24. Подростковый кризис и социальная ситуация развития подростка.
Подростковый возраст – это период развития между детством и взрослостью, имеющий биологическое начало и определяемый культурой конец. Выготский считал основное новообразование этого возраста чувство взрослости – подросток стремиться быть взрослым, считаться взрослым и чувствовать себя как взрослый. Ведущей деят-тью данного возраста яв-ся общение со сверстниками. В этом периоде существуют следующие области развития: 1) Пубертатное - в течении короткого времени (за 4 года) тело ребенка притерпевает значительные изменения. Это влечет собой 2 основные задачи развития: 1. необходимость реконструкции телесного образа «Я»; 2. постепенный переход к взрослой сексуальности.
2) Когнитивное развитие – характеризуется становлением абстрактного мышления. 3) Преобразование социализации – в нем 2 задача: 1. освобождение от родительской опеки; 2. постепенное вхождение в группу сверстников и установление отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами разных полов. 4) Становление идентичности – происходит формирование новой субъективной реальности, т.е. представление индивида о себе меняется. Здесь решаются 3 задачи: 1. осознание временной протяженности собственного «Я»; 2. осознание себя как отличного от родительских образцов; 3. осуществление системы выборов в профессиональном плане, плане идеологии, половая принадлежность.
Психологические трудности пубертатного периода.
Центральную роль в развитии личности ребенка играют происходящие в нем психологические изменения. У детей наблюдается высокий уровень тревожности связанный с внешностью. 70% подростков озабочены своим весом, 60% девочек и 10% мальчиков. Преждевременное половое развитие может вызвать некоторые приходящие трудности у подростков. Позднее половое развитие вызывает серьезные проблемы у мальчиков. Некоторые из них сталкиваются с психологическими трудностями. Девочки с поздним развитием более тревожны, но эта тревога не сопровождается трудностями характерными для мальчиков.
Процесс социализации.
Избавление от родительской опеки это универсальная цель отрочества. Оно происходит по 2 направлениям:
1) уменьшение эмоциональных связей с родителями;
2) включение в социальную жизнь вне семьи.
70% подростков отмечают наличие каких-то проблем с родителями. 5-10% живут в состоянии постоянного конфликта, испытывают чувство отверженности. При этом 60% подростков отмечают что в принципе их родители понимают и испытывают удовольствие от общения с родителями. Происходит упадок родительской авторитарности. Социальное давление взрослых и сверстников требует занять ясную и четкую позицию относительно половой роли. Выйти за границу роли подросток может вызвать беспокойство и панику и рискует быть отвергнут группой сверстников. Освоение половой роли яв-ся более сложной для девочки чем для мальчика. У мальчиков перелом в процессе социализации происходит за долго до школы. Индивидуализм и стремление к соревнованию у девочек в школе сначала поощряется, а потом девочка открывает для себя, что она должна отказаться от самореализации и уменьшить свои амбиции во имя своей цели.
Подросток яв-ся участником 2 типов групп:
1) от 15-20 человек:
2) от 2-7 человек.
Группа задает протатип взрослых отношений.
- Программа дисциплины «Психология и педагогика»
- Программа дисциплины «Возрастная психология »
- 2. Понятие возраста в возрастной психологии.
- 3. Понятие развития. Кризисы развития.
- 4. Психическое развитие личности и сенситивные периоды развития личности.
- 5. Периодизация развития личности по Фрейду.
- 6. Стадии когнитивного развития Пиаже.
- 7. Стадии психосоциального развития Эриксона.
- 8. Понятие ведущей деятельности. Ведущая деятельность как основание выделения возрастного периода.
- 9. Социальная ситуация развития новорожденного. Кризис новорожденного.
- 10. Критерии перехода ребенка в стабильной младенческий возраст.
- 11. Новообразования младенческого возраста. Позиция в младенчестве.
- 12. Особенности познавательной деятельности в раннем детстве.
- 13. Кризис первого года жизни.
- 14. Социальная ситуация развития в раннем возрасте.
- 15. Социальная ситуация развития трехлетнего ребенка.
- 16. Развитие личности ребенка дошкольного возраста.
- 17. Познавательное развитие дошкольника
- 18. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста
- 19. Социальная ситуация развития ребенка.
- 20. Кризис 7-ми лет.
- 21. Готовность к школе. Личностная и интеллектуальная готовность.
- 22. Ведущая деятельность младшего школьника.
- 23. Новообразования младшего школьного возраста.
- 24. Подростковый кризис и социальная ситуация развития подростка.
- 25. Пубертатное развитие. Психологические трудности пубертатного развития.
- 26. Ведущая деятельность подростка.
- 27. Становление личности в ранней юности. Социальная ситуация развития.
- 28. Новообразования юношества.
- 29. Психосоциальное развитие личности в молодости.
- 30. Зрелость. Поздняя зрелость.
- Программа дисциплины «Методика преподавания менеджмента »
- 1. Дидактика: общее понятие, предмет и задачи.
- 2. Сущность обучения как педагогического процесса.
- 3. Модель структуры учебного процесса.
- 4. Цикличность процесса обучения.
- 5. Функции обучения.
- 6. Характеристика преподавания как деятельности.
- 7. Учение как познавательная деятельность учащихся.
- 8. Технология обучения.
- 9. Дидактические закономерности и принципы обучения.
- 10. Организация проблемного обучения: понятие, функции, уровни.
- 12. Методика организации и проведения комбинированного урока.
- 13. Методика организации и проведения урока изложения нового материала.
- 14. Методика организации и проведения семинара и конференции.
- 15. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
- 16. Подготовка учителя к уроку.
- 17. Методы обучения: понятие, классификация.
- 18. Методы устного изложения знаний.
- 19. Методы проверки и оценки знаний.
- 20. Выбор метода обучения.
- 21. Средства обучения: роль и место в учебном процессе.
- 22. Классификация средств обучения.
- 23. Условия успешного усвоения понятий курса «Менеджмент» .
- 24. Методика формирования понятийного аппарата в процессе преподавания менеджмента.
- 25. Самостоятельная учебная деятельность: значение и виды.
- 26. Самостоятельная работа с книгой.
- 27. Самостоятельная внеаудиторная работа учащихся.
- 28. Требования к школьному учебнику по менеджменту.
- 29. Структура деятельности преподавателя менеджмента.
- 30 Методическая работа преподавателя менеджмента.
- Программа дисциплины «Научные основы управления школой»
- 1. Система образования в рф: понятие, структура, нормативная база, органы управления.
- 2. Школа как социально-педагогическая система.
- 3. Общая характеристика внутришкольного управления.
- 4. Особенности реализации функций управления школой.
- 5. Формирование организационной структуры управления школой.
- 6. Характеристика нормативных документов о школе.
- 7. Информационно-аналитическое обеспечение управления.
- 8. Планирование работы школы.
- 9. Контроль и оценка результатов управления школой.
- 10. Педагогические инновации и организация их реализации.
- 11. Образовательный процесс как система.
- 12. Управление качеством результатов образовательного процесса.
- 13. Воспитательная система и проблемы ее организации.
- 14. Уровневое управление воспитательными системами.
- 15. Руководство внеклассной и внешкольной учебно-воспитательной работой.
- 16. Организация труда руководителя школы.
- 17. Организация труда учителя.
- 18. Содержание и методика работы педсовета и методического объединения.
- 19. Внедрение передового педагогического опыта.
- 20. Система внутришкольного контроля.
- 21. Методы и стили управления школой.
- 22. Методическое обеспечение школы.
- 23. Школьная документация.
- 24. Функции и обязанности классного руководителя.
- 25. Работа классного руководителя по изучению учащихся и созданию ученического коллектива.
- 26. Планирование воспитательной работы в классе.
- 27. Школьное самоуправление: понятие, структура, содержание работы.
- 28. Совместная работа семьи и школы: значение, цели.
- 29. Проблемы взаимодействия семьи и школы.
- 30. Организация работы школы с родителями учащихся