Формирование читательской самостоятельности младших школьников
Читательская самостоятельность школьников является важнейшим качеством личности и необходимым навыком учебного труда, к такой деятельности ученика надо готовить. В первом классе учат читать. Во втором ребенок бегло и выразительно читает, однако значит ли это, что он уже умеет читать? Он овладел техникой чтения, а ему надо научиться брать из книги самое главное, научиться отличать хорошую книгу от плохой, уметь самостоятельно выбрать книгу и работать с ней. Приобщение младших школьников к художественной литературе формирует отношение ребенка к жизни, развивает его интерес к литературному творчеству.
Работая с детьми по разным учебным программам, был сделан вывод, что наиболее успешным в формировании читательской самостоятельности является курс «Литературное чтение» под редакцией А. А. Ефросининой. Основная цель предмета «Литературное чтение» — ввести ребенка в мир литературы, обогатить читательский опыт, помочь стать самостоятельным читателем. Из основной цели предмета вытекает ряд задач, решение которых и есть становление ребенка-читателя:
1. Обеспечить полноценное восприятие произведения, ребенок должен понимать прочитанное, выявлять точку зрения писателя.
2. Работать над навыком чтения, дети заинтересуются чтением только тогда, когда им будет легко читать, без напряжения, целыми словами и довольно бегло, вот тогда чтение вслух ему необходимо, которое и является началом формирования читательского интереса у младших школьников.
3. Включить учащихся в самостоятельную творческую деятельность, развивать речь.
4. Расширять круг чтения младшего школьника [2].
Эти задачи реализуются практически на каждом уроке.
Главная особенность программы, которая формирует читательский интерес — это уроки литературного слушания в 1 классе, которые так необходимы для детей 6,5 лет, еще не овладевших навыками чтения. Слушание произведений, которые детям читает учитель, является источником развития интереса к литературе, речи и воображения, накопления читательского опыта. На уроках используется очень интересный прием моделирования книжки-самоделки, дети учатся создавать обложку, оформляют ее с помощью заместителей и составлением схематических планов — эта работа им очень нравится.
На уроках литературного чтения формируется правильное осознанное чтение — это и заинтересовывает детей, ведь за словом он видит образы, звуки, картины. Надо научить ребенка «видеть невидимое». Человек только во время чтения может мысленно перемещаться из реального мира в мир книг. Книга переносит ребенка в далекое прошлое или рассказывает о будущем. Поддерживая интерес к чтению, с ребенком нужно беседовать о прочитанной книге, хвалить, давать советы, помогать соотнести действия героев с жизненной ситуацией [1].
Как показывает опыт, уже к 4 классу ученик вполне готов читать самостоятельно большие произведения, так как у него проявляется интерес к чтению. В это время формируется определенный уровень читательской самостоятельности. Для усиления интереса к чтению необходимо при любой возможности привлекать детей к книгам. Взаимодействие со школьной библиотекой оказывает неоценимую помощь в воспитании культуры чтения и любви к книгам.
Читая книги, школьники о многом узнают. Книга учит отличать добро от зла, делать выводы, помогает понимать взаимоотношения между людьми, развивает эмоционально-ценностное отношение к миру, дает материал и стимул для творчества.
Формирование читательского интереса осуществляется и посредством семейного чтения. Есть чудесная семейная традиция совместного чтения и обсуждения книг. Любовь к одним героям и ненависть к другим, общая взволнованность при чтении и обсуждении книг очень помогает воспитанию, установлению дружеских связей между родителями и детьми. Очень хорошо всей семьей объединяться для чтения вслух одной, для всех интересной, книги. Стоит только один-два раза устроить такое домашнее чтение, и ребята будут ждать его как праздника.
Только совместными усилиями школы и семьи, проводя систематическую, целенаправленную и правильно организованную работу по формированию школьника-читателя, можно добиться того, чтобы дети полюбили книгу.
Литература
1. Кондаков М. И. Семейное воспитание. М.: Просвещение, 1997. 349 с.
2. Журова Л. Е. Беседы с учителем. Методика обучения: 4 класс. М.: Вентана-Граф, 2005. 480 с.
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
- Кирюшкины. Династия учителей
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе е. А. Алешина,
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений
- Н. Н. Андрианова,
- Изучая свой край, учимся любить родной язык
- Г. В. Анохина, л. Н. Матвиенко,
- Икт на уроках русского языка
- Е. Н. Ахтырская,
- Фольклор как искусство слова
- Т. А. Белоглазова,
- Оптимальное чтение — залог успеха ученика
- О. Н. Булаева,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- Н. М. Бунина, с. В. Васенева, н. А. Степанова,
- Уроки риторики в начальной школе
- Е. В. Бурмистрова,
- Икт на уроках русского языка и литературного чтения
- И. К. Варежникова,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- А. В. Васенева,
- Эстетическое воспитание младших школьников
- О. П. Волошенко, л. А. Рзянина, с. Ю. Нархова,
- Особенности читательской самостоятельности младших школьников
- В. Н. Вячина, е. М. Пажитнова,
- Развитие познавательных интересов и речи у младших школьников с использованием элементов народоведения
- Е. В. Епифанова,
- Семейное чтение — средство формирования читательского интереса
- А. И. Журавлева,
- Воспитание культуры личности, жизненной и нравственной позиции в рамках личностной модели выпускника I ступени обучения
- О. В. Иванова,
- Уроки русского языка в начальной школе на современном этапе образования
- В. С. Колесникова,
- Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку
- Е. А. Краморова
- Вопросы соотношения интонации и пунктуации в русском языке
- Е. В. Малахова
- Работа в программе Movie Maker как одна из форм использования икт на уроках литературного чтения
- О. В. Марченко,
- Н. А. Федосеева
- Использование фольклора в процессе подготовки детей к школе
- Е. Н. Маштакова,
- Использование краеведческого материала на уроках русского языка
- Е. П. Носова, т. А. Земцова,
- Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
- У. И. Онюшкина
- Современный урок русского языка в начальной школе
- М. А. Перестрибова,
- Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
- Е. В. Попова,
- Формирование биологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»
- Н. А. Свалова,
- Возможности развития речи в учебном диалоге
- Т. М. Сиятскова,
- Каллиграфическая минутка как средство исправления плохого почерка
- Е. В. Спирина,
- Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников
- Т. И. Сурина,
- Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся
- Е. В. Сухорукова,
- Тестовый контроль в начальной школе
- И. В. Федорина,
- Формирование навыка чтения — залог успеха всего дальнейшего обучения
- С. А. Филоненко,
- Икт на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
- Е. А. Фомичева,
- Краткосрочные проекты по литературному чтению с использованием программы Photo Story 3
- Г. Б. Фролова,
- Читательская самостоятельность младших школьников как актуальная проблема современного образования
- Н. И. Фролова,
- Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
- Г. Н. Цыплухина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Т. Н. Швецова,
- Г. В. Шевлягина,
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка
- И. А. Шубкина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Учебная и социально-педагогическая деятельность с учащимися, имеющими трудности в обучении л. В. Борзова,
- Проблема гармонизации процесса развития детей, имеющих трудности в обучении
- Е. Б. Вячина,
- Значение дополнительных коррекционно-развивающих программ для коррекции личностных качеств учащихся с трудностями в обучении
- В. А. Денисова,
- Особенности преподавания информатики и икт в начальной школе
- С. В. Калякина,
- Специальные коррекционные занятия в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- О. С. Коннова,
- Формы и методы работы с неуспевающими детьми по предмету «Информатика»
- Т. И. Коннова,
- Особенности работы с детьми, имеющими трудности в изучении русского языка
- И. А. Курбанова,
- Уверенность в себе, как залог преодоления трудностей обучения в младшем школьном возрасте
- О. В. Лукичева
- Т. В. Селифонова
- Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении, на уроках и в группе продленного дня
- Е. Г. Лукьянова,
- Методика работы с неуспевающими детьми в условиях детского дома
- И. Л. Павлова,
- Система работы по оказанию помощи детям, имеющим трудности в обучении
- Главная задача, стоящая перед педагогом — выявление уровня готовности к обучению. Особая роль для решения этой задачи отводится школьному психологу, который осуществляет следующие диагностики:
- Л. Х. Попова,
- Создание развивающей среды для коррекции интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- А. В. Рыжков,
- Кабинет психологической разгрузки в коррекционной школе VIII вида
- Т. Н. Рыжкова (Горяйнова),
- Социальное взаимодействие как фактор развития произвольности младших школьников коррекционного учреждения VIII вида
- Н. Н. Семикина,
- Психолого-педагогическая помощь семьям, способы организации работы с родителями
- И. Е. Торсукова,
- Работа над ошибками как одна из форм педагогической поддержки детей
- О. В. Трущелева,
- Особенности развивающей работы с детьми с глубокой степенью умственной отсталости
- О. В. Шамшина,
- Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника и психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении
- В. М. Шейн,
- Коррекционный аспект предмета «Окружающий мир»
- Е. В. Шубина,
- Работа социального педагога с детьми девиантного поведения
- Ок. А. Юрко, Ол. А. Юрко,
- Технологии работы с родителями: эффективность различных форм взаимодействия семьи и школы
- Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Региональной научно-практической конференции г. Балашов, март 2010 г.
- 410600, Г. Саратов, ул. Пугачевская 117, к. 50.
- 412309, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.