logo
Программа дисциплины

9. Социальная ситуация развития новорожденного. Кризис новорожденного.

Средовые факторы влияющие на развитие ребенка в утробе матери:

1) возраст материи от 20-36 лет; 2) питание матери; 3) лекарства, психотропыне средства и радиация, ртуть и свиней; 4) алкоголь, врожденный алкогольный сидром – можеь явиться причиной задержки развития, умственная осталость, физическое уродство, расстройство сна, врожденные пороки сердца. График зависимости дозы принятого алкоголя и здоровья показывает, что безопасной дозы нет; 5) болезни матери; 6) курение.

Появление ребенка на свет яв-ся результатос психологической готовности матери к его рождению. Изначально новорожденный беспомощен и должен приспособиться к условиям которые резко отличаются от прежних. Для организма новорожденного рождение тяжелое физическое испытание, которое истощает его организм и создает ситуацию стресса, поэтому говорят о кризисе новорожденности. Жизнь ребенка в новых условиях обеспечивают врожденные механизмы. Сразу после рождения включаются рефлексы дыхания и кровообращения. Социальная ситуация развития новорожденного это ребенок приходит в этот мир слабым и беспомощьным. Такая беспомощность и полная зависимость от взрослого чел-ка составляют специфику социальной ситуации развития младенца. На момент рождения у ребенка существуют следующие рефлексы:

1) защитные – при резком ярком свете происходит увеличение зрачков, при мелькании предметов перед глазами зажмуривание.

2) ориентировочный – на 2-3 день рождения сильный источник света вызывает поворот головы.

3) ориентировочно-пищевые – прикосновение губ к груди матери вызывает у голодного ребенка реакцию поиска.

4) сосательные – ребенок сразу начинает сосать вложенный в рот предмет.

5) цеплятельный – получен от предков обезьян.

6) рефлекс отталкивания – при прикосновении к подошвам ног ребенок отдергивает ее.

Основные особенности новорожденного это безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретение свойственных чел-ку форм поведения. Потребность в получение впечатлений возникает в истоке ориентировочного рефлекса развивается в зависимости от готовности органов чувств получать эти впечатления.

Зрительный и слуховой аппараты начинают работать с первого дня жизни, но работа их сначала несовершенна, на 3-4 недели жизни ребенок начинает реагировать на тихие звуки, 1-2 недели резкие звуки. Зрительное сосредоточение появ-ся на 3-5 недели.. Развитие органов чувств происходит за счет созревания нервной системы ребенка в особенности головного мозга. Вес мозга новорожденного-14% от мозга взрослого. Уже в период новорожденности даже у недоношенных детей оказывается вполне возможным образование условных рефлексов. Образование условных рефлексов знак того, что в установление связи ребенка с внешним миром включаются высшие отделы мозга: кора больших полушарий. Необходимые условия нормального созревания мозга в период новорожденности это упражнения органов чувств, поступление в мозг импульсов получаемых при помощи разнообразных сигналов из внешнего мира.