21. Готовность к школе. Личностная и интеллектуальная готовность.
Перед поступлением ребенка в школу он проходит тестирование. Задача психолога выявить психологическую готовность ребенка к школе. Психологическая готовность выделяет 2 аспекта:
1) Личностная – ребенка трудно чему-нибудь научить если он не хочет. Продуктивно учебная деят-ть предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям и результатам работы. Для определения личностной готовности может использоваться в ходе беседы. Определяя готовность ребенка к школе обращают внимание на развитие произвольной сферы. В основном предлагается задание выполнение действий по образцу (методика образец и правила).
2) Интеллектуальная готовность – связана с развитием мыслительных процессов (умение обобщать, сравнивать объекты, классифицировать причинно-следственные связи, т.е. делать выводы). При этом должно быть соответствующее речевое развитие, наличие познавательной активности. Изучение особенности интеллекта начинается с изучения памяти. Мышление шестилетнего ребенка образно и конкретное. Уровень развития наглядно-образного мышления диагностируется с помощью разрезных картинок. Уровень развития пространственного мышления определяется с помощью методики лабиринт – ребенку нужно найти выход к определенному домику среди других неверных путей из тупикового лабиринта. Методика для определения словесно-логического мышления «последовательность событий.
Шести летний первоклассник по своему развитию остается дошкольником. Особенности мышления: преобладает непроизвольная память, особенности внимания (может продуктивно работать в течении 10-15 мин). Остается завышенной самооценка. От получения отрицательных оценок, замечаний вызывает тревожность, состояние дискомфорта. Отсюда вытекает пассивность, ребенок может бросить начатую работу или ждет подсказку учителя. Для детей обучающихся с шести лет существует щадящий режим, но ряд проблем остается. Шести летнии дети более комфортно себя чувствуют при обучении в подготовительных группах детского сада по сравнению с первыми классами школы. Главная причина не в условиях, а в отношениях, которые складываются между ребенком и взрослым. Общение которой имеет место в детском саду гораздо больше соответствует психики дошкольника. К вопросам об обучении в 6 лет нужно подходить индивидуально. Если после психологопедагогического обследования специалисты делают вывод что ребенок готов к обучению, то ребенка можно отдавать учиться. Адаптация ребенка в школе может сопровождаться тревожностю, повышенной плаксивостью, капризностью, нарушением сна. Это чувство напряженности обычно проходит через 1,5 -2 месяца.
- Программа дисциплины «Психология и педагогика»
- Программа дисциплины «Возрастная психология »
- 2. Понятие возраста в возрастной психологии.
- 3. Понятие развития. Кризисы развития.
- 4. Психическое развитие личности и сенситивные периоды развития личности.
- 5. Периодизация развития личности по Фрейду.
- 6. Стадии когнитивного развития Пиаже.
- 7. Стадии психосоциального развития Эриксона.
- 8. Понятие ведущей деятельности. Ведущая деятельность как основание выделения возрастного периода.
- 9. Социальная ситуация развития новорожденного. Кризис новорожденного.
- 10. Критерии перехода ребенка в стабильной младенческий возраст.
- 11. Новообразования младенческого возраста. Позиция в младенчестве.
- 12. Особенности познавательной деятельности в раннем детстве.
- 13. Кризис первого года жизни.
- 14. Социальная ситуация развития в раннем возрасте.
- 15. Социальная ситуация развития трехлетнего ребенка.
- 16. Развитие личности ребенка дошкольного возраста.
- 17. Познавательное развитие дошкольника
- 18. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста
- 19. Социальная ситуация развития ребенка.
- 20. Кризис 7-ми лет.
- 21. Готовность к школе. Личностная и интеллектуальная готовность.
- 22. Ведущая деятельность младшего школьника.
- 23. Новообразования младшего школьного возраста.
- 24. Подростковый кризис и социальная ситуация развития подростка.
- 25. Пубертатное развитие. Психологические трудности пубертатного развития.
- 26. Ведущая деятельность подростка.
- 27. Становление личности в ранней юности. Социальная ситуация развития.
- 28. Новообразования юношества.
- 29. Психосоциальное развитие личности в молодости.
- 30. Зрелость. Поздняя зрелость.
- Программа дисциплины «Методика преподавания менеджмента »
- 1. Дидактика: общее понятие, предмет и задачи.
- 2. Сущность обучения как педагогического процесса.
- 3. Модель структуры учебного процесса.
- 4. Цикличность процесса обучения.
- 5. Функции обучения.
- 6. Характеристика преподавания как деятельности.
- 7. Учение как познавательная деятельность учащихся.
- 8. Технология обучения.
- 9. Дидактические закономерности и принципы обучения.
- 10. Организация проблемного обучения: понятие, функции, уровни.
- 12. Методика организации и проведения комбинированного урока.
- 13. Методика организации и проведения урока изложения нового материала.
- 14. Методика организации и проведения семинара и конференции.
- 15. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
- 16. Подготовка учителя к уроку.
- 17. Методы обучения: понятие, классификация.
- 18. Методы устного изложения знаний.
- 19. Методы проверки и оценки знаний.
- 20. Выбор метода обучения.
- 21. Средства обучения: роль и место в учебном процессе.
- 22. Классификация средств обучения.
- 23. Условия успешного усвоения понятий курса «Менеджмент» .
- 24. Методика формирования понятийного аппарата в процессе преподавания менеджмента.
- 25. Самостоятельная учебная деятельность: значение и виды.
- 26. Самостоятельная работа с книгой.
- 27. Самостоятельная внеаудиторная работа учащихся.
- 28. Требования к школьному учебнику по менеджменту.
- 29. Структура деятельности преподавателя менеджмента.
- 30 Методическая работа преподавателя менеджмента.
- Программа дисциплины «Научные основы управления школой»
- 1. Система образования в рф: понятие, структура, нормативная база, органы управления.
- 2. Школа как социально-педагогическая система.
- 3. Общая характеристика внутришкольного управления.
- 4. Особенности реализации функций управления школой.
- 5. Формирование организационной структуры управления школой.
- 6. Характеристика нормативных документов о школе.
- 7. Информационно-аналитическое обеспечение управления.
- 8. Планирование работы школы.
- 9. Контроль и оценка результатов управления школой.
- 10. Педагогические инновации и организация их реализации.
- 11. Образовательный процесс как система.
- 12. Управление качеством результатов образовательного процесса.
- 13. Воспитательная система и проблемы ее организации.
- 14. Уровневое управление воспитательными системами.
- 15. Руководство внеклассной и внешкольной учебно-воспитательной работой.
- 16. Организация труда руководителя школы.
- 17. Организация труда учителя.
- 18. Содержание и методика работы педсовета и методического объединения.
- 19. Внедрение передового педагогического опыта.
- 20. Система внутришкольного контроля.
- 21. Методы и стили управления школой.
- 22. Методическое обеспечение школы.
- 23. Школьная документация.
- 24. Функции и обязанности классного руководителя.
- 25. Работа классного руководителя по изучению учащихся и созданию ученического коллектива.
- 26. Планирование воспитательной работы в классе.
- 27. Школьное самоуправление: понятие, структура, содержание работы.
- 28. Совместная работа семьи и школы: значение, цели.
- 29. Проблемы взаимодействия семьи и школы.
- 30. Организация работы школы с родителями учащихся