Формирование биологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»
Современные уроки по изучению окружающего мира нацелены не только на передачу и усвоение знаний о природе, но и на формирование на их основе первоначальных биологических представлений и понятий. Процесс формирования биологических понятий в ходе изучения предмета «Окружающий мир» в условиях современной начальной школы должен осуществляться с учетом ключевого дидактического принципа научности введения нового научного понятия.
Понятия играют важную роль в системе знаний об объектах и явлениях окружающего мира, они служат опорным моментом в познании реальной действительности и являются своеобразным итогом познания ее.
В начальных классах формируются в основном первоначальные биологические понятия, они впервые вводят детей в закономерности окружающего мира, опираются на чувственный опыт младшего школьника и обеспечивают переход от понятия явлений к его сущности. В понятие включается совокупность существенных свойств класса предметов и явлений, отражаемых в сознании с помощью данного понятия.
Понятие динамично, образовавшись, оно обязательно должно развиваться. Происходит движение от простого к сложному, от низшего к высшему, обогащается новыми качественными характеристиками. Повторение знаний, выяснение, оживление имеющегося опыта являются важными этапами при их первоначальном формировании, так же и в развитии понятий. И повторение, которое проводится не непосредственно вслед за первым восприятием, а через некоторое время, наиболее эффективно для развития понятий. Оно должно быть более углубленным осмыслением и даже переосмыслением изученного, установлением новых, ассоциативных связей.
При формировании новых знаний обращаемся к ранее изученному, устанавливаем логические связи. Например, усвоение понятия «Лес — природное сообщество» требует воспроизведения знаний о разнообразии и строении растений, их изменении по временам года, полученных ранее. Это обогатит названное понятие, а изученное ранее будет не просто механически воспроизведено, а включено в систему знаний на более высоком уровне.
С 1 класса учащиеся начинают знакомиться с биологическими понятиями. В теме «Растения дома и в школе» вводится понятие «комнатные растения».
Затем изучается тема «Части растений», которая знакомит понятиями корень, стебель, лист, цветок, с функцией каждой части растения. Учитель подводит беседу к тому, чтобы учащиеся самостоятельно сделали вывод: растения — это живой организм, который растет, питается, дышит и размножается.
При изучении признаков зимы из рассказа учителя дети узнают, что деревья и кустарники сбрасывают листья, а однолетние травы зимуют в виде семян и плодов. В конце этой темы школьники с помощью учителя делают вывод, что растения зимой «впадают в спячку».
Изучая тему «Какие бывают растения», дети знакомятся с названиями групп растений, учатся делить их по группам. На уроке используются загадки о разнообразии растений. Учителем делается вывод о том, что деревья бывают лиственные и хвойные: у которых листья в виде пластинки — береза, осина, рябина — лиственные, листья в виде иголочек — ель, сосна, лиственница, кедр — хвойные и т. д. Затем учитель показывает материал о кустарниках, травах. Учащиеся заполняют таблицу:
Растения | ||
Деревья | Кустарники | Травы |
1. | 1. | 1. |
2. | 2. | 2. |
3. | 3. | 3. |
Мы проследили за формированием некоторой части понятия «растения», которое будет продолжаться в начальных классах далее, расширяться и углубляться в старших классах.
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
- Кирюшкины. Династия учителей
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе е. А. Алешина,
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений
- Н. Н. Андрианова,
- Изучая свой край, учимся любить родной язык
- Г. В. Анохина, л. Н. Матвиенко,
- Икт на уроках русского языка
- Е. Н. Ахтырская,
- Фольклор как искусство слова
- Т. А. Белоглазова,
- Оптимальное чтение — залог успеха ученика
- О. Н. Булаева,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- Н. М. Бунина, с. В. Васенева, н. А. Степанова,
- Уроки риторики в начальной школе
- Е. В. Бурмистрова,
- Икт на уроках русского языка и литературного чтения
- И. К. Варежникова,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- А. В. Васенева,
- Эстетическое воспитание младших школьников
- О. П. Волошенко, л. А. Рзянина, с. Ю. Нархова,
- Особенности читательской самостоятельности младших школьников
- В. Н. Вячина, е. М. Пажитнова,
- Развитие познавательных интересов и речи у младших школьников с использованием элементов народоведения
- Е. В. Епифанова,
- Семейное чтение — средство формирования читательского интереса
- А. И. Журавлева,
- Воспитание культуры личности, жизненной и нравственной позиции в рамках личностной модели выпускника I ступени обучения
- О. В. Иванова,
- Уроки русского языка в начальной школе на современном этапе образования
- В. С. Колесникова,
- Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку
- Е. А. Краморова
- Вопросы соотношения интонации и пунктуации в русском языке
- Е. В. Малахова
- Работа в программе Movie Maker как одна из форм использования икт на уроках литературного чтения
- О. В. Марченко,
- Н. А. Федосеева
- Использование фольклора в процессе подготовки детей к школе
- Е. Н. Маштакова,
- Использование краеведческого материала на уроках русского языка
- Е. П. Носова, т. А. Земцова,
- Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
- У. И. Онюшкина
- Современный урок русского языка в начальной школе
- М. А. Перестрибова,
- Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
- Е. В. Попова,
- Формирование биологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»
- Н. А. Свалова,
- Возможности развития речи в учебном диалоге
- Т. М. Сиятскова,
- Каллиграфическая минутка как средство исправления плохого почерка
- Е. В. Спирина,
- Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников
- Т. И. Сурина,
- Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся
- Е. В. Сухорукова,
- Тестовый контроль в начальной школе
- И. В. Федорина,
- Формирование навыка чтения — залог успеха всего дальнейшего обучения
- С. А. Филоненко,
- Икт на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
- Е. А. Фомичева,
- Краткосрочные проекты по литературному чтению с использованием программы Photo Story 3
- Г. Б. Фролова,
- Читательская самостоятельность младших школьников как актуальная проблема современного образования
- Н. И. Фролова,
- Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
- Г. Н. Цыплухина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Т. Н. Швецова,
- Г. В. Шевлягина,
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка
- И. А. Шубкина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Учебная и социально-педагогическая деятельность с учащимися, имеющими трудности в обучении л. В. Борзова,
- Проблема гармонизации процесса развития детей, имеющих трудности в обучении
- Е. Б. Вячина,
- Значение дополнительных коррекционно-развивающих программ для коррекции личностных качеств учащихся с трудностями в обучении
- В. А. Денисова,
- Особенности преподавания информатики и икт в начальной школе
- С. В. Калякина,
- Специальные коррекционные занятия в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- О. С. Коннова,
- Формы и методы работы с неуспевающими детьми по предмету «Информатика»
- Т. И. Коннова,
- Особенности работы с детьми, имеющими трудности в изучении русского языка
- И. А. Курбанова,
- Уверенность в себе, как залог преодоления трудностей обучения в младшем школьном возрасте
- О. В. Лукичева
- Т. В. Селифонова
- Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении, на уроках и в группе продленного дня
- Е. Г. Лукьянова,
- Методика работы с неуспевающими детьми в условиях детского дома
- И. Л. Павлова,
- Система работы по оказанию помощи детям, имеющим трудности в обучении
- Главная задача, стоящая перед педагогом — выявление уровня готовности к обучению. Особая роль для решения этой задачи отводится школьному психологу, который осуществляет следующие диагностики:
- Л. Х. Попова,
- Создание развивающей среды для коррекции интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- А. В. Рыжков,
- Кабинет психологической разгрузки в коррекционной школе VIII вида
- Т. Н. Рыжкова (Горяйнова),
- Социальное взаимодействие как фактор развития произвольности младших школьников коррекционного учреждения VIII вида
- Н. Н. Семикина,
- Психолого-педагогическая помощь семьям, способы организации работы с родителями
- И. Е. Торсукова,
- Работа над ошибками как одна из форм педагогической поддержки детей
- О. В. Трущелева,
- Особенности развивающей работы с детьми с глубокой степенью умственной отсталости
- О. В. Шамшина,
- Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника и психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении
- В. М. Шейн,
- Коррекционный аспект предмета «Окружающий мир»
- Е. В. Шубина,
- Работа социального педагога с детьми девиантного поведения
- Ок. А. Юрко, Ол. А. Юрко,
- Технологии работы с родителями: эффективность различных форм взаимодействия семьи и школы
- Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Региональной научно-практической конференции г. Балашов, март 2010 г.
- 410600, Г. Саратов, ул. Пугачевская 117, к. 50.
- 412309, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.