logo search
GOS_pedagogika_i_psikhologia

2. Особенности волевой сферы младшего школьника.

Воля – это способность человека сознательно управлять поведением, мобилизовать все силы для достижения поставленных целей.

Особенностями воли являются: сознательная целеустремленность; связь с мышлением (планирование); связь с движением (активность).

Препятствия и трудности, которые приходится планировать, могут быть дух видов – внешние и внутренние.

Внешние – это объективные трудности и препятствия, неожиданные условия, обстоятельства, противодействия других людей.

К внутренним относятся проявления взаимоисключающих мотивов, побуждений, инертность человека, подавленное эмоциональное состояние, лень, чувство страха и т.п.

Воля присуща только человеку, она возникла в процессе коллективного труда вместе с развитием сознания. Основные функции воли:

Принято различать простые и сложные волевые действия. Простые, как правило, имеют два звена – постановку цели и исполнение.

В сложном волевом действии отчетливо обозначены три звена – осознание цели, планирование и исполнение.

Осмысленная, осознанная цель, поставленная человеком, определяет способ и характер его действий, поведения. Если цель неясна, не представлена в сознании четко, действие человека будет лишено целенаправленности. Волевое действие всегда осознано.

Очень часто постановка цели не протекает гладко и спокойно, а, как правило, наоборот, сопровождается борьбой мотивов. В борьбе высших мотивов с низшими формируется воля человека.

Важную роль играет доступность цели. Если цель превышает возможности человека, то он может достичь ее только частично. В том случае, когда цель доступна, но ее трудно достичь, человек ставит ряд промежуточных целей и последовательно борется за их осуществление.

Основными критериями воли являются осознанность и преднамеренность действий, мобилизация сил.

Волевые свойства личности: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, дисциплинированность, мужество и смелость.

Развитие волевой регуляции у человека осуществляется в нескольких направлениях: преобразование непроизвольных процессов в произвольные; обретение человеком контроля над своим поведением; выработка волевых качеств личности.

Как известно, воля проявляется в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия.

В дошкольном возрасте выполнение ведущей деятельности ребенка — игры — совершается без обязательных волевых усилий. Малыш берет то одну, то другую игрушку и под влиянием возникшего желания начинает играть, так как его деятельность чаще всего связана с непосредственным удовлетворением потребностей. В процессе обучения ребенку необходимо постоянно действовать в соответствии с требованиями учителя или по образцу. Часто учебные действия, совершаемые им, непосредственно его потребностям не удовлетворяют и требуют применения волевых усилий. Так, ученик, желая заслужить похвалу учителя, получить хорошую оценку, выполняет упражнение, направленное на научение правильному написанию букв, или учит таблицу умножения, которая сама по себе его не привлекает.

В младшем школьном возрасте в волевых поступках большую роль играют чувства, которые нередко становятся мотивами поведения. Развитие воли и чувств на этом этапе проходит в постоянном взаимодействии. В одних случаях чувства способствуют развитию воли, в других — тормозят. Так, бурное развитие нравственных чувств под влиянием школьного коллектива (чувства долга, товарищества и др.) становится к III классу мотивом волевых поступков учащихся.

Сначала эти эмоциональные побуждения определяются личными мотивами. Ученик I—II класса на вопрос, почему он не пошел гулять, отвечает так: «Мама будет ругаться», «Боюсь, завтра «двойку» получу», «Интересный рассказ читал» и т. д.

К III классу чувства становятся более социальными: «Надо выучить урок, а то схвачу «двойку», товарищей подведу».