logo search
РАЗДЕЛ 2Сивашинская

Методы и средства педагогического процесса

Понятие о методах и приемах педагогического процесса как способах педагогического взаимодействия и компонентах педагогических технологий. Краткий обзор существующих классификаций методов обучения и методов воспитания.

Методы организации, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности школьников: словесные, наглядные, практические методы; создание ситуаций новизны, практической значимости, эмоционально-нравственных переживаний, успеха; познавательные игры, поощрение, порицание и др.).

Методы контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков учащихся как методы педагогической диагностики в обучении. Общие требования к педагогическому контролю. Виды и формы контроля и оценки знаний. Характеристика методов контроля педагогического процесса (наблюдение, методы устного, письменного, графического, практического контроля, методы тестового контроля, самоконтроля, методы диагностики воспитанности учащихся и др.) с учетом специальности.

Понятие оценки и отметки. Функции процесса оценивания: диагностическая, обучающая, развивающая, воспитывающая, стимулирующая, корректирующая. Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся: цели введения, интегральная шкала оценки (по специальности). Причины и пути коррекции школьной неуспеваемости.

Система методов воспитания. Характеристика основных групп методов. Методы формирования др.). Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций, общественное мнение и др.). Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (создание ситуаций авансирования доверием, свободного выбора: соревнования, успеха, творчества; сюжетно-ролевые игры и др.).

Активные методы педагогического процесса, их общая характеристика. Критерии выбора методов педагогического процесса.

Понятие о средствах педагогического процесса. Классификация средств педагогического процесса. Требования к их применению. Дидактические возможности наглядных учебных пособий и технических средств обучения. Их характеристика (с учетом специальности).

Компьютер как универсальное средство обучения и воспитания. Области его применения в учебно-воспитательном процессе.