logo search
s_act_prob_prepod2010

Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников

В прошлом работала в начальных классах по программе «Школа России», предстоит работать по программе «Начальная школа ХХI века». Но какая бы ни была программа — начинать надо с обучения грамоте. При любой используемой методике учитель обязательно должен представлять себе ее основной стержень. Тогда процесс научения будет проходить более результативно. Говоря о своей методике, отмечу следующее. Дети 6—7 лет обучаются грамоте, однако, выработка автоматизированности этих сложных речевых действий происходит в течение последующего длительного периода при условии систематических упражнений с целью качественного совершенствования. От степени овладения этими навыками зависит не только успех продвижения школьника в учебной деятельности, но и его психическое и интеллектуальное развитие.

Условия обучения первоначальному письму не следует рассматривать в связи с процессом овладения чтением, т. к. эти действия имеют общий психофизический механизм, включающий в себя следующие компоненты: слуховой, артикуляционный, зрительный и двигательный. Письмо как вид речевой деятельности в сравнении с чтением имеет более сложную природу, характеризующуюся специфическим рукодвигательным компонентом, который реализуется в процессе непосредственного воспроизведения букв и их соединений на бумаге.

По мере выработки сложное графическое действие утрачивает значение самого предмета усвоения и начинает выполнять лишь техническую (исполнительную) функцию письма и письменной речи в целом, когда процесс воспроизведения букв и их компонентов на бумаге совершается учащимся автоматизировано. Это позволяет обучающимся сосредоточить свое внимание на других аспектах письма: на формировании орфографического и синтаксического действия, умении правильно выражать свои мысли письменно.

Таким образом, графический навык — это сложное речерукодвигательное действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), с другой — как двигательное.

Технология обучения первоначальному письму и формирования графического навыка определяется системой принципов, методов и приемов, используемых на уроках письма. Это прежде всего принципы: 1) поэлементного изучения, 2) одновариантного (стабильного) начертания букв и их комплексов, 3) принцип логической группировки буквенных знаков.

Суть поэлементного принципа заключается в том, что обучение начертанию букв должно предваряться формированием в памяти ребенка четкого зрительного образа этой буквы, т. е. он должен ясно представлять себе, из каких зрительных элементов она состоит. Воспроизведение букв реализуется также на основе элементов, но теперь уже двигательных. Благодаря этому у ученика формируется дифференцированный зрительно-двигательный образ каждой буквы, что составляет необходимую основу для выработки графического навыка.

Системно-структурный подход позволяет буквы русского алфавита структурировать в виде графической системы. Основу этой системы составляют 8 элементов, т. е. структурных единиц: 1) прямая наклонная черта, 2) черта с закруглением внизу, 3) черта с закруглением вверху и внизу, 4) овал, 5) правый и левый полуовалы, 6) начальный элемент букв л, м, я, 7) петли, выходящие вверх за строку, 8) петля, выходящая вниз за строку. Если форма — постоянное свойство названных выше элементов, то к их переменным свойствам следует отнести размер, пространственное положение и количество. Такой подход позволяет и теоретически, и практически воссоздать на основе постоянных форм элементов и путем варьирования их переменными свойствами всю графическую систему букв русского алфавита.

Использование поэлементно-целостного метода на уроках письма и занятиях по отработке графического навыка и каллиграфического почерка становится реально возможным лишь при определенной системе методических приемов: 1) аналитического восприятия, 2) практического конструирования, 3) копирования, т. е. воспроизведения по вспомогательным (точечным) линиям.

В обучении первоначальному письму 6—7-летние ученики испытывают трудности не только в двигательном воспроизведении, но и при дифференцировке их формы, т. к. в процессе восприятия они лишь «схватывают» общую конфигурацию изучаемой буквы, не вникая в ее отличительные особенности. В лучшем случае ребенок видит в букве элементы, но не замечает соотношения их по размеру, количеству и пространственному положению. Чтобы помочь ребенку овладеть формой каждого буквенного знака, используют прием конструирования изучаемых букв. При анализе изучаемой на уроке буквы учитель демонстрирует классу ее поэлементный состав, разъединяя элементы — шаблоны в букве. Дети называют эти элементы, используя определенные термины. Очень важно, чтобы дети правильно держали ручку. Неправильное положение ручки влечет за собой не только плохой почерк, но и сдавливание груди, искривление позвоночника, ухудшение зрения.

Письмо — это не только передача речи на расстоянии и закрепление ее во времени. Через письмо осуществляется эстетическое развитие детей, формируется культура взаимоотношений, умение созерцать красоту, закладывается вера в свои способности. Все перечисленное является не только средством обучения, но и средством формирования личности. В нашей работе нет мелочей. Каждый маленький шаг важен и значим. Именно из малого складывается то большое, к чему в педагогической деятельности стремится каждый из нас.