logo
Программа дисциплины

24. Подростковый кризис и социальная ситуация развития подростка.

Подростковый возраст – это период развития между детством и взрослостью, имеющий биологическое начало и определяемый культурой конец. Выготский считал основное новообразование этого возраста чувство взрослости – подросток стремиться быть взрослым, считаться взрослым и чувствовать себя как взрослый. Ведущей деят-тью данного возраста яв-ся общение со сверстниками. В этом периоде существуют следующие области развития: 1) Пубертатное - в течении короткого времени (за 4 года) тело ребенка притерпевает значительные изменения. Это влечет собой 2 основные задачи развития: 1. необходимость реконструкции телесного образа «Я»; 2. постепенный переход к взрослой сексуальности.

2) Когнитивное развитие – характеризуется становлением абстрактного мышления. 3) Преобразование социализации – в нем 2 задача: 1. освобождение от родительской опеки; 2. постепенное вхождение в группу сверстников и установление отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами разных полов. 4) Становление идентичности – происходит формирование новой субъективной реальности, т.е. представление индивида о себе меняется. Здесь решаются 3 задачи: 1. осознание временной протяженности собственного «Я»; 2. осознание себя как отличного от родительских образцов; 3. осуществление системы выборов в профессиональном плане, плане идеологии, половая принадлежность.

Психологические трудности пубертатного периода.

Центральную роль в развитии личности ребенка играют происходящие в нем психологические изменения. У детей наблюдается высокий уровень тревожности связанный с внешностью. 70% подростков озабочены своим весом, 60% девочек и 10% мальчиков. Преждевременное половое развитие может вызвать некоторые приходящие трудности у подростков. Позднее половое развитие вызывает серьезные проблемы у мальчиков. Некоторые из них сталкиваются с психологическими трудностями. Девочки с поздним развитием более тревожны, но эта тревога не сопровождается трудностями характерными для мальчиков.

Процесс социализации.

Избавление от родительской опеки это универсальная цель отрочества. Оно происходит по 2 направлениям:

1) уменьшение эмоциональных связей с родителями;

2) включение в социальную жизнь вне семьи.

70% подростков отмечают наличие каких-то проблем с родителями. 5-10% живут в состоянии постоянного конфликта, испытывают чувство отверженности. При этом 60% подростков отмечают что в принципе их родители понимают и испытывают удовольствие от общения с родителями. Происходит упадок родительской авторитарности. Социальное давление взрослых и сверстников требует занять ясную и четкую позицию относительно половой роли. Выйти за границу роли подросток может вызвать беспокойство и панику и рискует быть отвергнут группой сверстников. Освоение половой роли яв-ся более сложной для девочки чем для мальчика. У мальчиков перелом в процессе социализации происходит за долго до школы. Индивидуализм и стремление к соревнованию у девочек в школе сначала поощряется, а потом девочка открывает для себя, что она должна отказаться от самореализации и уменьшить свои амбиции во имя своей цели.

Подросток яв-ся участником 2 типов групп:

1) от 15-20 человек:

2) от 2-7 человек.

Группа задает протатип взрослых отношений.