Предисловие
Преобразования, происшедшие за последние годы в сфере образования России, вызвали необходимость существенных изменений в содержании изучаемых студентами учебных дисциплин и технологиях преподавания их.
В учебном пособии «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста» для студентов факультетов дошкольного образования педагогических факультетов раскрыта система знаний о закономерностях математического развития детей, видах познавательной деятельности как средствах развития математических представлений у детей, представлены современные технологии. Система знаний, которыми овладевают студенты, включает: понятийный аппарат, теоретические положения (утверждения и разъяснения), различные взгляды на одну и ту же проблему, технологии и т. д.
Учебное пособие разработано на основе воззрений современной гуманистической педагогики, психологии и педагогики развития. В нем учтены принципы создания целесообразной педагогической среды, стимулирующей развитие, закономерности накопления ребенком логико-математического опыта в ходе различных видов деятельности, свойственных детям дошкольного возраста.
В основу конструирования данного учебного пособия и учебно-методических разработок для студентов положена структурно-логическая (поэтапная) технология обучения в ВУЗе.
Принципиальные положения, на основе которых сконструировано содержание учебного пособия, представлены целостной интеграцией содержания учебной дисциплины и технологий с идеями гуманизации (индивидуально-личностной, культурологической).
Содержание образовательного процесса излагается в учебном пособии по общепринятой при изучении педагогических дисциплин логике. В учебном пособии реализован внутридисциплинар-ный вариант интеграции, что обеспечивает интенсификацию обучения (Т. А. Стефановская, 2000 г.). Излагается теория вопроса и вслед за этим — содержание и методика реализации в практике современного дошкольного образовательного учреждения технологий логико-математического развития детей: традиционных, современных, авторских; их вариативность.
Логика изложения содержания, принятая авторами учебного пособия, постепенно подключает студентов к рассматриваемым в учебнике проблемам. Первоначально изучаются вопросы истории становления теории и методики развития математических представлений у дошкольников, ее современное состояние, затем происходит переход к основной части учебной дисциплины, которая представляет собой теоретические основы содержания обучения и развития у детей математических представлений и технологии реализации математического развития в практике дошкольного воспитания. Завершается изучение учебной дисциплины освоением студентами вопросов организации процесса развития математических представлений в дошкольном возрасте, познавательного и личностного развития ребенка и изучением методических аспектов этой деятельности.
Логика изложения учебного содержания
Вопросы | Студент познает | ||
Исторические этапы становления теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста | . Истоки методики / Становление и развитие теории и / методики на протяжении XX века / t (содержательный аспект) / Роль отдельных педагогов-исследователей в развитии методики (Е. И. Ти- v хеева, Ф. Н. Блехер, Л. В. Глаголева и др.); «школ» и направлений: сенсорного воспитания детей (М. Монтессори, \ Л. А. Венгер и др.) . \ Изучение теории и методики развития \ количественных и числовых представ-\ лений у детей в процессе обучения \ (А. М. Леушина) V Основные идеи монографического и вычислительного методов обучения | ||
Современное состояние теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста | / Специфика математических представ-/ лений ребенка дошкольного возраста / Обоснование принципов отбора со-/ / держания обучения / Ориентировка на возрастные возможности освоения детьми предматемати- —*• ческого и предлогического содержания \ Общая характеристика концепту-\ альных подходов к содержанию и ме-\ V тодам развития у детей математиче-\ ских представлений \ Технологии, обеспечивающие станов-\ ление и развитие логико-математического опыта ребенка | ||
Вопросы |
| Студент познает | |
Предмет учебной дисциплины | Обусловленность отбора содержания и проектирования технологий развития математических представлений у детей дошкольного возраста основны-/ ми закономерностями их индивиду-/ ального развития, данными диагно-/ стики Содержание математического развития детей \ Связь учебной дисциплины «Теория и \ технологии математического развития дошкольников» с другими науками: детской психологией и дошкольной педагогикой | ||
Закономерности познания детьми дошкольного возраста свойств предметов и отношений между ними. Современные технологии развития и обучения | Особенности познания детьми разме-/ ра, формы, массы предметов. Чувст-/ венное и логическое познание / Сравнение как один из логических способов познания Освоение свойств и отношений пред-—* метов в играх и упражнениях с блоками Дьенеша \^ Схематические и знаково-символиче-ские способы познания и отражения \ отношений \ Настольно-печатные развивающие * игры. Роль взрослого в развитии у детей умений решать познавательные задачи | ||
Вопросы |
| Студент познает | |
Освоение пространственно-временных отношений в дошкольном возрасте | Генезис пространственных представлений в дошкольном возрасте. Содержание ориентировки в пространстве. Восприятие времени детьми дошколь-/ ного возраста „ Игры и упражнения на развитие 1 пространственной ориентации V Моделирование как средство освое-\ \ ния пространственных и временных \ отношений Технологии развития временных и пространственных представлений | ||
|
| ||
Развитие количественных представлений у детей. Современные технологии обучения | Особенности познания детьми коли-^ чественных и числовых отношений Концепции развития числовых пред-—* ставлений у детей Цветные счетные палочки Кюизенера \ как дидактическое средство познания \ чисел и освоения деятельности счета \ детьми дошкольного возраста Моделирование числовых отношений, использование знаковых систем | ||
Вопросы | Студент познает |
| |
Освоение простейших функциональных зависимостей в дошкольном возрасте | Содержание зависимостей и особен-. ности освоения их детьми I Познание детьми инвариантности на / примере изменения объема жидкости, массы, количества пластичных и —* дискретных материалов. Самостоятельное экспериментирование детей с . этими материалами. Игры-экспери ментирования * Освоение детьми закономерности следования. Решение логических задач и выполнение алгоритмов. Игры типа «Вычислительные машины» | ||
Организация процесса логико-математического развития и воспитания детей. Методическое руководство процессом развития логико-математических представлений у детей. Содержание и тео ретические основыПроектирование процесса развития и . обучения детей / Предметно-развивающая среда — ис-/ * точник и средство развития математи-/ ческих представлений у детей Выбор эффективных средств реализации процесса развития математических представлении у детей ^\ Формы организации детской деятель-\ ности \ Интеграция разных видов детской деятельности |
|
Предложенная логика изучения учебного курса позволяет избежать дублирования изучаемого материала (от изучения вопросов истории — к изучению содержания и методов; затем — к организации обучения и вопросам личностного и познавательного развития детей в деятельности).
В общем процессе развития и саморазвития студентов в ходе освоения данной учебной дисциплины значимым является постепенное становление у них педагогической рефлексии. Студенты не только осваивают технологии развития логико-математических представлений у детей, но и овладевают умением самостоятельно адаптировать их к имеющимся условиям, оценивать их результативность. Осмысление методологических основ, подходов к конструированию содержания и технологий в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения детей дает возможность студенту накапливать собственный педагогический опыт, оценивать результативность своей педагогической деятельности, анализировать изменения, происходящие в современном образовании.
Круг читателей учебного пособия «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста» весьма обширен. Это:
студенты факультетов дошкольного образования педагогических институтов и университетов;
преподаватели соответствующих учебных заведений (которые могут уточнить концепции развития математических представлений у детей дошкольного возраста; сопоставить и сравнить взгляды авторов разных учебных пособий; утвердиться в собственных позициях и т. д.);
магистры, аспиранты педагогических высших учебных заведений;
преподаватели педагогических колледжей;
воспитатели детских садов, старшие воспитатели (они будут читать книгу с целью освоения теоретических основ процесса развития логико-математических представлений у детей, подходов к реализации современных технологий обучения и воспитания; выбора необходимых для конкретной реализации содержания обучения и развития дидактических средств, методов и приемов и т. д.).
Студентам, обучающимся по данному учебному пособию, рекомендуется пользоваться хрестоматией «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста» (Сост.: 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая, М. Н. Полякова.— М.: Центр педагогического образования, 2008 г.).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1. Исторический обзор и современное состояние теории
- Глава 2. Теоретические основы развития математических
- Глава 3. Содержание и технологии развития математических
- Предисловие
- Глава 1. Исторический обзор и современное состояние теории и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- 1.1. Истоки методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста и этапы ее становления
- Обзор школьных методов обучения арифметике (XIX — начало XX в.). Влияние их на становление методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- Математическое развитие дошкольников средствами «веселой» занимательной математики
- 1.2. Теории и методика математического развития детей дошкольного возраста (20—50-е гг. XX в.) (второй этап развития методики)
- 1.3. Научно обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений в 50—60-е гг. XX в. (третий этап развития методики)
- 1.4. Психолого-педагогические исследования 60—70-х гг. XX в. И передовой педагогический опыт в области теории и технологий математического развития детей
- 1.5. Современное состояние теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста
- Математическое развитие дошкольников в условиях вариативности образовательной системы и реализации идей развивающего образования
- Глава 2. Теоретические основы развития математических представлений у дошкольников
- 2.1. Множества Характеристическое свойство множества
- Универсальное множество. Дидактический материал
- Подмножество. Дополнение множества и отрицание предложения
- Пересечение множеств и конъюнкция предложений
- Объединение множеств и дизъюнкция предложений
- Разбиение множества на классы
- Отношения между двумя множествами
- 2.2. Отношения Бинарные отношения
- Свойства отношений
- Отношение эквивалентности
- Отношение порядка
- 2.3. Числа Возникновение понятия натурального числа
- Основные идеи количественной теории натуральных чисел
- Основные идеи порядковой теории натуральных чисел
- 2.4. Геометрические фигуры
- Виды геометрических фигур
- 2.5. Величины и их измерение
- Измерение величин
- 2.6. Алгоритмы
- Глава 3. Содержание и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- 3.1. Общая характеристика содержания математических представлений у детей дошкольного возраста
- 3.2. Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте
- Сериация как способ познания размера, количества, чисел
- Классификация как способ познания свойств и отношений
- Познание свойств групп и отношений между группами в процессе классификации предметов по признакам
- Классификация по совместимым свойствам как способ развития предпосылок логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста
- 3.3. Особенности и методика освоения детьми дошкольного возраста формы предметов и геометрических фигур
- Развитие у детей представлений о форме в процессе игр и упражнений
- 3.4. Особенности и методика освоения детьми дошкольного возраста размеров предметов и величин
- Последовательность освоения величин в дошкольном возрасте
- Овладение детьми дошкольного возраста измерением величин
- 1 Центральный круг — содержание познания и обучения. Средний круг — дидактические пособия, материалы, игры. Внешний круг — приемы обучения и оценки ребенком величин.
- Познание прямых и обратных зависимостей в процессе измерения величин
- 3.5. Особенности и методика развития у детей дошкольного возраста представлений о массе предметов и способах измерения массы
- 3.6. Развитие пространственных представлений в дошкольном возрасте
- Особенности пространственной ориентировки ребенка дошкольного возраста
- Методика развития пространственных представлений и умений ориентироваться
- 3.7. Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста
- 3.8. Освоение количественных отношений, чисел и цифр детьми дошкольного возраста
- Особенности познания количественных отношений, чисел и цифр в дошкольном возрасте. Зависимость восприятия численности от пространственно-качественных особенностей множеств
- Зависимость восприятия численности от пространственно-качественных особенностей множеств
- Содержание развития у детей количественных и числовых представлений
- Увеличение и уменьшение чисел. Решение практических задач
- 3.9. Освоение простейших зависимостей и закономерностей в дошкольном возрасте
- 3.9.1. Развитие понимания сохранения количества и величины у детей дошкольного возраста
- Методика использования творческих задач, вопросов и ситуаций в обучении дошкольников
- 4.2. Моделирование как средство логико-математического развития детей дошкольного возраста
- Методика развития моделирования у детей дошкольного возраста
- 4.3. Реализация идеи интеграции в логико-математическом развитии дошкольников
- Логико-математическое и экономическое развитие дошкольников
- Логико-математическое и речевое развитие дошкольников
- Логико-математическое и физическое развитие дошкольников
- Логико-математическое и художественно-эстетическое развитие дошкольников
- 4.4. Развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольников
- 4.5. Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников