1.1. Истоки методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста и этапы ее становления
На длительном пути становления методики развития математических представлении у детей дошкольного возраста предосно-ву ее как научной дисциплины составляло устное народное творчество: разнообразные сказки, считалки, поговорки, пословицы, загадки, шутки и т. д. В ходе их освоения дети не только овладевали пересчетом предметов, но и умением воспринимать и осознавать изменения, происходящие в окружающей их действительности: природные, цветовые, пространственные и временные; количественные, изменения по форме, размеру, расположению, пропорциям. Это обеспечивало естественное развитие у детей некоторых представлений, смекалки и сообразительности.
В 1574-м году первопечатник Иван Федоров в созданной им печатной учебной книге — «Букваре» предложил упражнения для обучения детей счету. В устном народном творчестве тех лет также отражены взгляды педагогов и родителей на математическое развитие ребенка Взгляды педагогов XIII—XIX вв. на содержание и методы развития у детей математических представлений (первый этап развития методики — эмпирический)
В XIII—XIX вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и развития представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым и др.
Педагоги той эпохи под влиянием требований развивающейся практики пришли к выводу о необходимости подготовки детей к усвоению математики в школе. Ими высказывались определенные предложения о содержании и методах обучения детей, в основном в условиях семьи. Надо сказать, что специальных пособий по подготовке детей к школе они не разрабатывали, а основные свои идеи включали в книги по воспитанию и обучению.
Чешский мыслитель-гуманист и педагог Я. А. Коменский (1592—1670) в программу по воспитанию дошкольников «Материнская школа» (1632) включил арифметику: усвоение счета в пределах первых двух десятков (для 4—6-летних детей), определение большего и меньшего из них, сравнение предметов и геометрических фигур (по выбору), изучение общеупотребляемых мер (дюйм, пядь, шаг, фунт).
И. Г. Песталоцци (1746—1827), швейцарский педагог-демократ, указывал на недостатки существующих в то время методов обучения, в основе которых лежит зубрежка, и рекомендовал учить детей счету конкретных предметов, пониманию действий над числами, умению определять время. Предложенные им методы обучения предпо переход от простых элементов к более сложным, широкое использование наглядности, облегчающей усвоение детьми чисел. Идеи И. Г. Песталоцци послужили в дальнейшем (середина XIX в.) основой реформы в области обучения математике в школе.
Передовые идеи в обучении детей арифметике до школы высказывал русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский (1824—1871). Он предлагал обучать детей счету отдельных предметов и групп, действиям сложения и вычитания, формировать понимание десятка как единицы счета.
Писатель и педагог Л. Н. Толстой издал в 1872 году «Азбуку», одна из частей которой называлась «Счет». Критикуя существующие методы обучения, Л. Н. Толстой предлагал учить детей счету «вперед» и «назад» в пределах сотни и нумерации, основываясь при этом на детском практическом опыте, приобретенном в игре.
Методы развития у детей представлений о числе и форме нашли свое отражение и дальнейшее развитие в системах сенсорного воспитания немецкого педагога Ф. Фребеля (1782—1852), итальянского педагога Марии Монтессори (1870—1952) и др.
В этих классических системах сенсорного воспитания специально рассматривались вопросы ознакомления детей с геометрическими формами и величинами; обучения счету, измерениям, составлению рядов предметов по размеру, весу и т. д. Ф. Фребель видел задачи обучения счету в усвоении детьми дошкольного возраста ряда чисел. Им созданы знаменитые «Дары» — специальное пособие для развития конструктивных навыков в единстве с познанием чисел, форм, размеров, пространственных отношений. Ф. Фребель был убежден в том, что развитие в дошкольном возрасте «пространственного» воображения и мышления создает условия для перехода к усвоению геометрии в школе.
М. Монтессори, опираясь на идеи саморазвития и самообучения, признавала необходимым создание специальной среды для освоения чисел, форм, величин, а также письменной и устной нумерации. Она предлагала использовать для этого специальный материал: счетные ящики, связки цветных бус, нанизанных десятками, счеты, монеты и многое другое.
Наиболее результативно педагогическая деятельность М. Монтессори протекала в первой половине XX в. Использование в обучении и воспитании ребенка материалов по развитию у детей математических представлении строилось на определенном стиле взаимодействия взрослого с ребенком; необходимости наблюдения за поведением детей в условии специально созданной среды; организации совместной с ребенком свободной работы и др. Система М. Монтессори предусматривает развитие у ребенка сенсомоторной сферы и в дальнейшем — интеллекта. Особо выделяемый по своей значимости «золотой» математический материал сначала осваивается ребенком как набор бус в разной ко-личественности, затем — в символах (цифрах), после этого — как средство освоения умений сравнивать числа. Таким образом, десятичная система счисления представляется ребенку зримо и осязаемо, что ведет к успешному овладению арифметикой.
Обширно представлен в системе М. Монтессори раздел «Логика и счет»: изучение фигур, размеров, способов измерения, проекции, моделирования множеств. Наиболее интересны следующие пособия: «Фигуры из гвоздиков», «Математическое солнце», «Сложи узор», «Объедини множества».
В целом обучение математике по системе М. Монтессори начиналось с сенсорного впечатления, затем осуществлялся переход к пониманию символа (т. е. от конкретного — к абстрактному), что делало математику привлекательной и доступной даже для 3—4-летних детей.
Итак, передовые педагоги прошлого, русские и зарубежные, признавали роль и необходимость первичных математических знаний в развитии и воспитании детей до школы, выделяли при этом счет в качестве средства умственного развития и настоятельно рекомендовали обучать детей ему как можно раньше, примерно с трех лет. Обучение понималось ими как «упражняемость» в выполнении практических, игровых действий с применением наглядного материала, использование накопленного детьми опыта в различении чисел, времени, пространства, мер в разнообразных детских деятельностях.
- Глава 1. Исторический обзор и современное состояние теории
- Глава 2. Теоретические основы развития математических
- Глава 3. Содержание и технологии развития математических
- Предисловие
- Глава 1. Исторический обзор и современное состояние теории и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- 1.1. Истоки методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста и этапы ее становления
- Обзор школьных методов обучения арифметике (XIX — начало XX в.). Влияние их на становление методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- Математическое развитие дошкольников средствами «веселой» занимательной математики
- 1.2. Теории и методика математического развития детей дошкольного возраста (20—50-е гг. XX в.) (второй этап развития методики)
- 1.3. Научно обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений в 50—60-е гг. XX в. (третий этап развития методики)
- 1.4. Психолого-педагогические исследования 60—70-х гг. XX в. И передовой педагогический опыт в области теории и технологий математического развития детей
- 1.5. Современное состояние теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста
- Математическое развитие дошкольников в условиях вариативности образовательной системы и реализации идей развивающего образования
- Глава 2. Теоретические основы развития математических представлений у дошкольников
- 2.1. Множества Характеристическое свойство множества
- Универсальное множество. Дидактический материал
- Подмножество. Дополнение множества и отрицание предложения
- Пересечение множеств и конъюнкция предложений
- Объединение множеств и дизъюнкция предложений
- Разбиение множества на классы
- Отношения между двумя множествами
- 2.2. Отношения Бинарные отношения
- Свойства отношений
- Отношение эквивалентности
- Отношение порядка
- 2.3. Числа Возникновение понятия натурального числа
- Основные идеи количественной теории натуральных чисел
- Основные идеи порядковой теории натуральных чисел
- 2.4. Геометрические фигуры
- Виды геометрических фигур
- 2.5. Величины и их измерение
- Измерение величин
- 2.6. Алгоритмы
- Глава 3. Содержание и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- 3.1. Общая характеристика содержания математических представлений у детей дошкольного возраста
- 3.2. Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте
- Сериация как способ познания размера, количества, чисел
- Классификация как способ познания свойств и отношений
- Познание свойств групп и отношений между группами в процессе классификации предметов по признакам
- Классификация по совместимым свойствам как способ развития предпосылок логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста
- 3.3. Особенности и методика освоения детьми дошкольного возраста формы предметов и геометрических фигур
- Развитие у детей представлений о форме в процессе игр и упражнений
- 3.4. Особенности и методика освоения детьми дошкольного возраста размеров предметов и величин
- Последовательность освоения величин в дошкольном возрасте
- Овладение детьми дошкольного возраста измерением величин
- 1 Центральный круг — содержание познания и обучения. Средний круг — дидактические пособия, материалы, игры. Внешний круг — приемы обучения и оценки ребенком величин.
- Познание прямых и обратных зависимостей в процессе измерения величин
- 3.5. Особенности и методика развития у детей дошкольного возраста представлений о массе предметов и способах измерения массы
- 3.6. Развитие пространственных представлений в дошкольном возрасте
- Особенности пространственной ориентировки ребенка дошкольного возраста
- Методика развития пространственных представлений и умений ориентироваться
- 3.7. Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста
- 3.8. Освоение количественных отношений, чисел и цифр детьми дошкольного возраста
- Особенности познания количественных отношений, чисел и цифр в дошкольном возрасте. Зависимость восприятия численности от пространственно-качественных особенностей множеств
- Зависимость восприятия численности от пространственно-качественных особенностей множеств
- Содержание развития у детей количественных и числовых представлений
- Увеличение и уменьшение чисел. Решение практических задач
- 3.9. Освоение простейших зависимостей и закономерностей в дошкольном возрасте
- 3.9.1. Развитие понимания сохранения количества и величины у детей дошкольного возраста
- Методика использования творческих задач, вопросов и ситуаций в обучении дошкольников
- 4.2. Моделирование как средство логико-математического развития детей дошкольного возраста
- Методика развития моделирования у детей дошкольного возраста
- 4.3. Реализация идеи интеграции в логико-математическом развитии дошкольников
- Логико-математическое и экономическое развитие дошкольников
- Логико-математическое и речевое развитие дошкольников
- Логико-математическое и физическое развитие дошкольников
- Логико-математическое и художественно-эстетическое развитие дошкольников
- 4.4. Развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольников
- 4.5. Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников