logo
Программа дисциплины

7. Стадии психосоциального развития Эриксона.

Э.Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни.

Стадии развития:

1) Раннее младенчество (от рождения до 1 года) : + Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка; - Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви.

2) Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет): + Самостоятельность, уверенность в себе; - Сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда.

3) Раннее детство (около 3-5 лет): + Любознательность и активность; - Пассивность и безразличие к людям.

4) Среднее детство (от 5 до 11 лет): + Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов; - Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки.

5) Половое созревание, подростничество и юность (от 11 до 20 лет): + Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы – планов на будущее; - Путаница ролей. Смешение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом.

6) Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет): + Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание к способность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью; - Изоляция от людей. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними.

7) Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет): + Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь.; - Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе.

8) Поздняя взрослость (свыше 60 лет): + Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть.; - Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей..