logo
Программа дисциплины

19. Социальная ситуация развития ребенка.

Первая форма общения ребенка со взрослым возникает к 2 мес жизни наз-ся ситуативно-личностное. К концу первого полугодия жизни возникает ситуативно-деловая форма общения -ребенок умеет схватывать предметы. Общение внесутуативно-познавательное от 3 лет – ребенок задает вопросыю Ребенок может один и тот же вопрос задавть неоднократно, добиваться ясности серьезности ответа. Роль данного вида общения в развитии личности велика. Нельзя принебрежительно относится к вопросам ребенка, т.к. это вызывает у ребенка обиду сопротивление и негативизм. Взрослый это эталон как надо себя вести. Основная тема бесед старших дошкольников это беседа на личные темы. Ребенок не спорит со взрослыми, а старается сначала его понять, найти причину почему взрослый думает так, а не иначе. Потребность взаимопонимания и сопереживания предполагает готовность ребенка разобраться в том, что думает и чувствует человек. Одно из проявление стремление ребенка установить общность взглядов и оценок со взрослыми это их жалобы. В жалобах скрыта желание либо проверить правильность своего понимания верного поведения, либо узнать их. О сформированности внеситуативно-личностного общения говорят такие формы поведения как малыш активно ищет беседу на личностные темы; его споры нацелены на выявление правильно ли он понимает как следует поступить. Когда речь идет о старших дошкольниках главным яв-ся вопрос о подготовки их к школе. Считается что для подготовки их к школе и успешного овладения программой у ребенка важно сформировать внутренний план действия (ВПД) – это умение действовать в уме.

Общение со сверстниками начинается с 3-х лет и осуществляется в форме 1) эмоционально-практического общения. Это общение прояв-ся в стремелении участвовать в общих забавах. Ребенку необходимо и достаточно чтобы сверстник присоединился к его забавам и они действовали за одно. Главная задача соучастие, а результат вообще исчезает из виду. В товарище цениться готовность вместе развлекаться и шалить. Следующая особенность этого общения – каждый участник озабочен тем чтобы привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям. Отсюда следует что дети мало слушают друг друга и больше демонстрируют себя друг другу, поэтому чтобы лучше организовать это взаимодействие требуется помощь взрослого.

2) ситуативно-деловое общение от 4-5 лет – ребенок предпочитает в качестве партнера по общению сверстника. Это связано с тем, что ведущая деят-ть ребенка становится игра. Дети стремятся установить между собой деловые сотрудничества. Переход от соучастия к сотрудничеству это заметный прогресс в сфере коммуникативной деят-ти дошкольника. Основные поводы обращения друг к другу возникают в процессе занятий. Главная задача это привлечь к себе внимание, но ребенок начинает замечать своего сверстника как партнера по общению. В сверстнике он видит только отношение к себе – это феномен невидимого зеркала. Позже ребенок начинает видеть и самого сверстника, но пока что только его недостатки. Невидимость сверстника соверешенно особенная сочитается с ревнивым интересом ко всему что он делает.

3) Внеситуативно-деловое 6-7 лет здесь наблюдается жажда сотрудничества. Сотрудничество носит практический характер. От ролевой игры переход к игре правилами – это упражнение в отношении с другими людьми.