logo
Программа дисциплины

13. Кризис первого года жизни.

Переходный период между младенчеством и ранним детством наз-ют кризисом первого года жизни. Как и всякий кризис он связан с всплеском самостоятельности и появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки обычно возникают когда взрослые недопонимают желание ребенка, его слов и жестов или же понимают, но выполнять не хотят. Не все желания ребнка выполнимы, т.к. его действия могут причинить ему вред. Ребенок и раньше был знаком со словом нельзя, но в кризисный период оно приобретает особую актуальность. Появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания. Это может быть либо изменение давления не допускающее самостоятельности, либо непоследовательность воспитания. Что нужно делать чтобы кризис прошел более мягко прежде всего:

1) установление новых отношений с ребенком, предоставление ему большей самостоятельности; 2) терпение и выдержка родителей.

Итак годовалый ребенок уже много знает и многое может. Главное приобретение переходного периода это автономная речь. Она отличается от взрослой по фонетической форме и смыслу, грамматики. Слова ребенка многозначны и ситуативны. Есть слова похожие на слова взрослых. Есть слова обрывки. Есть слова искаженные (часы – тити). Есть слова подрожатели. Своеобразие автономной речи в связи между ними. Слова еще не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия и напоминают ряд бессвязанных восклицаний. Автономная речь быстро исчезает, необычные слова заменяются словами взрослой речи, но при условии постоянного общения ребенка со взрослым. После того как прошел кризис первого года жизни ребенок переходит в новый период раннее детство от 1-3 лет.