logo search
GOS_pedagogika_i_psikhologia

Этапы развития детского коллектива (по а.С. Макарскому)

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути Макаренко выделяет несколько стадий:

1. В это время коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив, т.е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием совместной деятельности, целями и задачами.

Организатор коллектива – педагога, от него исходят се требованиями.

1-я стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив.

2. Усиливается влияние актива. Актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, происходит стабилизация структуры коллектива. В нем начинают действовать механизмы самоорганизации, саморегуляции.

Цель педагога: максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается.

3. Характеризует расцвет коллектива. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак коллектива на 3й стадии.

Предъявляется более высокий уровень требований.

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и укореняются большие и малые традиции – устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников; помогают вырабатывать нормы поведения, развивают коллективные переживания и укрощают жизнь

Особенно важным считал А.С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой.

«Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость» (А.С. Макаренко)

В практике воспитательной работы он различал три вида перспектив:

*близкую

*среднюю

*далекую

Близкая – выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития (поход в театр, участие в конкурсе). Основное требование: она должна опираться на личную заинтересованность, каждый воспитанник воспринимает ее как собственную и стремится к ее осуществления, предвкушая ожидаемое удовольствие.

Средняя – заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени (НГ елка). Ее целесообразно выдвигать тогда, когда в классе уже сформировался хороший работоспособной актив.

Далекая – отодвинутая во времени, наиболее соц. значимая и требующая значительных усилий для достижения цели (хорошо закончить школу).

Система перспективных линий должна пронизывать коллектив, выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель.

Все перспективы должны заканчиваться успешной деятельностью.