21. Методы и стили управления школой.
В теории соц управления выделяют 3 группы методовуправления:
1организационно-распорядительные– используются при подборе и расстановке кадров для выработки единого режима школы, координации действий всех субъектов педагогического процесса (устав, приказы, протоколы, правила внутреннего распорядка). Эти методы наиболее жестко определяют порядок деятельности всех участников и требует предельной точности и дисциплины исполнения. Директор школы в своей деятельности опирается на мнение педагогов, руководителей общественных организаций, учащихся и их родителей.2социально-психологические– а)социально-психологические – яв-ся наиболее сложные. Вкл метод формирования мотивов и методы морального поощрения (предъявляются повышенные требования такие как гласность, обоснованность, своевременная адекватность). б)соц политические (призваны формировать новое мышление, взгляды, убеждения, мировоззрение, формировать политическую активность учащихся и педагогов). в)соц нормирование и регулирование упорядочивают соц отношения между работниками и влияют на формирование морально-психологического климата. Они включают разработку устава, правил педагогического этикета, правил внутреннего распорядка. Каждая школа имеет право самостоятельно разрабатывать свой устав который принимается на общей конференции школы (участвуют представители учащихся, педагогов, родителей и общественности, администрация школы). Соблюдение устава обязательно для всех. Метолы соц нормирования создают благоприятные условия для труда, отдыха и удовлетворения духовных запросов.3экономичекие– вкл хозяйственный расчет; само финансирование; методы материального поощрения (премия, оплата путевок за счет средств школы или профсоюза).4организационно-педагогические– играют главную роль и реализуются в ледформах: *заседание педсовета *методобъединения *проведение конференций *педагогическое чтение *консультации *проведение практикумов *работа с родителями и с ученическим активом. Совокупность применяемых методов управления определяется стиль управления. Эти методы использует руководство школы для достижения поставленных целей и задач и для формирования взаимоотношений со всеми участниками педагогического процесса. Выбор стиля управления зависит как от объективных, так и субъективных факторов. Особенности образовательного учреждения, условия работы, решаемых задач, состав кадров, степень развития коллектива, уровень сознательности и дисциплинированности – это объективные. Субъективные – личные качества руководителя, его авторитет, опыт работы, комплексность.Стили управления:АВТОРИТАРНЫЙ- преувеличение роли единоначалия и недооценка возможностей коллектива. В деятельности руководителя преобладает организационно-распорядительные методы управления. Этот стиль может быть оправдан в тех случаях когда на обсуждение проблем нет времени, а обстоятельства вынуждают принимать срочные решения. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ – учет мнения подчиненных и формирование общих задач. ЛИБЕРАЛЬНЫЙ – руководитель не вникает в сущность учебно-воспитательного процесса создавая видимость управления. Стиль работы директора как правило формирует стиль работы учителей, классных руководителей и распространяется на взаимоотношения учащихся.
- Программа дисциплины «Психология и педагогика»
- Программа дисциплины «Возрастная психология »
- 2. Понятие возраста в возрастной психологии.
- 3. Понятие развития. Кризисы развития.
- 4. Психическое развитие личности и сенситивные периоды развития личности.
- 5. Периодизация развития личности по Фрейду.
- 6. Стадии когнитивного развития Пиаже.
- 7. Стадии психосоциального развития Эриксона.
- 8. Понятие ведущей деятельности. Ведущая деятельность как основание выделения возрастного периода.
- 9. Социальная ситуация развития новорожденного. Кризис новорожденного.
- 10. Критерии перехода ребенка в стабильной младенческий возраст.
- 11. Новообразования младенческого возраста. Позиция в младенчестве.
- 12. Особенности познавательной деятельности в раннем детстве.
- 13. Кризис первого года жизни.
- 14. Социальная ситуация развития в раннем возрасте.
- 15. Социальная ситуация развития трехлетнего ребенка.
- 16. Развитие личности ребенка дошкольного возраста.
- 17. Познавательное развитие дошкольника
- 18. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста
- 19. Социальная ситуация развития ребенка.
- 20. Кризис 7-ми лет.
- 21. Готовность к школе. Личностная и интеллектуальная готовность.
- 22. Ведущая деятельность младшего школьника.
- 23. Новообразования младшего школьного возраста.
- 24. Подростковый кризис и социальная ситуация развития подростка.
- 25. Пубертатное развитие. Психологические трудности пубертатного развития.
- 26. Ведущая деятельность подростка.
- 27. Становление личности в ранней юности. Социальная ситуация развития.
- 28. Новообразования юношества.
- 29. Психосоциальное развитие личности в молодости.
- 30. Зрелость. Поздняя зрелость.
- Программа дисциплины «Методика преподавания менеджмента »
- 1. Дидактика: общее понятие, предмет и задачи.
- 2. Сущность обучения как педагогического процесса.
- 3. Модель структуры учебного процесса.
- 4. Цикличность процесса обучения.
- 5. Функции обучения.
- 6. Характеристика преподавания как деятельности.
- 7. Учение как познавательная деятельность учащихся.
- 8. Технология обучения.
- 9. Дидактические закономерности и принципы обучения.
- 10. Организация проблемного обучения: понятие, функции, уровни.
- 12. Методика организации и проведения комбинированного урока.
- 13. Методика организации и проведения урока изложения нового материала.
- 14. Методика организации и проведения семинара и конференции.
- 15. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
- 16. Подготовка учителя к уроку.
- 17. Методы обучения: понятие, классификация.
- 18. Методы устного изложения знаний.
- 19. Методы проверки и оценки знаний.
- 20. Выбор метода обучения.
- 21. Средства обучения: роль и место в учебном процессе.
- 22. Классификация средств обучения.
- 23. Условия успешного усвоения понятий курса «Менеджмент» .
- 24. Методика формирования понятийного аппарата в процессе преподавания менеджмента.
- 25. Самостоятельная учебная деятельность: значение и виды.
- 26. Самостоятельная работа с книгой.
- 27. Самостоятельная внеаудиторная работа учащихся.
- 28. Требования к школьному учебнику по менеджменту.
- 29. Структура деятельности преподавателя менеджмента.
- 30 Методическая работа преподавателя менеджмента.
- Программа дисциплины «Научные основы управления школой»
- 1. Система образования в рф: понятие, структура, нормативная база, органы управления.
- 2. Школа как социально-педагогическая система.
- 3. Общая характеристика внутришкольного управления.
- 4. Особенности реализации функций управления школой.
- 5. Формирование организационной структуры управления школой.
- 6. Характеристика нормативных документов о школе.
- 7. Информационно-аналитическое обеспечение управления.
- 8. Планирование работы школы.
- 9. Контроль и оценка результатов управления школой.
- 10. Педагогические инновации и организация их реализации.
- 11. Образовательный процесс как система.
- 12. Управление качеством результатов образовательного процесса.
- 13. Воспитательная система и проблемы ее организации.
- 14. Уровневое управление воспитательными системами.
- 15. Руководство внеклассной и внешкольной учебно-воспитательной работой.
- 16. Организация труда руководителя школы.
- 17. Организация труда учителя.
- 18. Содержание и методика работы педсовета и методического объединения.
- 19. Внедрение передового педагогического опыта.
- 20. Система внутришкольного контроля.
- 21. Методы и стили управления школой.
- 22. Методическое обеспечение школы.
- 23. Школьная документация.
- 24. Функции и обязанности классного руководителя.
- 25. Работа классного руководителя по изучению учащихся и созданию ученического коллектива.
- 26. Планирование воспитательной работы в классе.
- 27. Школьное самоуправление: понятие, структура, содержание работы.
- 28. Совместная работа семьи и школы: значение, цели.
- 29. Проблемы взаимодействия семьи и школы.
- 30. Организация работы школы с родителями учащихся