logo search
s_act_prob_prepod2010

Психолого-педагогическая помощь семьям, способы организации работы с родителями

Воспитание ребенка с нарушением интеллекта представляет собой сложную и многостороннюю проблему. Ее решением должны заниматься специалисты. Родители не обладают специальными знаниями в достаточной степени, следовательно, возникает противоречие между потребностями ребенка и возможностями родителей. Значительная часть детей и подростков не получают должной поддержки в семье и отдаляются от родителей.

Много родителей имеют низкий социальный статус и образовательный уровень, не знают, как воспитывать ребенка, ведут аморальный образ жизни. Нездоровая обстановка в таких семьях не способствует полноценному воспитанию и нормальной жизнедеятельности ребенка, зачастую вызывает серьезные конфликты в семье. В то же время полноценное воспитание ребенка в семье является необходимым условием его социально-трудовой адаптации в обществе.

Развитие ребенка с нарушением интеллекта возможно только в системе коррекционного воспитания, адекватного его дефекту. Эта система существует в рамках коррекционной школы, и осуществляют ее педагоги-дефектологи.

В ГСКОУ № 11 VIII вида сложилась система работы с семьей с использованием инновационных методов и форм, позволяющая существенно повысить эффективность коррекционного образования за счет активизации такого важного субъекта образовательного процесса как родители.

Цель данной системы — помочь современной семье в выполнении ею функций воспитания, способствующих грамотному воспитанию ребенка с нарушением интеллекта и предупреждению появления отчуждения между родителями и детьми.

Решаются следующие задачи в работе школы с семьей:

— формирование педагогической культуры диалогического общения взрослых с детьми, знаний, умений и навыков гуманного воспитания и развития ребенка с нарушением интеллекта в семье;

— коррекция детско-родительских взаимоотношений;

— воспитание у родителей чувства уверенности в своих силах и мудрости;

— апробация инновационных методов обучения родителей общению с детьми: активному слушанию, самовыражению, ведению беседы;

— оказание помощи родителям из проблемных семей в положительном выполнении своих родительских функций.

Используется такая активная форма работы с родителями, с семьей, как университет педагогических знаний, способствующий повышению педагогической культуры родителей, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей и включающий в себя лекции, семинары, практикумы, открытые уроки и классные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, творческие группы.

Внедряются инновационные технологии — практикумы и тренинги, способствующие совершенствованию умения родителей гуманно общаться с детьми, навыков помощи детям в решении их проблем личностного и профессионального самоопределения.