Программа дисциплины «Психология и педагогика»
1. Основы педагогики.
Именно в Греции впервые и возник термин «педагогика» - дословный перевод которого означает – «детовождение» в смысле искусства «вести ребенка по жизни» т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие.
Педагогика – это наука о закономерностях воспитания, обучения и образования осуществляемая целенаправленно и планомерно. Предмет педагогики – это воспитание человека.
Педагогика исследует следующие проблемы: 1) изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание; 2) определение целей воспитания; 3) разработка содержания воспитания; 4) исследование методов воспитания. Педагогика до начала 17 века продолжала оставаться частью философии. Педагогические мысли содержаться в работах великих древних философов — Платона и Аристотеля, Томаса Мора, Компанелы. В рамках становящейся философской парадигмы они сформулировали основы возрастной периодизации и раскрыли этапы образования и воспитания человека. Педагогика обрела статус наукиблагодаря трудам и авторитету выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Он изложил свои основные идеи в труде «Великая дидактика» (от греч.didaktikos —поучающий,didasko —изучающий). Построением научных основ педагогики способствовали труды французских, русских просветителей Жан Жак Руссо Песталоцы, Белинский, Герцен, Чернышевский и т.д. Отцом русской педагогики наз-ют К.Д. Ушинского.
В тесных взаимоотношениях педагогика находится с психологией, котороя вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи её широко используются при разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Педагогика взаимосвязана с такими областями философии, как этика и эстетика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.
Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают социальные институты — семья, образовательные и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации.Педагогика связана с экономикой, решая проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека.
2. Основные категории педагогики.
В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальныекатегории (основные понятия педагогики) —«воспитание», «обучение», «образование».
В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитание рассматривается педагогикой как составная часть социального формирования личности, как целенаправленное планомерное и организованная деятельность учебно0воспитательных учреждений. В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.
Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления. Вторая категория — «обучение» —понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся — учением. Поэтому обучение можно определить и так:обучение— это преподавание и учение, взятые в единстве. Третья категория педагогики —«образование» —это процесс и результат научных знаний, научных и культурных ценностей накопленных человеком и формирование на этой основе мировоззрения, сознания и поведения. Единство воспитания, образования и обучения важнейшая закономерность педагогики.
Педагоги состоит из следующих отраслей:
1) Общая педагогика – анализирует основные закономерности воспитания; 2) Возрастная педагогика – разделяется на преддошкольную, дошкольную, школьную и педагогику взрослых; 3) Профессиональная педагогика – изучает закономерности воспитания и обучения в различных учебных заведениях; 4) История педагогики – изучает развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические периоды; 5) специальная педагогика в состав которой входят сурдопедагогика, тифлопедагогика (слепые), алигофренпедагогика (умственноотсталые) логопедия.
3. Основы психологии.
Термин психология произошел от греческого слова psyche –душа и logos –наука. В течении столетий явления изучаемые психологией обозначались общим термином душа и считались предметом одного из разделов философии, называемого в 16 веке психологией. В научном употреблении термин психология появился в 16 веке. Первоначально он относился к особой науки, которая изучала так называемые душевные или писх явления, кот-ые каждый человек мог обнаружить в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее в 17-18 веках сфера исследований психологов значительно расширилась и включила в себя неосознаваемые псих процессы (бессознательное) и деят-ть человека. С 19 века психология становится самостоятельной и экспериментальной областью знаний. История психологии как экспериментальной науки начинается с 1879 года немецкий философ и психолог Вильгельм Вундт (1832-1920) основал в Лейпиге первую в мире экспериментальную лабораторию. Вскоре В.М. Бехтерев организовал подобные лаборатории в Казани, а заетм в СПб.
Возникновение психологической науки можно условно разделить на четыре этапа:
Психология как наука о душе.Первые представления о психике носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения.Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику материалистическая(Демокрита)и идеалистическая(Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.
Психология как наука о сознании.В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания.Р. Декартсчитал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни.Дж. Локкутверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств. Он выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.
В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартлиразвили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователиП. ГольбахиК. Гельвецииразработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.
Психология как наука о поведении. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики.
В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсонуказал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.
Психология как наука изучающая факты, закономерности и механизмы психики.
Для этого этапа (современная психология) характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.. Психология решает много задач, зачастую связанных с другими науками. А так же многие ученые выделяют различные направления психологии, которые в свою очередь делятся на фундаментальные и специальные. Фундаментальные, или базовые содержат общие сведения, которые необходимы для понимания психологии и поведения человека независимо от того, какой деятельностью он занимается. Они обозначаются термином "общая психология". Также выделяют специальные, или прикладные отрасли науки, которые исследуют психологию людей, занимающихся конкретной деятельностью. Общая психология включает в себя: психологию познавательных процессов, психологию личности, психологию индивидуальных различий, возрастную психологию, социальную психологию, зоопсихологию, психофизиологию. Специальная психология включает: медицинская психология, аатопсихология, юридическая .
4. Определение психологии как науки.
Психология(psyche- душа, logos- учение, наука) изучает субъективные (душевные) явления, процессы и состояния, осознаваемые или неосознаваемые самим человеком. Или, наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.Предмет психологии:психика, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность. Предметом психологии яв-ся изучение закономерностей проявления и развития психики, как специфической формы отражения действительности. Психика представляет собой свойство высокоорганизованной материи – мозга. Являясь продуктом мозга, психика отличается от материи. Материя и психика постоянно развивается . Психика -это отражение предметов и явления объективной действительности представляющей собой функцию мозга.
Задачи психологии:1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
2) научиться управлять ими; 3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности отраслей практики, с которыми связана психология; 4) быть теоретической основой практики психологической службы.
5. Психика. Основные функции психики.
Предметом психики яв-ся изучение закономерностей проявления и развития психики, как специфической формы отражения действительности. Психика представляет собой свойство высокоорганизованной материи мозга. Являясь продуктом мозга, психика отличается от материи. Материя и психика постоянно развивается. Психика - это отражение предметов и явления объективной действительности представляющей собой функцию мозга.
Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных.
Психика- это субъективный образ объективного мира. Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако, содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых возникает психическое. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.
Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые, функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, её отражение - полноценную деятельность мозга - взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.
Функции психики: Отражение окружающей действительности, Обеспечение целостности организма, Регуляция поведения, Обеспечение адаптации.
Психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями - это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.
6. Формы проявления психики.
Психика многообразна и сложна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства.
Психические процессы- динамическое отражение действительности в разнообразных формах психических явлений.
Психический процесс- это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющегося в виде реакции. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, исходящими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяются на: познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные - активные и пассивные переживания; волевые - решение, исполнение, волевое усилие и т.д.
Психические процессы обеспечивают усвоение знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. Психические процессы протекают с разной скоростью и интенсивностью в зависимости от характера внешних воздействий и состояния личности.
Психическое состояние- определившийся в данное время относительно стабильный уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Люди ежедневно испытывают различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и плодотворно, при другом - трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под воздействием услышанного (похвала, порицание), окружающей обстановки, физиологических факторов, хода работы и времени. Подразделяются на: 1) мотивационные, основанные на потребностях установки (желания, интересы, влечения, страсти); 2) состояния организованности сознания (внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности); 3) эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, стресс, аффект, грустное, печальное, гневное, раздражительное);
4) волевые (инициативность, решительность, настойчивость).
Интересные исследования об особом, творческом состоянии личности - вдохновении. Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.
Психические свойства человека- подразумевают типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов. Любое психическое свойство формируется последовательно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно является результатом отражательной и практической деятельности.
Психические свойства синтезируются и создают сложные структурные образования личности:
1) направленность личности (система потребностей, интересов, убеждений, идеалов);
2) темперамент (система природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, характеризующая динамическую сторону поведения);
3) способности (система интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющая творческие задатки личности);
4) характер как система отношений способов поведения.
7. Основные отрасли психологии. Педагогическая психология.
Педагогическая психология – это отрасль психологии изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Педагогическая психология зародилась как самостоятельная отрасль психологической науки в 19 век. Она исследует следующие вопросы:
1) целенаправленного формирования познавательной деят-ти и общественно значимых качеств в личности;
2) условия обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения; 3) возможность учета индивидуальных псих особенностей учащихся;
4) взаимоотношения между учащимися и педагогом.
По сферам применения педагогическую психологию можно разделить на психологию дошкольного воспитания и психологического обучения и воспитание в школьном возрасте на разделение на младший, средний, старшие возраста, на психологию профессионально-технического образования, на психологию высшей школы.
Задачи пед. псих: 1) раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого; 2)определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта;
3) определение связи м/у уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия. 4) определение особенностей организации и управления учебной деятельностью. 5) изучение психологический основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств. 6) определение механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления.7) определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний. 8) определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения знаний. 9) разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.
8. Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей.
Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды, что в психологии и по ведении человека является врожденным, органически обусловленным и что - приобретенным, социально обусловленным. Такое знание предполагает проведение психодиагностики, выполнение психолого-педагогического эксперимента по формированию соответствующих качеств и свойств человека. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности - одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знания психологии нельзя. В структуру задатков и способностей входят многие процессы, свойства и состояния человека. По мере их развития совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры развитых способностей, законов их формирования необходимо для правильного выбора методов обучения и воспитания. Довольно рано, еще в дошкольном возрасте, обнаруживаются существенные индивидуальные различия между детьми. С их учетом должна строиться практика педагогического воздействия. Достоверную информацию об этих различиях позволяет получить дифференциальная психодиагностика. И здесь опять требуется участие профессионального психолога. Обучение и воспитание ценны тогда, когда ведут к повышению уровня психологического развития детей. Надо уметь определять этот уровень и сопоставлять его с некоторой нормой для того, чтобы судить о том, правильно или неправильно идет развитие. Такая научно обоснованная норма устанавливается психологами, они же разрабатывают и проверяют, предлагая школе, методы психологического тестирования уровня развития детей. Систематическое применение тестов позволяет судить о том, как развивается ребенок, и своевременно предпринимать необходимые педагогические меры, направленные на исправление имеющихся недостатков. Одна из частных задач педагогической практики, которая ставится и решается в ходе такой работы, - выявление нормально развивающихся детей (находящихся в пределах возрастной нор мы), детей с задержками развития (отстающих) и ускоренно развивающихся (одаренных). Две последние категории детей требуют особого внимания к себе. Психолого-педагогическая проблема особой сложности, которая не может быть правильно решена без участия психолога, - это определение причин отставания ребенка от своих сверстников в учебе и развитии. Другая проблема, - создание благоприятных условий для развития одаренных детей. И здесь учителю требуется квалифицированная психологическая помощь. В педагогике давно и много говорится о необходимости индивидуализации обучения, т.е. построении его с учетом уровня психологического развития, достигнутого ребенком, и его индивидуальных возможностей. Индивидуальные различия могут касаться любых психических процессов, свойств и состояний. В настоящее время в нашей стране создана и развивается психологическая служба в системе образования. Работающие в ней специалисты призваны заниматься этими проблемами профессионально, в тесном сотрудничестве с педагогами. Но для того чтобы такое сотрудничество было продуктивным, сам педагог должен владеть элементарными основами психологических знаний. Их представление и усвоение - задача данного курса.
9. Практическая психология.
Психологическая служба – система специальных психологических учреждений, подразделений, служб, создаваемых в обществе при различных социальных организациях и институтах. Основной целью психологической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возрастов.
Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования:
1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста
2) развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.
3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой – созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой
4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки, как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.
К основным направлениям деятельности Службы относятся:
1) психологическое просвещение - формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
2) психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям ( законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
3) психологическая диагностика - углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и
воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.
4) психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов.
5) консультативная деятельность - оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
10.Методы психолого-педагогических исследований.
Методы психолого-педагогических исследований – приемы, средства, способы получения информации с целью установления закономерностей, отношений, зависимостей и построения научной теории. Они подразделяются на 1) Эмпирические методы направленные на накопление фактов их отбор, анализ, синтез, количественную обработку (наблюдение, опрос, изучение документации).
2) Теоретические методы – это отбор и классификация материалов изучение, анализ и синтез научной литературы.
3) Экспериментальные методы – предполагают возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого.
Метод наблюдения – это целенаправленное, относительно длительное организованное по специальной программе восприятия изучаемого процесса. Виды наблюдения: прямое и косвенное. Прямое наблюдение характеризуется непосредственным наблюдением процесса и в свою очередь разделяется на 2 подвида: а) включенное; б) невключенное. Косвенное наблюдение – исследователь узнает об особенностях изучаемого через других лиц. Для получения наиболее объективных данных наблюдения должно осуществляться с соблюдением определенных правил: иметь цель, программу, проводится систематически и длительно.
Метод интервью и анкетирования. Интервью – это метод усной беседы по программе составленной исследователем. Виды интервью: 1) нестандартизированное (неформальное) – исследователь продумывает заранее вопросы, однако, может изменять их уточнять в ходе беседы в зависимости от обстоятельств. Свободное – иногда вопросы за ранее не готовятся, а продумываются в ходе беседы. 2) Стандартизированное интервью – исследователь предлагает испытуемому точно сформулировать ответы в определенной последовательности. Результаты того исследования достаточно точны и их легче исследовать, однако, данный метод не в полной мере учитывает разнообразие жизненных ситуаций. 3) Полустандартизированное интервью – включает точно сформулированные вопросы, кот-ые могут быть изменены.
Анкета – письменный опрос, представляющий собой набор точно подобранных вопросов. Вопросы в интервью и анкете могут быть открытыми (ответы заранее не предусмотрены). Закрытые – испытуемый выбирает один ответ из нескольких ему предложенных. Полузакрытые – испытуемый может выбрать один из предлагаемых ответов или дать свой собственный. Методы интервью и анкетирования применяется при изучении учащихся или работающих, их склонности, мотивы и т.д.
Метод рейтинга – метод изучения процессов и явлений путем оценки их компетентными судьями. В качестве компетентных судей выступают судьи на протяжении длительного времени наблюдавшие это явление. Рейтинг дает возможность подробно изучить изучаемые явления, систематизировать их. Метод социометрии – этот метод научного исследования позволяющий изучить межличностные отношения в общности, определить статус каждого участника и неформальные группы в составе формальной.
11. Психология личности. Общее и индивидуальное в психике личности.
Для психологического анализа личности следует разграничить близкие, но не тождественные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность.
Человек – это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшим психичек ими функциями (мышление, логичска память), способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деят-ть).
Индивид – это биологический организм, носитель общих генотепических наследственных свойств биологического ряда (индивидом мы рождаемся). Понятие индивид выражено родовая принадлежность человека: любой человек это индивид (отдельный представитель вида).
Личность – социально-писхологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания, поведения, общественно исторического опыта человечества. Личность – это человек как носитель сознания. Личностью мы становимся в обществе под влиянием воспитания, обучения, общения, взаимодействия. Особенности личности прояв-ся в деят-ти.
Индивидуальность – это личностные свойства особенности качеств личности, кот-ые отличают людей друг от друга. Индивидуальность личности может прояв-ся в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах. Влияние социального и биологического на индивид не одинаково.
В начале 20 века психология личности стала экспериментальной наукой в истории изучения личности выделяют 3 этапа:
1) Философско-литературный – берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается до начала 19 века. Проблемы: о нравственной и социальной природе человека, его поступках и поведении.
2) Клинический этап в начале 19 века проблемами психологии личности заинтересовались врачи психиатры они стали вести наблюдения за личностью больного в клинических условиях чтобы понять поведении. Проблемы – особенности личности у больного человека.
2) Экспериментальный период в начале 20 века проблемами личности занимаются профессиональные психологи. Они обращали внимание на исследование познавательных процессов и состояний человека.
В конце 30-х годов нашего века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много различных подходов и теорий личности:
1) Психодинамические теории – они описывают личность и объясняют ее поведение исходя из ее психологических или внутренних субъективных характеристик.
2) Социодинамические теории – теории в кот-ых главную роль в детерминации поведения отводят внешним ситуациям и не придают значения внутренним свойствам личности.
3) Интеракционистские теории – основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.
12. Формирование, развитие личности и психических процессов в обучении и воспитании.
Э.Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни.
Стадии развития:
1) Раннее младенчество (от рождения до 1 года) : + Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка; - Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви.
2) Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет): + Самостоятельность, уверенность в себе; - Сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда.
3) Раннее детство (около 3-5 лет): + Любознательность и активность; - Пассивность и безразличие к людям.
4) Среднее детство (от 5 до 11 лет): + Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов; - Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки.
5) Половое созревание, подростничество и юность (от 11 до 20 лет): + Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы – планов на будущее; - Путаница ролей. Смешение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом.
6) Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет): + Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание к способность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью; - Изоляция от людей. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними.
7) Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет): + Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь.; - Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе.
8) Поздняя взрослость (свыше 60 лет): + Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть.; - Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей..
13.Психологические особенности личности и их учет в учебной деятельности.
Источником активности человека являются потребности. Потребность– испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития.Классификация: 1)по происхождению: естественные и культурные,2)по характеру предмета потребностей: материальные и духовные. Маслоу – извест«пирамида» иерархии П: 1ур физиологич, 2 в безопастности, 3 в общ-ии с др люд, 4 уваж-ии и самоуваж, 5 самореализац (м меняться, д/ люд властных одно, д/ творческих др) Л.
Мотив (побуждение к действиям) – предмет потребности, побуждающий деят-ть и определяющий её направленность. Виды мотивов: мотив достижения успехов, мотив избегания неудач, тревожность, потребность в общении (аффиляция), мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм), агрессивность, самооценка. МОТИВАЦИЯ – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними (мотивы, потребности, намерения, желания, интересы), так и внешними (стимулы, исходящие из сложившихся ситуаций) причинами. Все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Мотивация поведения человека может быть бессознательной и сознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет.
Чувство– переживание в различной форме отношения человека к предметам, явлениям и действительности.
Эмоции– непосредственные, временные переживания какого-либо чувства. Эмоции – это особые психические явления, которые содержат в себе субъективную оценку значимости для человека всевозможных событий, предметов, явлений в форме переживаний. Эмоциональная ориентировка в отличие от рациональной является более кратковременное, непроизвольной, плохо осознаваемой, врожденной. Любая возникаемая у человека эмоция выступает для него как жизненно важный внутренний сигнал, ориентирующий и направляющий его последующие мысли и действия, при этом он может даже неосозновать их истинных причин, однако оставаться уверенным в их правомерности. Уровень личного доверия к эмоциональным сигналам всегда остается максимально высоким.
Воля – это способность человека управлять собой, сознательно контролировать свое поведение и деятельность, мобилизовать свои силы на достижение поставленных целей и на преодоление трудностей, стоящих на пути к ней.
Выделяют 2 функции воли: стимулирующая и тормозящая.
По структуре различают волевые действия: простые(постановка цели(1),исполнение(2)) исложные(возникновение побуждения и осознание цели(1), обсуждение и борьба мотивов(2), принятие решения(3), исполнение(4)).
Все этапы волевого действия пронизывает волевое усилие, переживаемое субъективно человеком, как эмоциональный стресс.
Волевые свойства личности: сила воли, целеустремленность, выдержка, решительность, инициативность, настойчивость.
14.Социализация личности.
Социализация личности представляет собоц превращение индивида в человека и личность, процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации.
В этом процессе можно выделить 2 взаимосвязанных стороны: 1) индивидуализация социального содержания (социальные отношения и формы деят-ти; 2) социализация биологического индивидуализации человека.
По поводу сути социализации есть разные толкования:
1) биогенетическая концепция рассматривает социализацию как детерминацию соц качеств личности биологическими качествами.
2) социогенетическая концепция – наоборот считает, что при социализации социальное подавляет в человеке биологическое.
3) теория конвергенции – сочетающие социальное и биологическое.
Все эти трактовки противоречивы. Подлинная суть социализации состоит в том, что биологическое превращается в социальное. Механизм превращения заключается в следующем: в начале идут биологические потребности человека осваивающие деят-ть затем социальные потребности – сознательная социальная деят-ть новые соц потребностию.
Стадии социализации:
1) Первичная социализация – это стадия адаптации (от рождения до подросткового периода) ребенок усваивает социальный опыт не критические адаптируется, приспосабливается, подражает.
2) Стадия индивидуализации – появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации (самоопределения) характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении, характере подростка. Юношеский возраст характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3) Стадия интеграции (объединения) – появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом, если не принимаются возможны следующие исходы: - сохранение своей непохожести и появление агрессивности; - изменение себя (стать как все); - конформизм (пассивное принятие существующего порядка вещей), внешнее соглашательство, адаптация.
4) Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека трудовой деятельности. Когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.
5) После трудовая стадия социализации – рассматривает пожилой возраст как возраст вносящий существенный вклад, воспроизводство социального опыта в процессе передачи его новым поколениям.
15.Психолого-педагогические проблемы познавательной деятельности учащихся. Ощущения.
Познание начинается с непосредственного контакта органов чувств с окружающими предметами, явлениями вещами. Ощущением наз-ся простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явления окружающего мира, кот-ый воздействует в данный момент на мозг человека через соответствующие органы чувств. Информация (сигналы )по специальным каналам анализаторам поступают в мозг. Ощущения – это начальный источник всех наших знаний о мире. Предметы и явления действительности воздействующие на наши органы чувств наз-ся раздражителями, а воздействие раздражителей на органы чувств наз-ся раздражением. Раздражение в свою очередь вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий). Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают: зрительные, слуховые, кожные (ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.), вкусовые, обонятельные. Информацию о состоянии мышечной системы нам предоставляют проприоцептивные ощущения, отмечающие степень сокращения или расслабления мышц; о положении тела относительно направленности сил гравитации свидетельствуют ощущения равновесия. Обоняние - вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Путь от рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принимаются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, непосредственно без промежуточных переключений попадают в головной мозг. У человека относительная доля мозга отвечающая за обаяние в объеме всех мозговых структур равна примерно одной двадцатой части.
Вкусовые - имеет четыре основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных.
Осязание, - это наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности. Всем нам знакомое ощущение, возникающее при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, не представляет собой элементарного осязательного ощущения. Не все ощущен являются осознаваемыми. В повседневной речи, которой пользуемся, отсутствует слово, обозначающее ощущения, например, от рецепторов, расположенных в мышцах и работающих при их сокращении или растяжении. Тем не менее ощущения все же существуют, обеспечивая управление движениями, оценку направления и скорости движения, величину стояния. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителя выражает понятие порог ощущения. Наименьшая сила раздражителя при которой впервые возникает едва заметное ощущение наз-ют нижним абсолютным порогом ощущения. Наибольшая сила раздражителя при которой продолжает возникать данное ощущение наз-ют верхним порогом ощущения.
Органы чувств, способны менять свойства, приспосабливаясь к новым условиям - адаптация ощущений.
16.Психолого-педагогические проблемы познавательной деятельности учащихся. Восприятие.
Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием. Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие-это отражение комплексного раздражителя. Человеческое восприятие субъективно.
В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией. Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу.
Свойства восприятия:
1.Целостность, то есть восприятие есть всегда целостный образ предмета. Этот целостный образ складывается на сонове обобщенных знаний об отдельных свойствах и качествах предмета.
2. Константность восприятия -благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине. Константность восприятия - не врожденное свойство, а приобретенное.
3. Структурность. Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. 4. Осмысленность. Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. 5. Предметность - это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.
Виды восприятия:
1) восприятие предметов; 2) восприятие отношений; 3) восприятие движений; 4) восприятие пространства; 5) восприятие человека.
Восприятие предметов может быть ошибочным, ошибки восприятия наз-ся иллюзиями. Ошибки обнаруживаются в деят-ти различных анализаторов. Наиболее известные зрительные иллюзии. Причины иллюзий различны: практический опыт человека, особенностей анализаторов изменения условий восприятия.
В основу классификации восприятия могут быть положены следующие критерии: 1) ведущие анализаторы; 2) отражаемая форма существования материи; 3) степень целенаправленной деят-ти личности.
В соответствии с тем какой анализатор играет в данном восприятии ведущую роль различают: зрительное, слуховое, осязательное, кинестезическое, обанятельные, вкусовые. По форме существования отражаемой восприятием материи выделяют: пространство, времени движения. Воспритияие пространства различают: восприятие величины, формы, глубины.
17.Психолого- педагогические проблемы познавательной деятельности учащихся. Внимание.
Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот характер психической деятельности связывают с таким свойством психики, как внимание. В отличие от других познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет, но оно проявляется как бы внутри этих процессов. Внимание- это направленность психики на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. Внимание может проявляться в сенсорных, мимических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное связано с восприятием раздражителей разного вида. Выделяютслуховое сенсорное и зрительное внимание.
Различают три вида внимания:- непроизвольное, - произвольное, - послепроизвольное.
Непроизвольное внимание (пассивное, эмоциональное) - это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Когда непроизвольное внимание эмоциональное, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение. Новизна раздражителя также вызовет непроизвольное внимание. Большое значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические, моральные чувства. Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и является одной из важных причин длительного непроизвольного внимания к предметам.Произвольное внимание (активное, волевое) - это сознательно регулированное сосредоточение на объекте. Человек сосредотачивается не на том, что для него интересно, а на том, что он должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредотачиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Значительно ослабляет произвольное внимание эмоциональное возбуждение, вызванное посторонними причинами.
Основные свойства внимания:
Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно..Концентрациявнимания есть степень сосредоточения сознания на объектеРаспределениевнимания заключается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности.Переключениевнимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой.
18.Психолого- педагогические проблемы познавательной деятельности учащихся. Память.
Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта наз-ся памятью.
Виды памяти: 1) По характеру психической активности: двигательная память, эмоциональная память словесно-логическая, образная память. 2) По характеру цели: произвольная , непроизвольная. 3) По долготе запоминания: долговременная, кратковременная, оперативная. Двигательная память – это память на движение, она необходима человеку для формирования умений и навыков трудовых. Эмоциональная память – это память на эмоции, чувства, потребности сигнализируют чел-ку о том выполнены или не выполнены они.
Словесно-логическая память – это память на мысли, она наз-ся словесно-логической потому что мысли не существуют без языка. Образная память – это память на картины природы и жизни. Образная память имеет следующие виды: зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная память, вкусовая. Существует еще один вид образной памяти, она присуща людям творческим художественного склада эйдическая память.
Произвольная память – образуется цель плюс волевые усилия.
Непроизвольная память – организуется за счет интереса, новизны, эффекта и т.д. Долговременная память – это память позволяющая чел-ку сохранить материал надолго, после многократного повторения этого материала и воспроизведения его времени. Кратковременная память – позволяет воспроизводить чел-ку материал сразу же после предъявления ему материала. Оперативная память – память позволяющая чел-ку использовать запомненный материал для выполнения определенного действия или операции. Мнемические приемы логического запоминания: 1) Составление плана заучиваемого материала: разбивка материала на составные части; придумывание заголовка или выделение какого-либо пункта; связывание частей по их заголовкам или опорным пунктам.
2) Сравнение – подчеркивания различия в объектах, это обеспечивает специализацию связи. Установление только общих связей может затруднить их припоминание. Сравнение объектов надо начинать с ярко выявленных различий.
3) Ассоциации по сходству и контрасту.
4) Классификация и систематизация.
19.Процессы памяти.
Процессы памяти – различные функции, выполняемые памятью в деятельности. Выделяют следующие процессы памяти:
1) Запоминание – это процесс памяти в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с уже приобретенным ранее. Запоминание бывает кратковременным, долговременным, оперативным, произвольным непроизвольным.
Приемы логического запоминания:
1) Составление плана заучиваемого материала: разбивка материала на составные части; придумывание заголовка или выделение какого-либо пункта; связывание частей по их заголовкам или опорным пунктам.
2) Сравнение – подчеркивания различия в объектах, это обеспечивает специализацию связи. Установление только общих связей может затруднить их припоминание. Сравнение объектов надо начинать с ярко выявленных различий.
3) Ассоциации по сходству и контрасту.
4) Классификация и систематизация.
2) Воспроизведение – это процесс памяти в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее путем извлечения его из долговременной памяти и переводя в оперативную. Виды воспроизведения: - узнавание – это узнавание какого-либо объекта в условиях повторного его восприятия; - припоминание – это активные поиски закрепленного материала для его воспроизведения; - воспроизведение осуществляется без повторного восприятия того объекта, кот-ый воспроизводится.
3) Сохранение и забывание – этот процесс может быть более или менее глубоким в соответствии с этим актуализация забытых образов или мыслей затрудняется или становится невозможным. Темп забывания зависит от времени. Забывание особенно интенсивно протекает сразу не после заучивания, а затем оно замедляется. Темп забывания зависит от содержания материала его осознанности. Однако и относительно осмысленный материал забывается сначала быстрее, а затем забывание замедляется. Забывание не яв-ся лишь функцией времени. Сохранение имеет избирательный характер и яв-ся функцией учатсия чел-ка в деят-ти. Забывание зависит от объема материала. Процент сохранения материала после определенного отрезка времени находится в обратно пропорциональном отношении к объему этого материала. Забывание не сводится к чисто количественному уменьшению материала. Разные части материала забываются неодинаково. Лучше сохраняются определения, положения менее полно отдельные смысловые единицы.
20.Психолого- педагогические проблемы познавательной деятельности учащихся. Мышление.
Мышление – это социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенного, Функцией мышления яв-ся обобщенность. Средствами мышления яв-ся мыслительные операции, прошлые знания, речь. Для того чтобы включить мышления необходима проблемная ситуация. Мыслительная деят-ть необходима и для формулирования задачи, для выявления и осознания новых проблем, для создания гипотез и т.д.
Виды мышления:
1) Наглядно-действенное - Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.
2) Наглядно-образное - состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых - среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.
3) Понятийное мышление - это такое мышление, в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.
Формы мышления:
1) Понятия - форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства однородной группы предметов и явлений.
2) Суждения - определенное знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждения происходит как формирование мысли в предложении.Суждение - такое предложение, в которой утверждается взаимосвязь объекта и его свойства.
3) Умозаключения - такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.
21.Мышление как психический процесс, высшая ступень познания.
Мышление - высший познавательный процесс, позволяющий представить не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представить предметы в отсутствии их самих.
Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций сравнение-обобщение, абстракция - классификация –конкретизация
Анализ - это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением.
Синтез – мысленное объединение отдельных элементов в целое.
Сравнение - это мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая провести классификацию явлений и их обобщение
Обобщение – установление общих свойств объектов.
Абстрагирование - операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений. В процессе абстрагирования человек как бы "очищает" предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении.
Конкретизация - выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения - понятия - выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.
Систематизация – объединение предметов или явления в соответствии со связями между ними в единое целое.
Классификация – разделение объекта на виды по какому-либо основанию.
22. Способности, задатки и индивидуальные различия людей.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М.Теплов. Он-то и предложил третье из перечисленных определений способностей, на которое мы будем опираться. Уточним его, пользуясь ссылками на работы Б.М.Теплова. В понятии "способности", по его мысли, заключены три идеи. "Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека"
Способности – это индивидуальные психологические особенности людей, которые яв-ся условиями для успешного осуществления данной деят-ти и динамики овладения знаниями, умениями и навыками.
Классификация способностей:
1) Природные (естественные) и приобретенные. Природные биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии жизненного опыта. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление. Приобретенные, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
2) Общие и специальные способности - общие, которыми определяются успехи человека в различных видах деятельности и общения (умственные способности, память и речь, координация движений рук). И специальные, которые определяют успехи человека в отдельных видах деятельности и общения. В этих видах необходимы особого рода задатки (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные).Эти способности могут дополнять друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру
3) Теоретические и практические - теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям.
4) учебные и творческие - способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
5) предметные и межличностные способности – межличностные способности обусловлены к взаимодействию с людьми, а предметны способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами
Между способностями и знаниями, умениями и навыками существует сложные отношения взаимозависимости. Способности человека яв-ся лишь возможностью для приобретения знаний, умений и навыков.
23.Развитие способностей.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. На одном этапе происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга. Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода, игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей. Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития. Умение пользоваться речью, совершенное владение ею также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их. Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. Требования к деятельности, развивающей способности человека: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности. Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. Становление и развитие способностей - это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач. Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость. Если с помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, т.е. воспроизводить их частоту при помощи сознательно контролируемой работы голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная чувствительность и человек оказывается в состоянии различать звуки разной высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различение происходит не на
24. Теоретические основы воспитания в педагогическом процессе.
Под воспитанием следует понимать целенаправленную и сознательно осуществляющийся педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деят-ти, формируемой личности по овладению общественным опытом, знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деят-ти, социальных и духовных отношениями. Задача педагогов постоянно стимулировать активность учащихся в организуемой деят-ти и формировать к ней положительное отношение. Сущность концепции воспитания состоит в том, что включая растущего чел-ка в разнообразные виды деят-ти по овладению общественным опытом и стимулируя его активност (отношение) в этой деят-ти можно осуществлять воспитание. В узком смысле слова под воспитанием понимают формирование мировоззрения нравственно-эстетических вкусов и чувств, руководство физическим развитием чел-ка. Закономерности определяют общие подходы к организации воспитания. К этим закономерностям относятся:
1) воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деят-ть. Поэтому воспитание состоит не в воспитательных разговорах, назидательных беседах и наставлениях, а во включении чел-ка в деят-ть учебно-познавательную, гражданско-общественную, технически – творческую, художественную.
2) воспитание есть стимулирование активности формирования личности в организуемой деят-ти.
3) в процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требованности.
4) в процессе воспитания необходимо выявлять положительные качества учащихся и опираться на них.
5) в процессе воспитания необходимо открывать перед учащимся перспективы их роста, помогать добиваться успехов.
6) в воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
7) в процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций.
Выделяют следующие группы отношений:
1) социальные отношения определяющие мировоззрение личности и общественную направленность ее поведения.
2) нравственные отношения они включают в себя отношения к родине (патриотизм), к другим странам и народам (культура межнациональных отношений), отношения к труду, к общественному достоянию, охраны природы и материальных ценностей общества, отношения к другим людям и самому себе.
3) эстетические отношения.
4) отношения связанные с физической культурой личности.
Следовательно содержание воспитания включает в себя формирование научного мировззрения, нравственного развития, эстетическое формирование и физическое развитие личности.
Задачей образовательного учреждения яв-ся формирование у учащихся устойчивые отношения, закреплять их и переводить в личностные качества необходимо знать их психологическую структуру. Отношения как личностный феномен яв-ся сложными образованиями и включает в себя потребности, волевые проявления, убеждения и т.д.
25.Основные методы воспитания.
Под методами воспитания понимаются определенные способы систематического воздействия на личность учащегося с целью формирования его общественного сознания и поведения. По методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребносто-мотивационной сферы и сознания учащихся для выработки и навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования. В качестве основных выступают следующие методы воспитания: убеждение, положительный пример, одобрение, осуждение, требование, контроль за поведением, переключение на другие виды деят-ти.
От методов воспитания следует отличать средства воспитания. Средства воспитания – это те конкретные мероприятия или формы воспитания, кот-ые используются в процессе реализации того или иного метода.
26. Содержание образования и психологические основы его совершенствования.
Под содержащем образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.
Виды образования: дошкольное образование, общее среднее, внешкольное обучение и воспитание, профессиональное обучение, средне-специальное образование, высшее, повышение квалификации.
В качестве объективного фактора следует назвать потребности общества в преобразовании общечеловеческой природы так, чтобы она стала специфической и развитой рабочей силой.
К объективным социальным факторам, влияющим на содержание образования, относятся также изменения в развитии науки и техники, которые сопровождаются разработкой новых теоретических идей и коренным у совершенствованием техники. К субъективным факторам можно отнести методологические позиции ученых.
Требования предъявляемые к содержанию образования:
1. Содержите школьного образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания - формирование всесторонне и гармонично развитой личности.
2. Содержание образования должно строиться строго на научной основе и объяснять учащимся сущность общественной жизни, способствовать формированию их жизненной позиции
3. Содержание образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе той им иной науки.
4. Содержание школьного образования должна строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами.
5. В содержании образования должна находить отражение связь теории с практикой, необходимость соединения обучения с производительным трудом.
6. Содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.
7. Общее образование в школе должно сочетаться и осуществляться в единстве с техническим и трудовым обучением и способствовать профессиональной ориентации учащихся.
В качестве важнейших из них выступают следующие:
- уточнение объема и содержания изучаемых предметов, освобождение от излишне усложненного и второстепенного материала;
- четкое определение основных понятий и ведущих идей по каждому учебному предмету и обеспечение необходимого отражения в них новых научных теоретических достижений;
- улучшение технической направленности образования;
- вооружение учащихся знаниями и практическими умениями и навыками техники.
- обеспечение преемственности обучения в школе, профтехучилищах, средних специальных учебных заведениях и вузах с учетом национальных особенностей образования в разных регионах;
- поддержание мирового стандарта в содержании образования;
Документы, определяющие содержание школьного образования:
учебные план, учебные программы, учебники, учебные пособия.
27. Теоретические и методические основы обучения (дидактика).
Теоретические основы обучения разрабатывает особая область педагогики называемая дидактика. Дидактика – это часть педагогики разрабатывающая теорию образования, обучения и воспитания. Термин дидактика от греческого слова didakticos – поучающий и didasco – изучающий. В первые этот термин появился в сочинениях немецкого педагога В. Ратке (1571 – 1635) для обозначения искусства обучения. Основателем научной дидактики считают чешского ученного Я.А. Каменского.
Особенностью дидактики яв-ся то, что она стала рассматривать учебный процесс не только как средство формирования умений и навыков, но и как важнейший фактор развития личности, она исследует обучение с тесным единством воспитания. Предметом дидактики яв-ся общая теория обучения всем предметам. Особенности преподавания отдельных дисциплин изучают методики конкретных дисциплин. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
1) двусторонний характер; 2) совместная деят-ть учителей и учащихся; 3) руководство со стороны учителя; 4) специальная планомерная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; 7) управление развитием и воспитание учащихся. Особо важное понятие дидактики наз-ют ее категориями. К их числу относятся понимание, сохранение в памяти и умение воспроизвести основные факты науки, законы, правила, понятия; умения, навык; образование; обучение.
Закономерности обучения – это объективные, существенные устойчивые повторяющиеся связи между составными частями процесса обучения.
Дидактические закономерности:
1)научность и мировоззренческая направленность обучения, 2) проблемность обучения, 3) наглядность обучения, 4) активность и сознательность учащихся в процессе обучения, 5) доступность обучения, 6) систематичность и последовательность обучения, 7) прочность обучения и его цикличность, 8) единство образовательных, развивающий и воспитательных функций обучения
Требования к дидакт. закономерностям: 1) принцип развивающего и воспитывающего обучения.
2) принцип научности содержания и методов учебного процесса.
3) принцип систематичности и последовательности в овладении науки, культуры и опыта деят-ти.
4) принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли педагога.
5) принцип наглядности.
6) прницп единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как реализация комплексного подхода.
7) принцип доступности обучения.
8) принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.
9) принцип связи обучения с жизнью и практической Дея-ти общества.
10) принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
Таким образом педагог в своей деят-ти должен ориентироваться не на отдельные принципы, а на их взаимосвязь.
28. Контроль в системе учебной деятельности.
Контроль яв-ся обязательным элементом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях обучения, но особое значение приобретает на завершающем этапе. Суть контроля состоит в том, чтобы выявить уровень освоения учащимися знаний и его соответствие образовательному стандарту, по данной программе предмета. Контроль знаний выполняет следующие функции:
1) проверочная –выявление уровня знаний для перевода на следующий уровень или выдачи документа.
2) обучающая – обобщение и систематизация знаний.
3) развивающая - развитие умственных способностей памяти, мышления, внимания и воображения.
4) воспитательная – дисциплинирует учащихся, воспитывает чувство ответственности, приучает к систематическому труду.
5) методическая – для совершенствования работы преподавателя.
Для того чтобы система контроля была эффективной необходимо выполнять следующие требования:
- планомерность и систематичность,
- объективность
- всесторонность, - индивидуализация контроля;
- экономичность
Основные виды контроля :
1) предварительный - в начале темы или раздела чтобы выявить исходный уровень знаний.
2) текущий – регулярное управление учебной деят-тью учащихся, дает непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения материала, а также возможность вносить оперативные изменения в учебный процесс.
3) рубежный – по окончании изучения раздела или тема, обычно в конце четверти, позволяет оценить прочность знаний.
4) итоговый – в конце учебного года или всего обучения, цель проверка и оценка конечного результата обучения.
Методы контроля - это способы деят-ти учителя и учащихся в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями и навыками. Основными методами контроля яв-ся: устный опрос, письменная проверка, методы практического контроля, тестирование, наблюдение.
Формы контроля: контрольная работа, зачет, экзамен.
К/р проводится после изучения темы, раздела или основных вопросов представляющих определенную трудность для учащихся.
Зачет проводится в период практики, а также после выполнения лабораторных и практических работ.
Экзамен наиболее значительная форма контроля, когда проводится итоговая проверка результатов обучения и выяв-ся уровень сформированности знаний и умений.
Контроль неразрывно связан с оценкой деят-ти обучаемых в баллах или в отметке. Критерии оценки знаний чрезвычайно важны для выставления отметки. Под оценкой знаний умений и навыков дидактика понимает процесс сравнивания достигнутого учащимся уровня владения с эталоном представлениями описанные в учебной программе.. Условным отражением оценки яв-ся отметка, обычно выражаемая в баллах. В отечественной дидактики принята 4-х бальная оценка: 5 – владеет в полной мере, 4 – владеет достаточно, 3 – владеет недостаточно, 2 – не владеет знаниями.
Балл – это отметка несет в себе очень мало сведений о качестве учебного процесса и не дает информации для совершенствования учебного процесса.
29. Основы педагогического мастерства.
Учитель – это центральная финура в школе, от его дет-ти зависит образование, культура и нравственность и направление дальнейшего развития общества. Труд учителей считается одним из самых сложных видов деят-ти, т.к. педагогическая практика ставит вопросы на которые теория не всегда дает ответы. Любая профессиональная деят-ть требует от человека определенных склонностей необходимых физических и психических данных и соответствующего личного развития.
Профессиональная пригодность человека это необходимый комплекс способсностей, физических и нравственных качеств, которые требуются для овладения определенными функциями и успешной деят-ти в той или иной сфере производства и духовной жизни.
Овладение разными видами педагогической деят-ти может иметь различные уровни:
1) педагогическая умелость – это основа профессионализма такой его уровень кот-й включает обстаятельное знание своего предмета, владение психолого-педагогической теорией, развитые профессионально личностные свойства, что позволяет осуществлять квалифицированное обучение и воспитание учащихся.
2) педагогическое мастерство - это доведенное до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость.
3) педагогическое творчество заключает в себе определенные элементы новизны, внесение в учебно-воспитательную деят-ть определенных модификаций, рационализацию методов и приемов, но без радикальной ломке педагогического процесса.
4) педагогическое новаторство – включает в себя разработку новых прогрессивных идей, серьезное изменение технологии обучения и существенно повышает его качество.
30. Педагогическое общение.
Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Функции пед общения как социально-психологического процесса: 1. познание личности 2. обмен информацией 3. организация деятельности 4. обмен ролями
5. сопереживание 6. самоутверждение
Информационная функциясоздает условия развития положительной мотивации обстановки совместного поиска.Функция самоутвержденияосознанию школьником своего «я», ощущению личностной значимости, уровня притязаний.Сопереживаниеобеспечивает понимание чувств другого человека, что нормализует отношения в коллективе.
Организация пед общения (структура): 1. моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап) - требует знания особенностей аудитории: характер её познавательной деятельности, вероятных затруднений, динамики работы 2. организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака) – необходима техника быстрого включения класса в работу, нужно владеть приёмами самопрезентации 3. управление общением в ходе ПП – необходимо умение поддерживать инициативу школьников, организовывать диалогическое общение 4. анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность Неправильное пед общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, в конечном счете рождается негативное отношение к учителю, а затем и к предмету. Общение учителя с учениками должно снимать негативные эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности.Стили пед общения:- общение на основе совместной деятельности: в основе его лежит устойчиво-положительное отношение педагога к детям, стремление совместно решить вопросы организации деятельности - общение на основе дружеского расположения (дружественный тон) - общение - дистанция; дистанция всегда выступает в качестве формального ограничения - общение - устрашение: отрицательное отношение к учащемуся + авторитарные способы действия - общение - заигрывание: проявление либерализма и
Нетребовательности Виды пед общения: 1) общение – монолог 2) общение – диалог 3) «контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника; 4) примитивное общение – происходит оценка друг друга, при этом мы оцениваем собеседника как ненужный или мешающий объект; 5) формально-ролевое общение – регламентированы содержание общения, средства общения; учитывается только социальная роль человека; 6) деловое общение; 7) светское общение; 8) манипулятивное общение; 9) духовное общение. Условия эффективности пед общения:
1. пед такт (умение устанавливать продуктивное общение)
2. преодоление барьеров в общении
3. глубокое знание учителем особенностей развития детей, понимание их эмоционального состояния
4. пед общение эффективно только тогда, когда оно обогащает, развивает, возбуждает интересы и стимулирует деятельность детей
5. пед общение должно соответствовать принципам нравственного воспитания
6. речь должна выступать как активный творческий субъект в процессе пед общения. Приёмы общения: вербальные, невербальные, ролевое общение
- Программа дисциплины «Психология и педагогика»
- Программа дисциплины «Возрастная психология »
- 2. Понятие возраста в возрастной психологии.
- 3. Понятие развития. Кризисы развития.
- 4. Психическое развитие личности и сенситивные периоды развития личности.
- 5. Периодизация развития личности по Фрейду.
- 6. Стадии когнитивного развития Пиаже.
- 7. Стадии психосоциального развития Эриксона.
- 8. Понятие ведущей деятельности. Ведущая деятельность как основание выделения возрастного периода.
- 9. Социальная ситуация развития новорожденного. Кризис новорожденного.
- 10. Критерии перехода ребенка в стабильной младенческий возраст.
- 11. Новообразования младенческого возраста. Позиция в младенчестве.
- 12. Особенности познавательной деятельности в раннем детстве.
- 13. Кризис первого года жизни.
- 14. Социальная ситуация развития в раннем возрасте.
- 15. Социальная ситуация развития трехлетнего ребенка.
- 16. Развитие личности ребенка дошкольного возраста.
- 17. Познавательное развитие дошкольника
- 18. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста
- 19. Социальная ситуация развития ребенка.
- 20. Кризис 7-ми лет.
- 21. Готовность к школе. Личностная и интеллектуальная готовность.
- 22. Ведущая деятельность младшего школьника.
- 23. Новообразования младшего школьного возраста.
- 24. Подростковый кризис и социальная ситуация развития подростка.
- 25. Пубертатное развитие. Психологические трудности пубертатного развития.
- 26. Ведущая деятельность подростка.
- 27. Становление личности в ранней юности. Социальная ситуация развития.
- 28. Новообразования юношества.
- 29. Психосоциальное развитие личности в молодости.
- 30. Зрелость. Поздняя зрелость.
- Программа дисциплины «Методика преподавания менеджмента »
- 1. Дидактика: общее понятие, предмет и задачи.
- 2. Сущность обучения как педагогического процесса.
- 3. Модель структуры учебного процесса.
- 4. Цикличность процесса обучения.
- 5. Функции обучения.
- 6. Характеристика преподавания как деятельности.
- 7. Учение как познавательная деятельность учащихся.
- 8. Технология обучения.
- 9. Дидактические закономерности и принципы обучения.
- 10. Организация проблемного обучения: понятие, функции, уровни.
- 12. Методика организации и проведения комбинированного урока.
- 13. Методика организации и проведения урока изложения нового материала.
- 14. Методика организации и проведения семинара и конференции.
- 15. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
- 16. Подготовка учителя к уроку.
- 17. Методы обучения: понятие, классификация.
- 18. Методы устного изложения знаний.
- 19. Методы проверки и оценки знаний.
- 20. Выбор метода обучения.
- 21. Средства обучения: роль и место в учебном процессе.
- 22. Классификация средств обучения.
- 23. Условия успешного усвоения понятий курса «Менеджмент» .
- 24. Методика формирования понятийного аппарата в процессе преподавания менеджмента.
- 25. Самостоятельная учебная деятельность: значение и виды.
- 26. Самостоятельная работа с книгой.
- 27. Самостоятельная внеаудиторная работа учащихся.
- 28. Требования к школьному учебнику по менеджменту.
- 29. Структура деятельности преподавателя менеджмента.
- 30 Методическая работа преподавателя менеджмента.
- Программа дисциплины «Научные основы управления школой»
- 1. Система образования в рф: понятие, структура, нормативная база, органы управления.
- 2. Школа как социально-педагогическая система.
- 3. Общая характеристика внутришкольного управления.
- 4. Особенности реализации функций управления школой.
- 5. Формирование организационной структуры управления школой.
- 6. Характеристика нормативных документов о школе.
- 7. Информационно-аналитическое обеспечение управления.
- 8. Планирование работы школы.
- 9. Контроль и оценка результатов управления школой.
- 10. Педагогические инновации и организация их реализации.
- 11. Образовательный процесс как система.
- 12. Управление качеством результатов образовательного процесса.
- 13. Воспитательная система и проблемы ее организации.
- 14. Уровневое управление воспитательными системами.
- 15. Руководство внеклассной и внешкольной учебно-воспитательной работой.
- 16. Организация труда руководителя школы.
- 17. Организация труда учителя.
- 18. Содержание и методика работы педсовета и методического объединения.
- 19. Внедрение передового педагогического опыта.
- 20. Система внутришкольного контроля.
- 21. Методы и стили управления школой.
- 22. Методическое обеспечение школы.
- 23. Школьная документация.
- 24. Функции и обязанности классного руководителя.
- 25. Работа классного руководителя по изучению учащихся и созданию ученического коллектива.
- 26. Планирование воспитательной работы в классе.
- 27. Школьное самоуправление: понятие, структура, содержание работы.
- 28. Совместная работа семьи и школы: значение, цели.
- 29. Проблемы взаимодействия семьи и школы.
- 30. Организация работы школы с родителями учащихся