logo
Программа дисциплины

26. Самостоятельная работа с книгой.

Наряду с устным изложением материала значительное место в процессе обучения занимают методы самостоятельной работы учащихся по восприятию и осмыслению новых знаний. Одним из таких методов является работа с учебником (книгой). Сущность этого метода заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учащимся путем вдумчивого изучения материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих их них теоретических обобщений. При этом одновременно с усвоением знаний учащиеся приобретают умение работать с книгой.

Чтобы работа с учебником давала обучающий эффект, необходимо соблюдать следующие требования:

а) правильно выбрать тему (материал) для самостоятельного изучения (принцип доступности обучения);

б) самостоятельной работе с учебником должна предшествовать вступительная беседа педагога (определить тему, ознакомить с содержанием, обратить внимание на основные вопросы для усвоения, дать советы о порядке работы и самоконтроле);

в) наблюдать за ходом самостоятельной работы с целью оказания своевременной помощи;

г) обращать внимание на выработку у учащихся умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику (пересказ, ответы на вопросы, выделение основных вопросов, составление плана, анализ иллюстраций, пользование при чтении словарем и др.);

д) до проведения работы можно демонстрировать наглядные пособия с целью создания проблемной ситуации и стимулирования учащихся к более вдумчивому осмыслению изучаемого материала;

е) при изучении нового материала нередко возникает необходимость обратиться к краткому воспроизведению пройденных ранее тем;

ж) работа с учебником не должна занимать все занятие, ее необходимо совмещать с другими формами и методами обучения с целью проверки качества усвоения материала и выработки умений и навыков.

Особое значение имеет работа с различной справочной литературой, поэтому задания для самостоятельной работы необходимо составлять так, чтобы необходимые справочные данные учащиеся находили самостоятельно. Для реализации этой задачи желательно, чтобы каждый учащийся вел свой терминологический словарь по курсу «Менеджмент», причем такая работа должна вестись систематически.