Методика развития пространственных представлений и умений ориентироваться
Познание пространственных отношений, связей и зависимостей в расположении объектов является процессом длительным и сложным. Пространственная ориентировка осуществляется на основе восприятия пространства и освоения пространственных категорий (протяженность, форма, местоположение, размерные отношения и др.). В образовательном процессе дошкольного учреждения указанная деятельность интегрируется с другими: конструированием, рисованием, измерением, построением упорядоченных рядов, трудовыми действиями и т.д. Развитие умений ориентироваться происходит в разных видах деятельности с использованием моделирования, схематизации (там, где это приемлемо).
Ориентировка в ближайшем окружении, обстановке (в предметной среде возрастной группы, дома, на участке детского сада, прогулочной площадке; по ходу маршрута, ведущего в детский сад, кинотеатр, магазин) особо значима для ребенка в плане развития его самостоятельности.
По данным педагогического исследования Т. А. Мусейибо-вой, в понятие «пространственная ориентировка» ребенка дошкольного возраста включается следующее.
Ориентировка и различение направлений, когда собственное тело ребенка является точкой отсчета. Различение: правая — левая, вперед — назад, вверх — вниз. Определение направления в статике (с обязательным называнием).
Определение местоположения окружающих предметов относительно себя (близко расположены, находятся на значительном расстоянии (видимом) и т. п.).
Определение своего местоположения относительно окружающих предметов («от объектов»).
Различение направлений в движении.
Ориентировка на предметах, выделение сторон: передняя, тыльная, верхняя, нижняя, правая, левая.
Ориентировка в пространственных отношениях между предметами (использование в речи предлогов и наречий).
Ориентировка на плоскости (листа, стола), т.е. в двумерном пространстве.
Ориентировка на близком, далеком расстоянии, понимание перспективы (практическое).
Ориентировка в уличном движении.
В ходе изучения пространства дети осваивают значения предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения. Это предлоги, отражающие многообразие пространственных отношений между предметами, между человеком и предметами, указывающие направление движения к тому или иному предмету или на расположение предмета в процессе движения.
К первой группе относятся предлоги на, в, сзади, впереди, за, напротив и др. Внутри этой группы имеются свои отличия; передающие оттенки пространственных отношений между предметами.
Пространственные отношения между предметами отражаются с помощью предлогов под, над, впереди, перед, за, сзади. С одной стороны, они показывают положение одного предмета по отношению к другому, а с другой — направление движения по отношению к другому предмету.
У предлогов перед, сзади, несмотря на то что они указывают противоположные пространственные отношения между предметами, имеется общий оттенок — они указывают на близость одного предмета к другому. Наоборот, в другой паре предлогов — впереди и за, также отражающих противоположные отношения между предметами, общность состоит в том, что в них подчеркивается некоторая отдаленность в расположении предметов (впереди — лес; мой детский сад — за магазином).
Пространственное расположение человека (предмета) лицом (лицевой стороной, фасадом) к другому человеку или предмету выражается предлогом против (напротив), при этом указывается на близость расстояния между ними (дети построились в два ряда напротив друг друга).
Местонахождение человека, предмета в окружении других предметов или лиц указывается с помощью предлогов среди, вне, посреди. На расположение чего-либо в центре указывают предлоги между, вокруг.
Ко второй группе относятся предлоги, с помощью которых передается направление движения в пространстве. В предлогах к, из-за отражается направление движения к тому или иному предмету.
Движение по поверхности передается с помощью предлогов по, через.
Предлоги вдоль и поперек указывают на расположение предметов в процессе движения или какого-либо действия (вдоль дороги; вдоль стены; поперек дороги лежало бревно).
Кроме предлогов, для обозначения пространственных отношений используются наречия. Одни из них показывают направление движения и отвечают на вопрос «Куда?» (сюда, туда, налево, направо, вправо, вперед, назад, наверх, вверх, вниз, внутрь, наружу и т. п.), другие же указывают направление обратного движения и отвечают на вопрос «Откуда?» (отсюда, оттуда, слева, справа, спереди, сзади, сверху, изнутри, снаружи, извне, издалека, отовсюду ит. д.).
Третья группа пространственных наречий обозначает место действия, отвечает на вопрос «Где?» (тут, там, здесь, слева, справа, впереди, сзади, позади, сверху, наверху, вверху, внизу, внутри, вне, снаружи, везде, всюду, повсюду и т. д.).
Педагогическая технология развития пространственных представлений, овладения умениями ориентироваться и отражать свои представления в речи и в простой модели представлена:
упражнениями в познании пространственных отношений в контексте любой детской деятельности (рассматривание фотографии, иллюстрации; оригами и вышивание; «прочтение» схем и т. д.);
специально сконструированными играми, упражнениями, проблемными и творческими ситуациями с элементами моделирования (использования замещения, предметно-схематических и графических моделей и схем и т. д.).
Формы организации детской деятельности могут быть представлены следующими способами.
Мини-ситуации, специально создаваемые педагогами, родителями с целью овладения детьми каким-либо видом ориентировки. Например, схематически показано, что справа от дерева, в берлоге поселилась лиса, а впереди слева, около норы стоит медведь. Ребенок «наводит порядок», называя пространственные перемещения.
Игровые упражнения на определение местоположений предметов и направлений: «Что впереди, что сзади», «Переложи игрушку в правую руку. Спрячь под столом». Самостоятельное придумывание детьми подобных упражнений. Полезно предложить ребенку задать вопрос (где и что находится); показать стрелкой, где лежит предмет или в каком направлении его искать. При поиске спрятанных предметов разумно использовать игровой прием «горячо — холодно».
Упражнения типа «А что будет, если...» (изменится расположение, направление движения, количество сидящих за столом, расположение изображенных на фотографии и т. д.). Возможна схематизация, предложенная детьми.
Проблемные ситуации. Например, надо найти самый короткий маршрут. (Ситуация для детей 6—7 лет из книги А А. Смо-ленцевой и О. В Суворовой «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей». — СПб., 2004, с. 72, 73.)
Графические упражнения, «зрительные диктанты» на освоение симметрии, развития умений ориентироваться на плоскости, раскрашивать черно-белые рисунки. Упражнения выполняются на бумаге в крупную клетку по образцу, под диктовку, по собственному замыслу.
Дидактические игры (развивающие).
Игры на освоение наглядного моделирования с использованием плана, плана-схемы, разного рода замещений («Кукольная комната», «Найди спрятанную игрушку», «Кукла Маша купила мебель» и др.).
Игры с использованием самостоятельно придуманных детьми и представленных графически планов (схем): «Поиск кладов», «Мы — разведчики!» и др.
«Мы — пешеходы»: серия упражнений и игр на освоение правил движения по тротуару, пешеходной дорожке; перехода через улицу по светофору и без и др.
Рассказывание по картинам, чтение и беседа о прочитанном. Изображение (условное) разных видов пространственных отношений, удаленности, перспективы. Творческие упражнения и игры, рассказы-инсценировки, разные виды театра и др. Опыт ориентировки в пространстве накапливается у ребенка
при выполнении разных действий, режимных процессов; чаще всего разные виды ориентировки «сосуществуют». Несмотря на это, следует соблюдать логику в усложнении, которая базируется на знании актуального уровня развития ребенка. Усложнение (от возраста к возрасту) состоит:
в увеличении количества вариантов пространственных отношений;
в повышении точности различения их детьми и поименовании соответствующими словами;
в переходе от узнавания к воспроизведению пространственных отношений, в том числе между субъектом и окружающими его объектами;
в переходе от ориентировки в специально организованной развивающей среде к ориентировке в окружающем пространстве;
в обобщенности представлений и способов действий, переходе от практически-действенного способа пространственной ориентации к зрительной ориентировке.
Совершенствованию зрительной ориентировки на плоскости листа, разлинованного в крупную клетку, стола, таблицы способствует оправдавший себя на практике прием, условно называемый «зрительный диктант». Вслед за распределением плоских изображений, фигур, рисованием на плоскости листа по собственному замыслу ребенок начинает (в 5—6 лет) располагать предметы, рисовать по правилам, которые сообщает ему взрослый:
заштриховать клетки вдоль левой стороны листа (по боковой правой стороне, в верхнем правом углу, справа (слева) от...);
штриховать клетки, чередуя цвет, вид штриховки и т. д.;
найти способ определения центра (середины листа) и выложить узор снизу от найденного центра;
вдоль линии, проведенной через центр листа, наклеить половину прямоугольника, затем восстановить (дорисовать) вторую половину (упражнение на освоение симметрии). Учебно-игровое пособие «На золотом крыльце» и игра «Крос-
тики» (автор Б. Б. Финкелынтейн, СПб., ООО «Корвет») способствуют развитию у детей умений ориентировки на плоскости; одновременному освоению чисел, форм, размеров; запоминанию и различению цветных чисел (цветных счетных палочек Кюизенера).
В разнообразных видах детских деятельностей, которыми увлекается ребенок-дошкольник, всегда имеет место упражняе-мость в дифференцировке пространственных направлений, определении местонахождения предметов, повышении точности речевых высказываний.
Резюме
^ Развитие умений ориентироваться в расположении предметов «от себя», «от другого объекта» происходит в период дошкольного возраста. Показателем развития пространственных представлений является постепенный переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета («на себе») к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета («на других объектах»).
^ Рациональное сочетание педагогических технологий, основанных на непосредственном восприятии пространственных отношений и отображении их в виде схемы, плана, ускоряет процесс освоения пространства детьми, обеспечивает жизненность представлений и перенос их в другие ситуации.
Литература
Гоголева В. Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4—7 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
Развитие пространственных представлений в дошкольном возрасте / Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Сост.: 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая, М. Н. Полякова. — М.: Центр педагогического образования, 2008.
Чего на свете не бывает? / Под, ред. О.М.Дьяченко, Е. Л.Агаевой.— М.: Просвещение, 1991.
Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду.— М.: Академия, 2000.
Вопросы и задания для самоконтроля
© В чем состоят, на ваш взгляд, сложности в освоении пространственных отношений детьми 3—4, 4—5 лет? Используют ли дети этих возрастов адекватно пространственные предлоги и наречия?
© Разработайте методики активизации мыслительной деятельности по освоению пространственных отношений ребенком в ходе игры с «Притворщиком» (плоским или объемным). Выпускает игру фирма «Антошка», ЧП «Саркисов», СПб.
© Прокомментируйте предложенный текст и раскройте возможности моделирования пространственных отношений по содержанию отрывка из стихотворения Н. Заболоцкого:
Карлушка по улице гордо идет, Шагает ногами вперед и вперед, Захочет направо — Пойдет направо, Захочет налево — Пойдет налево.
© Рассмотрев таблицу на илл. 37, разработайте методику включения ее в процесс развития пространственных представлений у детей 4—5 лет.
- Глава 1. Исторический обзор и современное состояние теории
- Глава 2. Теоретические основы развития математических
- Глава 3. Содержание и технологии развития математических
- Предисловие
- Глава 1. Исторический обзор и современное состояние теории и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- 1.1. Истоки методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста и этапы ее становления
- Обзор школьных методов обучения арифметике (XIX — начало XX в.). Влияние их на становление методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- Математическое развитие дошкольников средствами «веселой» занимательной математики
- 1.2. Теории и методика математического развития детей дошкольного возраста (20—50-е гг. XX в.) (второй этап развития методики)
- 1.3. Научно обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений в 50—60-е гг. XX в. (третий этап развития методики)
- 1.4. Психолого-педагогические исследования 60—70-х гг. XX в. И передовой педагогический опыт в области теории и технологий математического развития детей
- 1.5. Современное состояние теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста
- Математическое развитие дошкольников в условиях вариативности образовательной системы и реализации идей развивающего образования
- Глава 2. Теоретические основы развития математических представлений у дошкольников
- 2.1. Множества Характеристическое свойство множества
- Универсальное множество. Дидактический материал
- Подмножество. Дополнение множества и отрицание предложения
- Пересечение множеств и конъюнкция предложений
- Объединение множеств и дизъюнкция предложений
- Разбиение множества на классы
- Отношения между двумя множествами
- 2.2. Отношения Бинарные отношения
- Свойства отношений
- Отношение эквивалентности
- Отношение порядка
- 2.3. Числа Возникновение понятия натурального числа
- Основные идеи количественной теории натуральных чисел
- Основные идеи порядковой теории натуральных чисел
- 2.4. Геометрические фигуры
- Виды геометрических фигур
- 2.5. Величины и их измерение
- Измерение величин
- 2.6. Алгоритмы
- Глава 3. Содержание и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- 3.1. Общая характеристика содержания математических представлений у детей дошкольного возраста
- 3.2. Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте
- Сериация как способ познания размера, количества, чисел
- Классификация как способ познания свойств и отношений
- Познание свойств групп и отношений между группами в процессе классификации предметов по признакам
- Классификация по совместимым свойствам как способ развития предпосылок логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста
- 3.3. Особенности и методика освоения детьми дошкольного возраста формы предметов и геометрических фигур
- Развитие у детей представлений о форме в процессе игр и упражнений
- 3.4. Особенности и методика освоения детьми дошкольного возраста размеров предметов и величин
- Последовательность освоения величин в дошкольном возрасте
- Овладение детьми дошкольного возраста измерением величин
- 1 Центральный круг — содержание познания и обучения. Средний круг — дидактические пособия, материалы, игры. Внешний круг — приемы обучения и оценки ребенком величин.
- Познание прямых и обратных зависимостей в процессе измерения величин
- 3.5. Особенности и методика развития у детей дошкольного возраста представлений о массе предметов и способах измерения массы
- 3.6. Развитие пространственных представлений в дошкольном возрасте
- Особенности пространственной ориентировки ребенка дошкольного возраста
- Методика развития пространственных представлений и умений ориентироваться
- 3.7. Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста
- 3.8. Освоение количественных отношений, чисел и цифр детьми дошкольного возраста
- Особенности познания количественных отношений, чисел и цифр в дошкольном возрасте. Зависимость восприятия численности от пространственно-качественных особенностей множеств
- Зависимость восприятия численности от пространственно-качественных особенностей множеств
- Содержание развития у детей количественных и числовых представлений
- Увеличение и уменьшение чисел. Решение практических задач
- 3.9. Освоение простейших зависимостей и закономерностей в дошкольном возрасте
- 3.9.1. Развитие понимания сохранения количества и величины у детей дошкольного возраста
- Методика использования творческих задач, вопросов и ситуаций в обучении дошкольников
- 4.2. Моделирование как средство логико-математического развития детей дошкольного возраста
- Методика развития моделирования у детей дошкольного возраста
- 4.3. Реализация идеи интеграции в логико-математическом развитии дошкольников
- Логико-математическое и экономическое развитие дошкольников
- Логико-математическое и речевое развитие дошкольников
- Логико-математическое и физическое развитие дошкольников
- Логико-математическое и художественно-эстетическое развитие дошкольников
- 4.4. Развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольников
- 4.5. Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников