logo search
s_act_prob_prepod2010

Создание развивающей среды для коррекции интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Для максимального раскрытия потенциальных возможностей личности ребенка, содействия его развитию в личностном и познавательном плане назрела необходимость создания специальной среды коррекции и развития. Нужно думать не столько об усвоении знаний, умений, навыков, сколько о развитии высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления), при помощи которых ребенок будет усваивать учебную программу.

В процессе работы над созданием развивающей среды как средства коррекции познавательных возможностей и личностных качеств учащихся педагоги нашего образовательного учреждения учитывали:

— психологические закономерности развития детей;

— соответствие среды возможностям ребенка;

— информативность среды;

— личностно-ориентированный тип взаимодействия ребенка и взрослого;

— вопросы социальной адаптации и реабилитации.

Педагогический коллектив стремился к такому разумному оптимуму в насыщении среды, которая была бы информативна, сбалансирована, каждый элемент обладал педагогической ценностью. Многое в среде школы создано руками педагогов, родителей, такие пособия имеют огромную образовательную и развивающую ценность. Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом уровня развития учащихся.

В создание среды активно включаем детей, это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, понимания необходимой комфортности для всех детей и взрослых учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими, бережно относиться к результатам общего труда. Учащиеся с большим интересом готовят совместные работы с учителями: рисунки, поделки, элементы оформления кабинетов, мастерских, работы для городских и областных выставок. Совместная работа воспитывает у детей такие качества личности, как самостоятельность, ответственность за общий успех дела, коммуникативность; развивает инициативу; создает микроклимат, в основе которого уважение к личности, доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Немаловажное значение имеет здоровьесберегающая ориентация среды: обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности, динамичности, многофункциональности. Классы оборудованы дополнительными передвижными магнитно-маркерными досками, позволяющими менять зрительные горизонты, заменена классная мебель на облегченную, что делает возможным варьировать расположение парт, менять общую структуру кабинета.

Среда образовательного учреждения должна быть целостной, связанной с окружающей средой, что позволит ребенку свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом не только в стенах школы. Педагогами налажена постоянная связь по организации и проведению совместных внеклассных мероприятий на базе детской библиотеки, городского краеведческого музея, центра «Семья», кинотеатра «Победа». Организуются коллективные экскурсии на природу, к памятным местам города, тренировки на катке ДЮСШ, проводятся спортивные соревнования, подвижные игры в городском парке при участии студентов ПиМНО БИСГУ.

Личность развивается полноценно только тогда, когда есть весь спектр общения с людьми разного возраста, представителями разных профессий, семьи. Школа предоставляет ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от своей жизнедеятельности в классе, школе, окружающем социуме.