logo search
GOS_pedagogika_i_psikhologia

2. Особенности мышления младших школьников.

Мышление – это психический познавательные процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Различают следующие логические формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие обозначается словом и отражает общие свойства предметов, отличающие их от других.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые выражаются в словесной форме – устной или письменной, вслух или про себя.

Умозаключения – вывод нового суждения из одного или нескольких исходных суждении.

Человек пользуется двумя видами умозаключений – индуктивными и дедуктивными.

Индукция – это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению (установление общих правил и законов на основании изучения отдельных фактов и явлений).

Пример: человек узнает, что медь проводит электрический ток, потом, что электрический ток проводит серебро, а также ртуть, свинец и т.д., он приходит к выводу: все металлы проводят электрический ток.

Дедукция – это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению (познание отдельных фактов и явлений на основании общих законов и правил).

Пример: школьнику заранее известна общая закономерность – все металлы проводят электрический ток. Установив, что ртуть металл, он заключает, что ртуть проводит электрический ток.

Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — это мысленное объединение частей, свойств в единое целое. И синтез и анализ занимают важное место в учебном процессе. Так, при обучении чтению букв составляются слоги, из слогов — слова, из слов — предложения.

Сравнение — это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.

Абстрагирование состоит в вычленении каких-либо свойств, признаков изучаемого объекта, в отвлечении от остальных.

Конкретизация предполагает возвращение от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание.

Обобщение мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Например, сходные признаки, имеющиеся в яблоках, грушах, сливах и т.п., соединяются в одном понятии, которое мы выражаем словом «фрукты».