10. Организация проблемного обучения: понятие, функции, уровни.
Любой процесс обучения включает в себя 2 аспекта: содержательный (чему учить) и процессуальный (как учить). Развивающее обучение как правило ведет к развитию творческих способностей. Проблемным называется такое обучение при котором учитель опираясь на знание закономерностей мышления специальными средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей учащихся и их познавательных потребностей. Проблемное обучениеотличается от традиционного – сообщающее, объяснительное (по цели организации и деятельности педагога). Опыт показывает, что ученик не может усваивать весь объем знаний только путем исследования. Это объясняется след факторами: *наличие в школьной программе такой информации которую надо просто заучить и знать (таблица умножения) *самостоятельный поиск знаний не всегда экономен во времени (расписание, учебный план, сроки обучения) *результат самостоятельного исследования не всегда достоверный. Деятельность преподавателя в проблемном обучение состоит в том, чтобы создать систему проблемных ситуаций. Излагать материал с полным или частным объяснением и управлять деятельность учащихся.Традиционное обучение. Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным (особенно - в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль – оценка.ОБЩИЕ ФУНКЦИИ:1усвоение учащихся системы знаний и способов умственной и практической деятельности 2развитие познания самостоятельности и творческих способностей 3формированию научного мировоззрения.СПЕЦЕФИЧЕСКИЕ функции:1воспитание навыков творческого усвоения знаний 2воспитание навыков творческого применения знаний (в новой ситуации) 3яормирование и накопление опыта творческой деятельности. Вместе с тем существует 2 функции к которым относятся: повышение научного уровня обучения и повышение эффективности формирования научного мировоззрения. Повышение научного уровня усвоения знания 2 способа: *усиление объяснение педагога – это достигается за счет доказательственности. *установление новых соотношений между преподаванием и учением – разумное ограничение, объясняющая функция и расширение деятельности учащихся по самостоятельному раскрытию понятий.
Проблемное обучение это основной способ формирования научного мироззрения. В основе этого лежит система научных знаний и понятий. В целом проблемное обучение можно разделит на 3 вида: 1) теоретическое; 2) практическое» 3) художественное.
Уровни:1уровень не самостоятельной (обычной) активности – это воспроизводящие или репродуктивное обучение 2уровень полусамостоятельной деятельности – применение полученных знаний в новой ситуации. 3уровень самостоятельной активности – выполнение работ поисково-репродуктивного типа 4уровень творческой активности – выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, догадки, самостоятельных выводов и обобщений.
11. Организационные формы обучения в школе: понятие, классификация, особенности.
Форма обучения– специальная конструкция процесса обучения, которая реализуется в сочетание управляющей деятельности педагога и управляемой деятельности учащегося.Организационная форма обучения– это виды учебных занятий, отличающихся друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью и содержанием деятельности педагога и учащегося. Самой первой ОФО яв-ся индивидуальная. Она появилась в средние века и где-то до конца 18 века была преобладающей. В настоящее время в школах действуютклассно-урочная система. Численность 30 – 40 учащихся, 45 мин урок (оптимальное количество 25 чел), занятия ведутся по расписанию, согласно учебному плану В структуре процесса обучения можно выделить3 группы ОФО:1формы направленные на теоретическое обучение 2формы направленные на практическое обучение 3формы контроля знаний учащихся.Виды учебных занятий: Урок изложения нового материала – проводится в начале курса, темы, раздела, когда учащиеся не имеют знаний по предмету. Такой урок может проводится и при изучение сложных вопросов программы. На таком уроке реализуется воспитание. Прежде чем преподаватель приступ к изложению нового материала он должен создать особый психологический контроль. Начинать объяснения нового материала следует с показа внутри предметных связей темы.Уроки обобщения и систематизации –проводятся в том случае, если необходимо подвести итог изучения какой-то завершенной части учебного материала. Основная цель таких уроков это повторение, обобщение, систематизация знаний проводятся в конце года т.е. педагог выделяет основные вопросы курса, усвоение которых имеют решающее значение.Комбинированный урок – занимает при обучение лидирующее положение. На этом уроке сочетается изложение нового материала и проверка усвоения знаний и умений, их закреплений, выработка новых умений и навыков. Задача преподавателя яв-ся необходимость рационального распределения времени на реализацию каждой дидактической цели.Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков– служит для оценки процесса обучения и его результатов, уровня усвоения знаний и сформировать умения и навыки. При проведение такого урока применяют контрольный письменный опрос, контрольную работу которая включает и ответы на вопросы и решение практических, ситуационных задач.Урок закрепления знаний– проводится после изучения отдельной темы или раздела и направлены на организацию рассредоточенного повторения пройденного материала. Урок хорошо готовят, учащиеся предупреждаются заранее, дается перечень основных вопросов.Уроки-семинары– проводится по окончанию изучения темы и для того, чтобы организовать самостоятельную работу учащихся над учебной и дополнительной литературой. Педагог разрабатывает перечень вопросов, составляет список литературы, проводит консультации и организует проведение.Уроки-конференции– проводится по окончанию изучения дисциплины или отдельного курса. Это особая конструкция обучения направленная на расширение, закрепление и совершенствования знаний. Обладает большим воспитательными возможностями и дает возможность учащимся для самовыражения и самореализации.Уроки-проверки и оценки знаний– после окончания изучения темы, раздела, курса. Предварительное информирование учащихся.
- Программа дисциплины «Психология и педагогика»
- Программа дисциплины «Возрастная психология »
- 2. Понятие возраста в возрастной психологии.
- 3. Понятие развития. Кризисы развития.
- 4. Психическое развитие личности и сенситивные периоды развития личности.
- 5. Периодизация развития личности по Фрейду.
- 6. Стадии когнитивного развития Пиаже.
- 7. Стадии психосоциального развития Эриксона.
- 8. Понятие ведущей деятельности. Ведущая деятельность как основание выделения возрастного периода.
- 9. Социальная ситуация развития новорожденного. Кризис новорожденного.
- 10. Критерии перехода ребенка в стабильной младенческий возраст.
- 11. Новообразования младенческого возраста. Позиция в младенчестве.
- 12. Особенности познавательной деятельности в раннем детстве.
- 13. Кризис первого года жизни.
- 14. Социальная ситуация развития в раннем возрасте.
- 15. Социальная ситуация развития трехлетнего ребенка.
- 16. Развитие личности ребенка дошкольного возраста.
- 17. Познавательное развитие дошкольника
- 18. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста
- 19. Социальная ситуация развития ребенка.
- 20. Кризис 7-ми лет.
- 21. Готовность к школе. Личностная и интеллектуальная готовность.
- 22. Ведущая деятельность младшего школьника.
- 23. Новообразования младшего школьного возраста.
- 24. Подростковый кризис и социальная ситуация развития подростка.
- 25. Пубертатное развитие. Психологические трудности пубертатного развития.
- 26. Ведущая деятельность подростка.
- 27. Становление личности в ранней юности. Социальная ситуация развития.
- 28. Новообразования юношества.
- 29. Психосоциальное развитие личности в молодости.
- 30. Зрелость. Поздняя зрелость.
- Программа дисциплины «Методика преподавания менеджмента »
- 1. Дидактика: общее понятие, предмет и задачи.
- 2. Сущность обучения как педагогического процесса.
- 3. Модель структуры учебного процесса.
- 4. Цикличность процесса обучения.
- 5. Функции обучения.
- 6. Характеристика преподавания как деятельности.
- 7. Учение как познавательная деятельность учащихся.
- 8. Технология обучения.
- 9. Дидактические закономерности и принципы обучения.
- 10. Организация проблемного обучения: понятие, функции, уровни.
- 12. Методика организации и проведения комбинированного урока.
- 13. Методика организации и проведения урока изложения нового материала.
- 14. Методика организации и проведения семинара и конференции.
- 15. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
- 16. Подготовка учителя к уроку.
- 17. Методы обучения: понятие, классификация.
- 18. Методы устного изложения знаний.
- 19. Методы проверки и оценки знаний.
- 20. Выбор метода обучения.
- 21. Средства обучения: роль и место в учебном процессе.
- 22. Классификация средств обучения.
- 23. Условия успешного усвоения понятий курса «Менеджмент» .
- 24. Методика формирования понятийного аппарата в процессе преподавания менеджмента.
- 25. Самостоятельная учебная деятельность: значение и виды.
- 26. Самостоятельная работа с книгой.
- 27. Самостоятельная внеаудиторная работа учащихся.
- 28. Требования к школьному учебнику по менеджменту.
- 29. Структура деятельности преподавателя менеджмента.
- 30 Методическая работа преподавателя менеджмента.
- Программа дисциплины «Научные основы управления школой»
- 1. Система образования в рф: понятие, структура, нормативная база, органы управления.
- 2. Школа как социально-педагогическая система.
- 3. Общая характеристика внутришкольного управления.
- 4. Особенности реализации функций управления школой.
- 5. Формирование организационной структуры управления школой.
- 6. Характеристика нормативных документов о школе.
- 7. Информационно-аналитическое обеспечение управления.
- 8. Планирование работы школы.
- 9. Контроль и оценка результатов управления школой.
- 10. Педагогические инновации и организация их реализации.
- 11. Образовательный процесс как система.
- 12. Управление качеством результатов образовательного процесса.
- 13. Воспитательная система и проблемы ее организации.
- 14. Уровневое управление воспитательными системами.
- 15. Руководство внеклассной и внешкольной учебно-воспитательной работой.
- 16. Организация труда руководителя школы.
- 17. Организация труда учителя.
- 18. Содержание и методика работы педсовета и методического объединения.
- 19. Внедрение передового педагогического опыта.
- 20. Система внутришкольного контроля.
- 21. Методы и стили управления школой.
- 22. Методическое обеспечение школы.
- 23. Школьная документация.
- 24. Функции и обязанности классного руководителя.
- 25. Работа классного руководителя по изучению учащихся и созданию ученического коллектива.
- 26. Планирование воспитательной работы в классе.
- 27. Школьное самоуправление: понятие, структура, содержание работы.
- 28. Совместная работа семьи и школы: значение, цели.
- 29. Проблемы взаимодействия семьи и школы.
- 30. Организация работы школы с родителями учащихся