8. Понятие ведущей деятельности. Ведущая деятельность как основание выделения возрастного периода.
Психическое развитие ребенка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Главное изменение в развитии психических функций, кот-ые происходят на каждом возрастном этапе обусловлены ведущей деят-тью. Понятие "ведущая деятельность" было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психикиЛеонтьев выделил следующие признаки ведущей деят-ти:
1) в рамках ведущей деят-ти возникают и диффернцируются другие виды деят-ти.
2) в ведущей деят-ти формируются и перестраиваются отдельные психические функции.
3) от ведущей деят-ти зависит наблюдаемые в это время изменения личности. Например в игре дошкольник усваивает нормы поведения взрослых людей, соответственно формируется моральное сознание ребенка.
Ведущей не может стать любая деят-ть, которая просто отдается много времени. В младенчестве ведущая эмоциональное общение со взрослыми. В раннем детстве манипулирование предметами. В дошкольном возрасте общение со сверстниками. В младшем школьном учебная деят-ть. Подростковый возраст интимно-личностное общение со сверстниками. Юность – это выбор и подготовка к будущей профессиональной деят-ти. Молодость – это освоение выбранной профессии и создание семьи.
Потребность в общении у ребенка развивается рано между первым и вторым мясяцами жизни. Психолог Лисина изучала общение ребнка со взрослыми на протяжении детства и выделила 4 формы общения:
1) ситуативно-личностное общение – эмоциональный контакт яв-ся основой содержания общения.
2) ситуативно-деловое – в раннем возрасте ребенок осваивает мир окружающих предметов, потребность общения связана с потребностью в сотрудничестве.
3) вне ситуативно-познавательное общение ребенок выходит за рамки наглядной ситуации и теперь его интересует как устроен мир, главный источник информации взрослый.
4) вне ситуативно-личностное общение – возникает в середине или коне дошкольного возраста.
В младшем школьном возрасте сохраняется и укрепляется авторитет взрослого, появ-ся дистанция в отношениях ребенок и учитель.
В подростковом возрасте появляется стремление к независимости от взрослого. Общение ребенок в школе и семье черевато конфликтами. Старший школьный возраст конфликты прекращаются. Стимулом к общении со взрослыми яв-ся потребность в опыте старшего поколения. В 3-4 года общение ребенка со сверстниками практически не сказывается на развитии. В 5-6 лет полноценное общение со сверстниками. Общение способствует развитию произвольного поведения и умения учитывать чужую точку зрения. В младшем школьном возрасте появ-ся особые формы общения связанная с отношениями в коллективе, происходит формирование чувства индетификации с коллективом. Индентификация – это чувство общности с данной группой
- Программа дисциплины «Психология и педагогика»
- Программа дисциплины «Возрастная психология »
- 2. Понятие возраста в возрастной психологии.
- 3. Понятие развития. Кризисы развития.
- 4. Психическое развитие личности и сенситивные периоды развития личности.
- 5. Периодизация развития личности по Фрейду.
- 6. Стадии когнитивного развития Пиаже.
- 7. Стадии психосоциального развития Эриксона.
- 8. Понятие ведущей деятельности. Ведущая деятельность как основание выделения возрастного периода.
- 9. Социальная ситуация развития новорожденного. Кризис новорожденного.
- 10. Критерии перехода ребенка в стабильной младенческий возраст.
- 11. Новообразования младенческого возраста. Позиция в младенчестве.
- 12. Особенности познавательной деятельности в раннем детстве.
- 13. Кризис первого года жизни.
- 14. Социальная ситуация развития в раннем возрасте.
- 15. Социальная ситуация развития трехлетнего ребенка.
- 16. Развитие личности ребенка дошкольного возраста.
- 17. Познавательное развитие дошкольника
- 18. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста
- 19. Социальная ситуация развития ребенка.
- 20. Кризис 7-ми лет.
- 21. Готовность к школе. Личностная и интеллектуальная готовность.
- 22. Ведущая деятельность младшего школьника.
- 23. Новообразования младшего школьного возраста.
- 24. Подростковый кризис и социальная ситуация развития подростка.
- 25. Пубертатное развитие. Психологические трудности пубертатного развития.
- 26. Ведущая деятельность подростка.
- 27. Становление личности в ранней юности. Социальная ситуация развития.
- 28. Новообразования юношества.
- 29. Психосоциальное развитие личности в молодости.
- 30. Зрелость. Поздняя зрелость.
- Программа дисциплины «Методика преподавания менеджмента »
- 1. Дидактика: общее понятие, предмет и задачи.
- 2. Сущность обучения как педагогического процесса.
- 3. Модель структуры учебного процесса.
- 4. Цикличность процесса обучения.
- 5. Функции обучения.
- 6. Характеристика преподавания как деятельности.
- 7. Учение как познавательная деятельность учащихся.
- 8. Технология обучения.
- 9. Дидактические закономерности и принципы обучения.
- 10. Организация проблемного обучения: понятие, функции, уровни.
- 12. Методика организации и проведения комбинированного урока.
- 13. Методика организации и проведения урока изложения нового материала.
- 14. Методика организации и проведения семинара и конференции.
- 15. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
- 16. Подготовка учителя к уроку.
- 17. Методы обучения: понятие, классификация.
- 18. Методы устного изложения знаний.
- 19. Методы проверки и оценки знаний.
- 20. Выбор метода обучения.
- 21. Средства обучения: роль и место в учебном процессе.
- 22. Классификация средств обучения.
- 23. Условия успешного усвоения понятий курса «Менеджмент» .
- 24. Методика формирования понятийного аппарата в процессе преподавания менеджмента.
- 25. Самостоятельная учебная деятельность: значение и виды.
- 26. Самостоятельная работа с книгой.
- 27. Самостоятельная внеаудиторная работа учащихся.
- 28. Требования к школьному учебнику по менеджменту.
- 29. Структура деятельности преподавателя менеджмента.
- 30 Методическая работа преподавателя менеджмента.
- Программа дисциплины «Научные основы управления школой»
- 1. Система образования в рф: понятие, структура, нормативная база, органы управления.
- 2. Школа как социально-педагогическая система.
- 3. Общая характеристика внутришкольного управления.
- 4. Особенности реализации функций управления школой.
- 5. Формирование организационной структуры управления школой.
- 6. Характеристика нормативных документов о школе.
- 7. Информационно-аналитическое обеспечение управления.
- 8. Планирование работы школы.
- 9. Контроль и оценка результатов управления школой.
- 10. Педагогические инновации и организация их реализации.
- 11. Образовательный процесс как система.
- 12. Управление качеством результатов образовательного процесса.
- 13. Воспитательная система и проблемы ее организации.
- 14. Уровневое управление воспитательными системами.
- 15. Руководство внеклассной и внешкольной учебно-воспитательной работой.
- 16. Организация труда руководителя школы.
- 17. Организация труда учителя.
- 18. Содержание и методика работы педсовета и методического объединения.
- 19. Внедрение передового педагогического опыта.
- 20. Система внутришкольного контроля.
- 21. Методы и стили управления школой.
- 22. Методическое обеспечение школы.
- 23. Школьная документация.
- 24. Функции и обязанности классного руководителя.
- 25. Работа классного руководителя по изучению учащихся и созданию ученического коллектива.
- 26. Планирование воспитательной работы в классе.
- 27. Школьное самоуправление: понятие, структура, содержание работы.
- 28. Совместная работа семьи и школы: значение, цели.
- 29. Проблемы взаимодействия семьи и школы.
- 30. Организация работы школы с родителями учащихся