Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников
В прошлом работала в начальных классах по программе «Школа России», предстоит работать по программе «Начальная школа ХХI века». Но какая бы ни была программа — начинать надо с обучения грамоте. При любой используемой методике учитель обязательно должен представлять себе ее основной стержень. Тогда процесс научения будет проходить более результативно. Говоря о своей методике, отмечу следующее. Дети 6—7 лет обучаются грамоте, однако, выработка автоматизированности этих сложных речевых действий происходит в течение последующего длительного периода при условии систематических упражнений с целью качественного совершенствования. От степени овладения этими навыками зависит не только успех продвижения школьника в учебной деятельности, но и его психическое и интеллектуальное развитие.
Условия обучения первоначальному письму не следует рассматривать в связи с процессом овладения чтением, т. к. эти действия имеют общий психофизический механизм, включающий в себя следующие компоненты: слуховой, артикуляционный, зрительный и двигательный. Письмо как вид речевой деятельности в сравнении с чтением имеет более сложную природу, характеризующуюся специфическим рукодвигательным компонентом, который реализуется в процессе непосредственного воспроизведения букв и их соединений на бумаге.
По мере выработки сложное графическое действие утрачивает значение самого предмета усвоения и начинает выполнять лишь техническую (исполнительную) функцию письма и письменной речи в целом, когда процесс воспроизведения букв и их компонентов на бумаге совершается учащимся автоматизировано. Это позволяет обучающимся сосредоточить свое внимание на других аспектах письма: на формировании орфографического и синтаксического действия, умении правильно выражать свои мысли письменно.
Таким образом, графический навык — это сложное речерукодвигательное действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), с другой — как двигательное.
Технология обучения первоначальному письму и формирования графического навыка определяется системой принципов, методов и приемов, используемых на уроках письма. Это прежде всего принципы: 1) поэлементного изучения, 2) одновариантного (стабильного) начертания букв и их комплексов, 3) принцип логической группировки буквенных знаков.
Суть поэлементного принципа заключается в том, что обучение начертанию букв должно предваряться формированием в памяти ребенка четкого зрительного образа этой буквы, т. е. он должен ясно представлять себе, из каких зрительных элементов она состоит. Воспроизведение букв реализуется также на основе элементов, но теперь уже двигательных. Благодаря этому у ученика формируется дифференцированный зрительно-двигательный образ каждой буквы, что составляет необходимую основу для выработки графического навыка.
Системно-структурный подход позволяет буквы русского алфавита структурировать в виде графической системы. Основу этой системы составляют 8 элементов, т. е. структурных единиц: 1) прямая наклонная черта, 2) черта с закруглением внизу, 3) черта с закруглением вверху и внизу, 4) овал, 5) правый и левый полуовалы, 6) начальный элемент букв л, м, я, 7) петли, выходящие вверх за строку, 8) петля, выходящая вниз за строку. Если форма — постоянное свойство названных выше элементов, то к их переменным свойствам следует отнести размер, пространственное положение и количество. Такой подход позволяет и теоретически, и практически воссоздать на основе постоянных форм элементов и путем варьирования их переменными свойствами всю графическую систему букв русского алфавита.
Использование поэлементно-целостного метода на уроках письма и занятиях по отработке графического навыка и каллиграфического почерка становится реально возможным лишь при определенной системе методических приемов: 1) аналитического восприятия, 2) практического конструирования, 3) копирования, т. е. воспроизведения по вспомогательным (точечным) линиям.
В обучении первоначальному письму 6—7-летние ученики испытывают трудности не только в двигательном воспроизведении, но и при дифференцировке их формы, т. к. в процессе восприятия они лишь «схватывают» общую конфигурацию изучаемой буквы, не вникая в ее отличительные особенности. В лучшем случае ребенок видит в букве элементы, но не замечает соотношения их по размеру, количеству и пространственному положению. Чтобы помочь ребенку овладеть формой каждого буквенного знака, используют прием конструирования изучаемых букв. При анализе изучаемой на уроке буквы учитель демонстрирует классу ее поэлементный состав, разъединяя элементы — шаблоны в букве. Дети называют эти элементы, используя определенные термины. Очень важно, чтобы дети правильно держали ручку. Неправильное положение ручки влечет за собой не только плохой почерк, но и сдавливание груди, искривление позвоночника, ухудшение зрения.
Письмо — это не только передача речи на расстоянии и закрепление ее во времени. Через письмо осуществляется эстетическое развитие детей, формируется культура взаимоотношений, умение созерцать красоту, закладывается вера в свои способности. Все перечисленное является не только средством обучения, но и средством формирования личности. В нашей работе нет мелочей. Каждый маленький шаг важен и значим. Именно из малого складывается то большое, к чему в педагогической деятельности стремится каждый из нас.
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
- Кирюшкины. Династия учителей
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе е. А. Алешина,
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений
- Н. Н. Андрианова,
- Изучая свой край, учимся любить родной язык
- Г. В. Анохина, л. Н. Матвиенко,
- Икт на уроках русского языка
- Е. Н. Ахтырская,
- Фольклор как искусство слова
- Т. А. Белоглазова,
- Оптимальное чтение — залог успеха ученика
- О. Н. Булаева,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- Н. М. Бунина, с. В. Васенева, н. А. Степанова,
- Уроки риторики в начальной школе
- Е. В. Бурмистрова,
- Икт на уроках русского языка и литературного чтения
- И. К. Варежникова,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- А. В. Васенева,
- Эстетическое воспитание младших школьников
- О. П. Волошенко, л. А. Рзянина, с. Ю. Нархова,
- Особенности читательской самостоятельности младших школьников
- В. Н. Вячина, е. М. Пажитнова,
- Развитие познавательных интересов и речи у младших школьников с использованием элементов народоведения
- Е. В. Епифанова,
- Семейное чтение — средство формирования читательского интереса
- А. И. Журавлева,
- Воспитание культуры личности, жизненной и нравственной позиции в рамках личностной модели выпускника I ступени обучения
- О. В. Иванова,
- Уроки русского языка в начальной школе на современном этапе образования
- В. С. Колесникова,
- Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку
- Е. А. Краморова
- Вопросы соотношения интонации и пунктуации в русском языке
- Е. В. Малахова
- Работа в программе Movie Maker как одна из форм использования икт на уроках литературного чтения
- О. В. Марченко,
- Н. А. Федосеева
- Использование фольклора в процессе подготовки детей к школе
- Е. Н. Маштакова,
- Использование краеведческого материала на уроках русского языка
- Е. П. Носова, т. А. Земцова,
- Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
- У. И. Онюшкина
- Современный урок русского языка в начальной школе
- М. А. Перестрибова,
- Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
- Е. В. Попова,
- Формирование биологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»
- Н. А. Свалова,
- Возможности развития речи в учебном диалоге
- Т. М. Сиятскова,
- Каллиграфическая минутка как средство исправления плохого почерка
- Е. В. Спирина,
- Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников
- Т. И. Сурина,
- Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся
- Е. В. Сухорукова,
- Тестовый контроль в начальной школе
- И. В. Федорина,
- Формирование навыка чтения — залог успеха всего дальнейшего обучения
- С. А. Филоненко,
- Икт на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
- Е. А. Фомичева,
- Краткосрочные проекты по литературному чтению с использованием программы Photo Story 3
- Г. Б. Фролова,
- Читательская самостоятельность младших школьников как актуальная проблема современного образования
- Н. И. Фролова,
- Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
- Г. Н. Цыплухина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Т. Н. Швецова,
- Г. В. Шевлягина,
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка
- И. А. Шубкина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Учебная и социально-педагогическая деятельность с учащимися, имеющими трудности в обучении л. В. Борзова,
- Проблема гармонизации процесса развития детей, имеющих трудности в обучении
- Е. Б. Вячина,
- Значение дополнительных коррекционно-развивающих программ для коррекции личностных качеств учащихся с трудностями в обучении
- В. А. Денисова,
- Особенности преподавания информатики и икт в начальной школе
- С. В. Калякина,
- Специальные коррекционные занятия в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- О. С. Коннова,
- Формы и методы работы с неуспевающими детьми по предмету «Информатика»
- Т. И. Коннова,
- Особенности работы с детьми, имеющими трудности в изучении русского языка
- И. А. Курбанова,
- Уверенность в себе, как залог преодоления трудностей обучения в младшем школьном возрасте
- О. В. Лукичева
- Т. В. Селифонова
- Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении, на уроках и в группе продленного дня
- Е. Г. Лукьянова,
- Методика работы с неуспевающими детьми в условиях детского дома
- И. Л. Павлова,
- Система работы по оказанию помощи детям, имеющим трудности в обучении
- Главная задача, стоящая перед педагогом — выявление уровня готовности к обучению. Особая роль для решения этой задачи отводится школьному психологу, который осуществляет следующие диагностики:
- Л. Х. Попова,
- Создание развивающей среды для коррекции интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- А. В. Рыжков,
- Кабинет психологической разгрузки в коррекционной школе VIII вида
- Т. Н. Рыжкова (Горяйнова),
- Социальное взаимодействие как фактор развития произвольности младших школьников коррекционного учреждения VIII вида
- Н. Н. Семикина,
- Психолого-педагогическая помощь семьям, способы организации работы с родителями
- И. Е. Торсукова,
- Работа над ошибками как одна из форм педагогической поддержки детей
- О. В. Трущелева,
- Особенности развивающей работы с детьми с глубокой степенью умственной отсталости
- О. В. Шамшина,
- Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника и психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении
- В. М. Шейн,
- Коррекционный аспект предмета «Окружающий мир»
- Е. В. Шубина,
- Работа социального педагога с детьми девиантного поведения
- Ок. А. Юрко, Ол. А. Юрко,
- Технологии работы с родителями: эффективность различных форм взаимодействия семьи и школы
- Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Региональной научно-практической конференции г. Балашов, март 2010 г.
- 410600, Г. Саратов, ул. Пугачевская 117, к. 50.
- 412309, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.