9. Дидактические закономерности и принципы обучения.
Закон – это внутренняя существенная связь явлений, обуславливающая их необходимое закономерное развитие. Законы обучения: 1закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения – любое изменение общественной жизни обязательно вызывает изменения в содержание обучения и образования. 2закон воспитывающего и развивающегося обучения – закон обусловленности обучения и воспитания характера деятельности учащихся 3закон целостности и единства педагогического процесса – в процессе обучения должны реализоваться различные компоненты этого процесса, 4закон единства теории и практики в обучение 5закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и коллективной организации деятельности. Закономерности – это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями процесса обучения. В отличие от законов, закономерности обучения носят вероятностно-статистический характер. Закономерности: 1 научность и мировоззренческая направленность обучения. Пример: при характеристике больших систем в курсе менеджмента рассматривается структура таких систем, их особенности и взаимосвязи. 2 наглядность обучения – для повышения усвоения знаний необходимо применять наглядные и технические средства обучения. 3проблемное обучение – в процессе обучения необходимо применять не только традиционные сообщающие методы, но и поисковые, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся. 4активность и сознательность учащихся в процессе обучения – для того, чтобы реализовать эту закономерность необходимы специальные методы и приемы в организации учебного процесса 5доступность обучения. 6систематичность и последовательность обучения – подготовка всесторонне развитой личности, включает в себя овладение системой научных знаний. 7прочность обучения и его цикличность – обеспечивается в том случае когда совершается полный цикл учебно-познавательных действий. 8единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения – учитываются след факторы: задачи обучения и содержание учебного материала. Принцип обучения – это инструментальное данное в категории деятельности выражения педагогической концепции. Основные принципы обучения: *принцип развивающего и воспитательного обучения – направлено не только на формирование системы научных знаний, но и формирование личности, на её подготовку к будущей жизни в обществе. *принцип научности содержания и методов учебного процесса – подбирается такой учебный материал и такие методы, что учащимся сообщается знание, но и методы учебного процесса. *принцип систематичности овладение достижений науки, культуры и опыта деятельности – учебный материал делится на разделы, темы и вопросы, при этом устанавливаются связи между законами, фактами и понятиями. *принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли педагога. *принцип наглядности *принцип единства, конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного продуктивного, как реализация комплексного подхода. *принцип доступности обучения *принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся *принцип связи обучения с жизнью и практикой строительства демократического общества *принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
- Программа дисциплины «Психология и педагогика»
- Программа дисциплины «Возрастная психология »
- 2. Понятие возраста в возрастной психологии.
- 3. Понятие развития. Кризисы развития.
- 4. Психическое развитие личности и сенситивные периоды развития личности.
- 5. Периодизация развития личности по Фрейду.
- 6. Стадии когнитивного развития Пиаже.
- 7. Стадии психосоциального развития Эриксона.
- 8. Понятие ведущей деятельности. Ведущая деятельность как основание выделения возрастного периода.
- 9. Социальная ситуация развития новорожденного. Кризис новорожденного.
- 10. Критерии перехода ребенка в стабильной младенческий возраст.
- 11. Новообразования младенческого возраста. Позиция в младенчестве.
- 12. Особенности познавательной деятельности в раннем детстве.
- 13. Кризис первого года жизни.
- 14. Социальная ситуация развития в раннем возрасте.
- 15. Социальная ситуация развития трехлетнего ребенка.
- 16. Развитие личности ребенка дошкольного возраста.
- 17. Познавательное развитие дошкольника
- 18. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста
- 19. Социальная ситуация развития ребенка.
- 20. Кризис 7-ми лет.
- 21. Готовность к школе. Личностная и интеллектуальная готовность.
- 22. Ведущая деятельность младшего школьника.
- 23. Новообразования младшего школьного возраста.
- 24. Подростковый кризис и социальная ситуация развития подростка.
- 25. Пубертатное развитие. Психологические трудности пубертатного развития.
- 26. Ведущая деятельность подростка.
- 27. Становление личности в ранней юности. Социальная ситуация развития.
- 28. Новообразования юношества.
- 29. Психосоциальное развитие личности в молодости.
- 30. Зрелость. Поздняя зрелость.
- Программа дисциплины «Методика преподавания менеджмента »
- 1. Дидактика: общее понятие, предмет и задачи.
- 2. Сущность обучения как педагогического процесса.
- 3. Модель структуры учебного процесса.
- 4. Цикличность процесса обучения.
- 5. Функции обучения.
- 6. Характеристика преподавания как деятельности.
- 7. Учение как познавательная деятельность учащихся.
- 8. Технология обучения.
- 9. Дидактические закономерности и принципы обучения.
- 10. Организация проблемного обучения: понятие, функции, уровни.
- 12. Методика организации и проведения комбинированного урока.
- 13. Методика организации и проведения урока изложения нового материала.
- 14. Методика организации и проведения семинара и конференции.
- 15. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
- 16. Подготовка учителя к уроку.
- 17. Методы обучения: понятие, классификация.
- 18. Методы устного изложения знаний.
- 19. Методы проверки и оценки знаний.
- 20. Выбор метода обучения.
- 21. Средства обучения: роль и место в учебном процессе.
- 22. Классификация средств обучения.
- 23. Условия успешного усвоения понятий курса «Менеджмент» .
- 24. Методика формирования понятийного аппарата в процессе преподавания менеджмента.
- 25. Самостоятельная учебная деятельность: значение и виды.
- 26. Самостоятельная работа с книгой.
- 27. Самостоятельная внеаудиторная работа учащихся.
- 28. Требования к школьному учебнику по менеджменту.
- 29. Структура деятельности преподавателя менеджмента.
- 30 Методическая работа преподавателя менеджмента.
- Программа дисциплины «Научные основы управления школой»
- 1. Система образования в рф: понятие, структура, нормативная база, органы управления.
- 2. Школа как социально-педагогическая система.
- 3. Общая характеристика внутришкольного управления.
- 4. Особенности реализации функций управления школой.
- 5. Формирование организационной структуры управления школой.
- 6. Характеристика нормативных документов о школе.
- 7. Информационно-аналитическое обеспечение управления.
- 8. Планирование работы школы.
- 9. Контроль и оценка результатов управления школой.
- 10. Педагогические инновации и организация их реализации.
- 11. Образовательный процесс как система.
- 12. Управление качеством результатов образовательного процесса.
- 13. Воспитательная система и проблемы ее организации.
- 14. Уровневое управление воспитательными системами.
- 15. Руководство внеклассной и внешкольной учебно-воспитательной работой.
- 16. Организация труда руководителя школы.
- 17. Организация труда учителя.
- 18. Содержание и методика работы педсовета и методического объединения.
- 19. Внедрение передового педагогического опыта.
- 20. Система внутришкольного контроля.
- 21. Методы и стили управления школой.
- 22. Методическое обеспечение школы.
- 23. Школьная документация.
- 24. Функции и обязанности классного руководителя.
- 25. Работа классного руководителя по изучению учащихся и созданию ученического коллектива.
- 26. Планирование воспитательной работы в классе.
- 27. Школьное самоуправление: понятие, структура, содержание работы.
- 28. Совместная работа семьи и школы: значение, цели.
- 29. Проблемы взаимодействия семьи и школы.
- 30. Организация работы школы с родителями учащихся