logo
Программа дисциплины

25. Самостоятельная учебная деятельность: значение и виды.

Самостоятельной считается такая работа учащихся кторая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию под его руководством в специально отведенное время.

Повышению степени самостоятельности учащихся в учебной деятельности способствуют следующие факторы:

1) расширение области приложения формируемых знаний, действий и отношений на уровне реализации межпредметных связей, который предусматривает переход от внутрипредметных связей к межцикловым и обратно, в результате чего формируются все более широкие связи;

2) такое построение обучения, в процессе которого осуществляется переход от указаний педагога на необходимость использования определенных знаний и действий в решении учебной задачи к самостоятельному отысканию подобных знаний и действий;

3) формирование учебной деятельности учащихся должно предусматривать такую организацию работы, при которой учащиеся переходят от формирования отдельных операций выполняемых действий к формированию всего действия;

4) переход учащихся от овладения действиями в готовом виде к самостоятельному открытию отдельных действий и их систем;

5) переход учащихся от осознания необходимости овладения данным конкретным умением к осознанию важности овладения целостной структурой учебной деятельности;

6) переход от задач репродуктивного характера к задачам творческим, требующим использования знаний и действий межпредметного характера.

В педагогике выделяются 4 уровня самостоятельной деят-ти учащегося:

1) копирующие действия по задданому образцу. На этом этапе идет подготовка учащихся к самостоятельной работе.

2) репродуктивная деят-ть по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта.

3) продуктивная деят-ть по самостоятельному применению знаний, умений и навыков для решения задач выходящих за пределы образца.

4) самостоятельная деят-ть по переносу знаний для решения задач новой ситуации.

Самостоятельная работа может выполняться как на уроке так и дома.

По форме организации самостоятельной работы можно разделить на индивидуальные, групповые, фронтальные.

Кроме того выделяют следующие виды самост работ:

1) воспроизводящая (по образцу шаблону); 2) реконструктивно-вариативного типа; 3) эвристическая (октрытие) дают возможность найти ответ за пределами образца; 4) творческие самостоятельные работы.

Виды работ применяемые учителем:

1) работа с книгой (пересказ текста, конспектирование, ответы на вопросы, рефераты);

2) упражнения; 3) решение задач и выполнение практических работ; 4) проверочные самостоятельные работы; 5) подготовка докладов и рефератов.

В практики организации самостоятельных работ встречаются следующие ошибки: отсутствие системы, отсутствие учета индивидуальных особенностей, однообразие самосто работ.