logo search
s_act_prob_prepod2010

Икт на уроках русского языка и литературного чтения

В ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями. Сегодня в традиционную схему «учитель — ученик — учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты. Одним из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать создание мультимедийных презентаций. Уроки с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала. Предпочтение отдается презентациям и потому, что они повышают производительность труда учителя и учащихся на уроке, увеличивают объем использования наглядности на уроке, экономят время учителя при подготовке к уроку. В пользе применения ИКТ на уроках уже никто не сомневается.

При составлении презентации для уроков русского языка, ребята в форме сказки повторяли состав слова, им было интересно, как приставка и суффикс ходили в гости к корням и получались новые слова. На одном из уроков вместе с буквами составляли слова, а помогали нам сказочные феи (парных согласных, безударных гласных и непроизносимых согласных). Они помогали нам повторять орфограммы, по взмаху их волшебных палочек появлялись проверочные слова. Интересно, эмоционально прошел урок и по использованию фразеологизмов. Особенно ребятам понравилось задание, где они по картинке должны были назвать фразеологизм.

Включение в презентацию слайдов, иллюстрирующих орфографические правила, делает их не такими скучными. Динамика, яркие картинки, звук, музыкальное сопровождение, эффекты анимации позволяют удерживать внимание ребенка, взаимодействие осуществляется одновременно по двум каналам восприятия (слух и зрение), что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала.

Привычную доску с мелом заменяет интерактивная доска. Также с помощью презентаций и интерактивной доски даются задания с последующей проверкой. Они активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Используются также и разные тренажеры, составляются тесты, готовые программные продукты, такие, как «Фраза», «Игры и задачи, 1—4 класс».

С помощью программы Windows Movie Maker сделали видеофильм по рассказам В. Ю. Драгунского, где ребята сами были в роли героев произведения.

На уроках литературного чтения также используются презентации с портретами писателей, их биографией и иллюстрациями к изучаемым произведениям. Понравилось ребятам такое задание: по иллюстрациям из разных сказок А. С. Пушкина угадать сказку, найти и зачитать подходящий к ней отрывок.

Положительный эффект дает и прослушивание аудиокниг (слушали басни И. А. Крылова, стихи А. С. Пушкина). Учитель не может прочитать произведение так, как это делает профессионал. Дети слушали с большим воодушевлением, потом прочитывали произведение вместе с записью. Таким образом решалась задача выразительного чтения.

Наглядность ИКТ, простота использования, безусловно, улучшает учебный процесс, развивает творческие способности детей, вызывает живой интерес учащихся, создает положительную мотивацию к самообразованию. Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными.