Свойства отношений
1. Отношение р на множестве А является рефлексивным, если всякий элемент этого множества находится в отношении р с самим собой. Если же каждый элемент множества А не находится в этом отношении с самим собой, отношение обладает свойством антирефлексивности и называется антирефлексивным.
Среди уже перечисленных нами отношений рефлексивными являются: равно, не меньше, не больше, делит, делится на, равенство и подобие фигур; антирефлексивными являются отношения: неравно, меньше, больше между числами; предшествует, следует за между точками прямой. Отношение быть ровесником между людьми является рефлексивным, отношение же быть отцом, быть матерью, выше, старше, моложе — антирефлексивными. Отношение быть другом не является ни рефлексивным, ни антирефлексивным (бывают случаи, когда человек сам себе друг, и случаи, когда человек сам себе недруг).
2. Рассмотрим свойство: если а-b, то Ь=а, т. е. если пара (а, Ь) находится в отношении равно, то и пара (Ь, а) находится в этом отношении.
Таким свойством обладает, например, отношение быть ровесником: если х ровеснику, то у ровесник х. Это отношение обладает свойством симметричности и называется симметричным.
Не является симметричным, например, отношение старше: если х старше у, то неверно, что у старше х. Подобные отношения обладают свойством асимметричности и называются асимметричными.
3. Несложно установить истинность следующих утверждений: если х<у и y<z, то x<z;
если х=у и ущ, то x=z;
если х ровесник у и у ровесник z, то х ровесник z; если х старше у и у старше z, то х старше z; если а\\Ь и Ь\\с, то а\\с.
Однако если х — отец у и у — отец z, то z не есть отец z (он его дедушка); если х — друг у, а у — друг z, то вообще не известно, является ли х другом z.
Свойство отношения р—(Р, А, А), состоящее в том, что из хру и ypz следует xpz для любых х, y,z^A, называется транзитивностью, а отношение р, обладающее этим свойством, — транзитивным.
Свойство отношения р, состоящее в том, что из хру и ypz следует —xpz для любых х, у, zЈ А, называется антитранзитивностью, а отношение р, обладающее этим свойством, — антитранзитивным.
Так, отношения меньше, равно, быть ровесником, старше, параллельно являются транзитивными. Отношение быть отцом является антитранзитивным, а отношение быть другом не является ни транзитивным, ни антитранзитивным.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1. Исторический обзор и современное состояние теории
- Глава 2. Теоретические основы развития математических
- Глава 3. Содержание и технологии развития математических
- Предисловие
- Глава 1. Исторический обзор и современное состояние теории и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- 1.1. Истоки методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста и этапы ее становления
- Обзор школьных методов обучения арифметике (XIX — начало XX в.). Влияние их на становление методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- Математическое развитие дошкольников средствами «веселой» занимательной математики
- 1.2. Теории и методика математического развития детей дошкольного возраста (20—50-е гг. XX в.) (второй этап развития методики)
- 1.3. Научно обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений в 50—60-е гг. XX в. (третий этап развития методики)
- 1.4. Психолого-педагогические исследования 60—70-х гг. XX в. И передовой педагогический опыт в области теории и технологий математического развития детей
- 1.5. Современное состояние теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста
- Математическое развитие дошкольников в условиях вариативности образовательной системы и реализации идей развивающего образования
- Глава 2. Теоретические основы развития математических представлений у дошкольников
- 2.1. Множества Характеристическое свойство множества
- Универсальное множество. Дидактический материал
- Подмножество. Дополнение множества и отрицание предложения
- Пересечение множеств и конъюнкция предложений
- Объединение множеств и дизъюнкция предложений
- Разбиение множества на классы
- Отношения между двумя множествами
- 2.2. Отношения Бинарные отношения
- Свойства отношений
- Отношение эквивалентности
- Отношение порядка
- 2.3. Числа Возникновение понятия натурального числа
- Основные идеи количественной теории натуральных чисел
- Основные идеи порядковой теории натуральных чисел
- 2.4. Геометрические фигуры
- Виды геометрических фигур
- 2.5. Величины и их измерение
- Измерение величин
- 2.6. Алгоритмы
- Глава 3. Содержание и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- 3.1. Общая характеристика содержания математических представлений у детей дошкольного возраста
- 3.2. Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте
- Сериация как способ познания размера, количества, чисел
- Классификация как способ познания свойств и отношений
- Познание свойств групп и отношений между группами в процессе классификации предметов по признакам
- Классификация по совместимым свойствам как способ развития предпосылок логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста
- 3.3. Особенности и методика освоения детьми дошкольного возраста формы предметов и геометрических фигур
- Развитие у детей представлений о форме в процессе игр и упражнений
- 3.4. Особенности и методика освоения детьми дошкольного возраста размеров предметов и величин
- Последовательность освоения величин в дошкольном возрасте
- Овладение детьми дошкольного возраста измерением величин
- 1 Центральный круг — содержание познания и обучения. Средний круг — дидактические пособия, материалы, игры. Внешний круг — приемы обучения и оценки ребенком величин.
- Познание прямых и обратных зависимостей в процессе измерения величин
- 3.5. Особенности и методика развития у детей дошкольного возраста представлений о массе предметов и способах измерения массы
- 3.6. Развитие пространственных представлений в дошкольном возрасте
- Особенности пространственной ориентировки ребенка дошкольного возраста
- Методика развития пространственных представлений и умений ориентироваться
- 3.7. Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста
- 3.8. Освоение количественных отношений, чисел и цифр детьми дошкольного возраста
- Особенности познания количественных отношений, чисел и цифр в дошкольном возрасте. Зависимость восприятия численности от пространственно-качественных особенностей множеств
- Зависимость восприятия численности от пространственно-качественных особенностей множеств
- Содержание развития у детей количественных и числовых представлений
- Увеличение и уменьшение чисел. Решение практических задач
- 3.9. Освоение простейших зависимостей и закономерностей в дошкольном возрасте
- 3.9.1. Развитие понимания сохранения количества и величины у детей дошкольного возраста
- Методика использования творческих задач, вопросов и ситуаций в обучении дошкольников
- 4.2. Моделирование как средство логико-математического развития детей дошкольного возраста
- Методика развития моделирования у детей дошкольного возраста
- 4.3. Реализация идеи интеграции в логико-математическом развитии дошкольников
- Логико-математическое и экономическое развитие дошкольников
- Логико-математическое и речевое развитие дошкольников
- Логико-математическое и физическое развитие дошкольников
- Логико-математическое и художественно-эстетическое развитие дошкольников
- 4.4. Развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольников
- 4.5. Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников