтому все в нем могу понять и объяснить, поэтому могу научиться писать и говорить правильно.

Основная стратегия — учить думать над языком, помочь понять природу русского языка, гармонию его законов и правил: орфографических, грамматических, орфоэпических. Думать не всегда легко, но всегда интересно — такой вывод делают дети. Все в языке способно удивить именно ребенка. Чувство удивления — признак развивающегося и развитого ума, с этого чувства и начинают дети свои лингвистические размышления. Язык, над которым ты думаешь, язык, которому ты удивляешься, становится для тебя живым.

Эти знания заложил наш замечательный педагог, у которого мне посчастливилось учиться, — Виктор Андреевич Кирюшкин — видный ученый, методист, человек энциклопедических знаний, неустанный труженик. Виктор Андреевич показал роль и место логических упражнений при изучении детьми родного языка.

Учебный диалог при такой организации процесса обучения занимает одно из первых мест. Л. С. Выготский указывал на тот факт, что именно на основе диалога (первичной формы речи) формируется монолог — высшая форма речи, развившаяся исторически позднее, чем диалог. Диалог рождается из-за потребности человека в общении. У младших школьников такая потребность существует; она возникает и в ходе решения учебных задач.

Говоря об учебном диалоге, в ходе которого детьми усваивается культурное содержание образования, подразумевается сотрудничество ребенка и взрослого. Существует ведущий тип сотрудничества для каждого возраста. Учебные формы общения в младшем школьном возрасте вырастают из учебной самостоятельности, которая начинается со способности ученика вступать в инициативные отношения с учителем, учить себя с помощью учителя. Такое продуктивное взаимодействие, когда субъективность позиции ученика связана с освоением формы сотрудничества и, возможно, в учебном диалоге. Конечно, такое взаимодействие на первых порах инициирует учитель, взращивая у учащихся потребность не просто в общении, но в обмене мнениями, и более всего потребность в учебном споре, в котором объединяются и систематизируются свои собственные мнения.

Исследования показывают также, что в общении со сверстниками «увеличивается связность, адресованность, точность речевого высказывания» (А. Э. Рейнстейн). Таким образом, искусству речи ребенка обучает не только взрослый, но и сверстники, чья речь, понятно, еще далека от совершенства.

Диалог — это и основная форма общения ребенка и учебника. Вводные диалоги учебника УМК «Школа ХХI века» помогают найти точку опоры в колеблющемся мире языковых представлений детей. Вот пример одного из вводных диалогов в теме «Парные звонкие и глухие согласные» во 2 классе. Федя сказал:

— На конце слова все согласные опасные.

Маша сказала:

— Не все! Только парные звонкие и глухие согласные.

Кто прав?

1. Прав Федя. 2. Права Маша.

Часто использую на уроке прием замены учениками учителя. Некоторые этапы урока они самостоятельно проводят в роли учителя. Это требует от них домашней подготовительной работы. На месте учителя хотят побывать все. Ребята чувствуют большую ответственность, значимость своей работы. Здесь и интерес к учительской профессии, уважение к их труду, доброжелательное отношение к сверстникам. Этот прием способствует и грамотному правописанию, так как прежде чем подготовиться, ребенок занимается самостоятельно с книгой, со словарем.

Практика показывает, что младших школьников необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции, ответить на волнующие детей вопросы. Именно поэтому в начальных классах необходимы дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их воображение. Дети с удовольствием рассказывают, показывают книги, которые им удалось прочитать к уроку, ставят сценки, связанные с темой и вопросом, на который они отвечают, даже пишут стихи, сказки. Уроки проходят живо, эмоционально. Проблемный диалог требует больше времени, но при этом обеспечивает понимание материала, поэтому закрепление идет и быстрее, и легче.

Итак, учебный диалог («учитель — ученик», «ученик — ученик», «ученик — учебник») оказывает большое влияние на развитие речи младших школьников и воспитанию любви к родному языку.