logo search
s_act_prob_prepod2010

Формирование биологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»

Современные уроки по изучению окружающего мира нацелены не только на передачу и усвоение знаний о природе, но и на формирование на их основе первоначальных биологических представлений и понятий. Процесс формирования биологических понятий в ходе изучения предмета «Окружающий мир» в условиях современной начальной школы должен осуществляться с учетом ключевого дидактического принципа научности введения нового научного понятия.

Понятия играют важную роль в системе знаний об объектах и явлениях окружающего мира, они служат опорным моментом в познании реальной действительности и являются своеобразным итогом познания ее.

В начальных классах формируются в основном первоначальные биологические понятия, они впервые вводят детей в закономерности окружающего мира, опираются на чувственный опыт младшего школьника и обеспечивают переход от понятия явлений к его сущности. В понятие включается совокупность существенных свойств класса предметов и явлений, отражаемых в сознании с помощью данного понятия.

Понятие динамично, образовавшись, оно обязательно должно развиваться. Происходит движение от простого к сложному, от низшего к высшему, обогащается новыми качественными характеристиками. Повторение знаний, выяснение, оживление имеющегося опыта являются важными этапами при их первоначальном формировании, так же и в развитии понятий. И повторение, которое проводится не непосредственно вслед за первым восприятием, а через некоторое время, наиболее эффективно для развития понятий. Оно должно быть более углубленным осмыслением и даже переосмыслением изученного, установлением новых, ассоциативных связей.

При формировании новых знаний обращаемся к ранее изученному, устанавливаем логические связи. Например, усвоение понятия «Лес — природное сообщество» требует воспроизведения знаний о разнообразии и строении растений, их изменении по временам года, полученных ранее. Это обогатит названное понятие, а изученное ранее будет не просто механически воспроизведено, а включено в систему знаний на более высоком уровне.

С 1 класса учащиеся начинают знакомиться с биологическими понятиями. В теме «Растения дома и в школе» вводится понятие «комнатные растения».

Затем изучается тема «Части растений», которая знакомит понятиями корень, стебель, лист, цветок, с функцией каждой части растения. Учитель подводит беседу к тому, чтобы учащиеся самостоятельно сделали вывод: растения — это живой организм, который растет, питается, дышит и размножается.

При изучении признаков зимы из рассказа учителя дети узнают, что деревья и кустарники сбрасывают листья, а однолетние травы зимуют в виде семян и плодов. В конце этой темы школьники с помощью учителя делают вывод, что растения зимой «впадают в спячку».

Изучая тему «Какие бывают растения», дети знакомятся с названиями групп растений, учатся делить их по группам. На уроке используются загадки о разнообразии растений. Учителем делается вывод о том, что деревья бывают лиственные и хвойные: у которых листья в виде пластинки — береза, осина, рябина — лиственные, листья в виде иголочек — ель, сосна, лиственница, кедр — хвойные и т. д. Затем учитель показывает материал о кустарниках, травах. Учащиеся заполняют таблицу:

Растения

Деревья

Кустарники

Травы

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

Мы проследили за формированием некоторой части понятия «растения», которое будет продолжаться в начальных классах далее, расширяться и углубляться в старших классах.