logo search
s_act_prob_prepod2010

Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников

Овладение учащимися грамотным письмом — одна из важнейших задач начального обучения. Что значит правильно, грамотно писать? По мнению профессора Н. С. Рождественского, это значит, прежде всего, писать с соблюдением установленных норм письма. Эта важная установка требует процесс обучения грамоте строить таким образом, чтобы работа шла во взаимосвязи четырех сторон грамотного письма: каллиграфической (соблюдение правил начертания букв и их соединений в слоги), графической (правила соотношения звуков и букв), орфографической и пунктуационной. Грамотное письмо — это компонент речевой деятельности, протекающей в письменной форме.

Каждый учитель делает все возможное, чтобы школьники писали грамотно на своем родном языке. Тем не менее уровень грамотного письма младших школьников по-прежнему не является высоким: 9—14 % ошибочно пишут падежные окончания имен существительных, 10—20 % в словах, 8—12 % — падежные окончания имен прилагательных, 11—15 % — личные окончания глаголов, 16—20 % допускают ошибки при обозначении буквами безударных гласных в корне слов, 8—10 % — при обозначении парных звонких и глухих согласных.

К актуальным проблемам обучения грамоте младших школьников можно отнести следующие:

I. Проблема формирования каллиграфического навыка письма.

Важно на протяжении всего урока создать условия для развития у учащихся внимания к написанию букв (каллиграфическую зоркость), самоконтроля. Этому способствует спокойная рабочая обстановка на уроке, дозировка объема письменных заданий, систематическая проверка тетрадей, использование наглядных пособий по каллиграфии. Своевременное исправление ошибок в начертании букв, показ в тетрадях образца написания буквы, ее соединений — вот пути решения данной проблемы.

II. Проблема графической стороны письма.

Она направлена на устранение ошибок, связанных с заменой, пропуском и перестановкой букв в словах. Типичные причины ошибок: у учащихся слабо развит фонематический слух, не сформировано умение соотносить в слове звуки и буквы, не выработано умение контролировать себя в процессе письма и проверять написанное.

III. Проблема орфографической зоркости (письмо по правилам, требующим проверки с использованием знаний из области фонетики, грамматики, словообразования).

В формирование орфографической зоркости входит больше действий, между которыми нужно установить связь, чтобы решить орфографическую задачу — узнать, какой буквой обозначить звук в корне, приставке, суффиксе, окончании. Например, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, ученик 4 класса выполняет комплекс действий: узнает, в какой части слова находится проверяемая буква (орфограмма); распознает часть речи; ставит глагол в неопределенную форму и по суффиксу определяет спряжение; узнает время, лицо и число глагола, вспоминает окончание глагола этого спряжения в данном лице.

IV. Проблема пунктуационной стороны письма.

Правильная постановка знаков препинания в предложении возможна при условии, если ученику понятны содержание и цель своего высказывания, в соответствии с ними он использует в предложении определенный порядок слов, определенную интонацию.

Необходимо подчеркнуть, что повышение пунктуационной грамотности учащихся не ограничивается изучением предложения. Одновременно это и работа над овладением текстом: над его правильным восприятием, воспроизведением и созданием.