logo
Программа дисциплины

4. Психическое развитие личности и сенситивные периоды развития личности.

Проблема учета сенситивных периодов развития в обучении. Одной из важнейших в изучении развития детей является проблема нахождения и максимально возможного использования для развития каждого ребенка сенситивного периода в его жизни. Под сенситивными периодами в психологии понимаются периоды онтогенетического развития, когда развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Так, например, в возрасте около пяти лет дети особенно чувствительны к развитию феноменального слуха, а по прошествии этого периода эта чувствительность несколько падает. Сенситивные периоды - периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики: процессов и свойств. Чрезмерно раннее начало обучения чему-либо может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, точно так же как и очень позднее начало обучения может оказаться малоэффективным. Трудность рассматриваемой проблемы состоит в том, что не известны все сенситивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало, длительность и завершение. Подходя к изучению детей индивидуально, необходимо научиться прогнозировать наступление различных сенcитивных периодов развития каждого ребенка. В развитии человека психологи выделяют наиболее благоприятные, оптимальные или сенситивные, сроки для формирования определенных видов психической деятельности. Так, например, для развития речи сенситивным является период раннего детства (до з-х лет), для овладения чтением – старший дошкольный возраст (5-6) лет, для развития наглядно-образных форм мышления – дошкольный период (с 3-х до 6 лет) и т.д.