logo
Программа дисциплины

10. Организация проблемного обучения: понятие, функции, уровни.

Любой процесс обучения включает в себя 2 аспекта: содержательный (чему учить) и процессуальный (как учить). Развивающее обучение как правило ведет к развитию творческих способностей. Проблемным называется такое обучение при котором учитель опираясь на знание закономерностей мышления специальными средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей учащихся и их познавательных потребностей. Проблемное обучениеотличается от традиционного – сообщающее, объяснительное (по цели организации и деятельности педагога). Опыт показывает, что ученик не может усваивать весь объем знаний только путем исследования. Это объясняется след факторами: *наличие в школьной программе такой информации которую надо просто заучить и знать (таблица умножения) *самостоятельный поиск знаний не всегда экономен во времени (расписание, учебный план, сроки обучения) *результат самостоятельного исследования не всегда достоверный. Деятельность преподавателя в проблемном обучение состоит в том, чтобы создать систему проблемных ситуаций. Излагать материал с полным или частным объяснением и управлять деятельность учащихся.Традиционное обучение. Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным (особенно - в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль – оценка.ОБЩИЕ ФУНКЦИИ:1усвоение учащихся системы знаний и способов умственной и практической деятельности 2развитие познания самостоятельности и творческих способностей 3формированию научного мировоззрения.СПЕЦЕФИЧЕСКИЕ функции:1воспитание навыков творческого усвоения знаний 2воспитание навыков творческого применения знаний (в новой ситуации) 3яормирование и накопление опыта творческой деятельности. Вместе с тем существует 2 функции к которым относятся: повышение научного уровня обучения и повышение эффективности формирования научного мировоззрения. Повышение научного уровня усвоения знания 2 способа: *усиление объяснение педагога – это достигается за счет доказательственности. *установление новых соотношений между преподаванием и учением – разумное ограничение, объясняющая функция и расширение деятельности учащихся по самостоятельному раскрытию понятий.

Проблемное обучение это основной способ формирования научного мироззрения. В основе этого лежит система научных знаний и понятий. В целом проблемное обучение можно разделит на 3 вида: 1) теоретическое; 2) практическое» 3) художественное.

Уровни:1уровень не самостоятельной (обычной) активности – это воспроизводящие или репродуктивное обучение 2уровень полусамостоятельной деятельности – применение полученных знаний в новой ситуации. 3уровень самостоятельной активности – выполнение работ поисково-репродуктивного типа 4уровень творческой активности – выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, догадки, самостоятельных выводов и обобщений.

11. Организационные формы обучения в школе: понятие, классификация, особенности.

Форма обучения– специальная конструкция процесса обучения, которая реализуется в сочетание управляющей деятельности педагога и управляемой деятельности учащегося.Организационная форма обучения– это виды учебных занятий, отличающихся друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью и содержанием деятельности педагога и учащегося. Самой первой ОФО яв-ся индивидуальная. Она появилась в средние века и где-то до конца 18 века была преобладающей. В настоящее время в школах действуютклассно-урочная система. Численность 30 – 40 учащихся, 45 мин урок (оптимальное количество 25 чел), занятия ведутся по расписанию, согласно учебному плану В структуре процесса обучения можно выделить3 группы ОФО:1формы направленные на теоретическое обучение 2формы направленные на практическое обучение 3формы контроля знаний учащихся.Виды учебных занятий: Урок изложения нового материала – проводится в начале курса, темы, раздела, когда учащиеся не имеют знаний по предмету. Такой урок может проводится и при изучение сложных вопросов программы. На таком уроке реализуется воспитание. Прежде чем преподаватель приступ к изложению нового материала он должен создать особый психологический контроль. Начинать объяснения нового материала следует с показа внутри предметных связей темы.Уроки обобщения и систематизации –проводятся в том случае, если необходимо подвести итог изучения какой-то завершенной части учебного материала. Основная цель таких уроков это повторение, обобщение, систематизация знаний проводятся в конце года т.е. педагог выделяет основные вопросы курса, усвоение которых имеют решающее значение.Комбинированный урок – занимает при обучение лидирующее положение. На этом уроке сочетается изложение нового материала и проверка усвоения знаний и умений, их закреплений, выработка новых умений и навыков. Задача преподавателя яв-ся необходимость рационального распределения времени на реализацию каждой дидактической цели.Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков– служит для оценки процесса обучения и его результатов, уровня усвоения знаний и сформировать умения и навыки. При проведение такого урока применяют контрольный письменный опрос, контрольную работу которая включает и ответы на вопросы и решение практических, ситуационных задач.Урок закрепления знаний– проводится после изучения отдельной темы или раздела и направлены на организацию рассредоточенного повторения пройденного материала. Урок хорошо готовят, учащиеся предупреждаются заранее, дается перечень основных вопросов.Уроки-семинары– проводится по окончанию изучения темы и для того, чтобы организовать самостоятельную работу учащихся над учебной и дополнительной литературой. Педагог разрабатывает перечень вопросов, составляет список литературы, проводит консультации и организует проведение.Уроки-конференции– проводится по окончанию изучения дисциплины или отдельного курса. Это особая конструкция обучения направленная на расширение, закрепление и совершенствования знаний. Обладает большим воспитательными возможностями и дает возможность учащимся для самовыражения и самореализации.Уроки-проверки и оценки знаний– после окончания изучения темы, раздела, курса. Предварительное информирование учащихся.