4.5. Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников
На протяжении XX в. активно разрабатывались вопросы использования книг с математическим содержанием и рабочих тетрадей с целью обогащения математических представлений дошкольников (Ф. Н. Блехер, 3. А. Михайлова, Л. Г. Петерсон, Е. Я. Фортунатова, Л. К. Шлегер и др.).
Условно можно выделить несколько причин интереса к данной проблеме.
Первые детские книги математического содержания создавались по аналогии со школьными учебниками. Это позволяло точно определить осваиваемое дошкольниками содержание, наметить его последовательное усложнение; облегчало процесс обучения и развития детей дошкольного возраста. В данном аспекте познавательные книги с математическим содержанием и первые рабочие тетради обычно были адресованы старшим дошкольникам и младшим школьникам и обеспечивали преемственность математического развития на данных возрастных этапах.
Познавательная книга является своеобразным (учителем), выступает «наглядной опорой» деятельности и обеспечивает активизацию интереса детей к информации, представленной в ней. Часто такие книги адресованы родителями и используются в семье в процессе и совместной деятельности воспитателя и детей.
Относительно математического развития дошкольников ценность познавательной книги заключается в особой форме наглядности передаваемого в ней содержания. В познавательной книге возможно представление математического содержания в наглядной форме:
в литературном сюжете, посредством ярких образов — персонажей, через создание проблемных ситуаций, к решению которых можно привлечь детей;
изобразительными средствами иллюстрации; такая «двойная» наглядность очень «созвучна» возрастным особенностям дошкольников (эмоциональность, доминирование наглядно-образного мышления, предпочтение игровой деятельности). Книга представляет собой синтез искусств (литературы, графики, полиграфии), и образ, представленный в ней, воспринимается детьми в единстве различных средств выразительности (слова и иллюстрации) (Е. А. Флерина, В. А. Езикеева, Р. И. Жуковская, Л. М. Гурович, В. Я. Кионова). Данные средства как бы усиливают друг друга, способствуют созданию более яркого «обогащенного» образа, облегчают его понимание. В искусствоведческих (Н. Н. Куприянов, В. А. Ватагин, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский) и психолого-педагогических работах (А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, Е. А. Флерина, В. А. Езикеева и др.) представлены основные требования к книге для детей, изучены особенности и закономерности восприятия образа дошкольниками, проявление интереса к книге.
С учетом особенностей книг для детей делались попытки разработки познавательных книг для дошкольников. При этом усиление познавательного начала (насыщение математическим, экономическим, естественнонаучным содержанием) не должно было снижать художественной ценности произведения.
Обобщая все многообразие познавательных книг с математическим содержанием, условно можно выделить: 1) книги, ориентированные на обогащение математических представлений дошкольников; 2) книги, обеспечивающие развитие умений, логических операций.
К первой группе книг относятся различные альбомы (например, «Формы», «Противоположности»), познавательные энциклопедии. Для них ведущей является функция представления новой информации. В зависимости от возраста детей, которым адресованы книги-альбомы, варьируются содержание и цели их применения. Альбомы для детей раннего и младшего возраста направлены на обогащение сенсорных впечатлений и наглядное представление осваиваемых эталонов (формы, цвета). Основная задача детей — рассмотреть изображения, соотнести, например, форму предмета и геометрическую фигуру, запомнить слова {вверху — внизу, большое — маленькое). Для детей более старшего возраста (5—7-ми лет) используются различные познавательные книги энциклопедического характера (например, тематические — «Как измеряли время раньше?»), которые позволяют расширить и углубить представления дошкольников о средствах и способах измерения, нумерации и т. п. Как правило, в данных энциклопедиях информация представлена в занимательной форме; книги содержат иллюстрации и образные примеры, рассчитанные на особенности старших дошкольников и младших школьников. Энциклопедические варианты книг сами по себе являются средством активизации интереса детей к познанию нового. Объем книги, формат (обычно А4), множество различных фотографий и рисунков, факты, рассчитанные на «зону ближайшего развития», вызывают познавательный интерес дошкольников. Представление информации по главам обеспечивает лимитирование времени и содержания занятий с детьми.
В ряде книг новая информация представлена в занимательной оболочке — в форме сюжета сказки, истории (В. Волина «Праздник числа. Занимательная математика для детей» (М., 1993); Л. А. Левинова, К. А. Сапгир «Приключение Кубарика и Томати-ка, или Веселая математика» (М., 1977); Ж. Житомирский, Л. Шеврин «Математическая азбука» (М., 1980)). Для данных книг характерна интеграция художественных средств (художественная литература и иллюстрации) и познавательной составляющей (информации логико-математического характера). Как правило, в данных книгах присутствуют «сквозные» персонажи, участвующие во всех эпизодах и близкие опыту детей; сюжеты и эпизоды часто аналогичны детской жизнедеятельности или повторяют сюжетные линии известных детям произведений. Идентификация детей с персонажами вызывает эмоциональные переживания и желание помочь персонажу (подсказать, решить задачу, вместе с ним узнать что-то новое и т. п.). Содержание, как правило, структурировано по главам, которые моделируют последовательность занятий с детьми.
Ко второй группе можно условно отнести разнообразные книги-альбомы для дошкольников, предусматривающие выполнение детьми последовательности заданий (3. А. Серова «Знакомлюсь с математикой. Пособие для подготовки детей к школе»). Подобные пособия и книги также могут быть тематическими или представлять задания в сюжетной форме (путешествия персонажей; сказки и истории, в процессе которых детям предстоит выполнить ряд заданий). Для создания мотивации и активизации интереса детей к выполнению заданий используются персонажи. Как правило, задания в таких книгах представлены в порядке усложнения. Также в книгах второй группы учитываются необходимость тактильно-двигательного обследования и значение практических действий в познании; предусматриваются дорисовывание элементов, соединение по линиям, выкладывание образов из геометрических фигур, которые прилагаются к книге; приводятся некоторые игры (игры типа крестов; игры с обручами и т. п.).
Часто в данных книгах используют различные символы — подсказки действий (нарисовать, закрасить, вырезать, решить и т. п.), что позволяет детям, не умеющим читать, ориентируясь на символы, понять содержание задания.
На тех же идеях основано и использование рабочих тетрадей, основная функция которых заключается в активации самостоятельного выполнения заданий математического содержания; упражнении в умениях; развитии логических операций. На данный момент существуют образовательные программы и методические разработки, в которых предусматривается использование рабочих тетрадей. Например, к образовательной программе «Детство» (раздел «Первые шаги в математику», 3. А. Михайлова, Т. Д. Рихтерман) разработаны рабочие тетради для разных возрастных групп («Математика — это интересно», сост.: 3. А. Михайлова, И. Н. Чеплакшина, Н. Н. Крутова, Л. Ю. Зуева); к программам «Игралочка», «Раз ступенька, два ступенька» (Образовательная система «Школа 2100») (Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, Н. П. Холина) представлены цветные рабочие тетради с большим количеством разнообразных заданий; широко используются тетради к другим программам (Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. «Математическая тетрадь для дошкольников»; Соловьева Е. В. «Моя математика: Развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста»).
Ценность рабочих тетрадей состоит в том, что ребенок получит возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности». Ребенок выполняет каждое задание в своей собственной тетради.
Это повышает активность детей в освоении умений и представлений и делает данный процесс более эффективным (рациональное использование времени занятий, при котором не создается ситуаций «ожидания» ответа и наблюдения за действиями другого ребенка с материалом).
Рабочие тетради содержат задачи, выполнение которых основано на практических действиях (соединить линиями, обвести, дописать и т. п.), что соответствует возрастным возможностям.
В тетрадях представлены «успехи и неудачи» детей, что обеспечивает развитие у них самооценки и волевых проявлений.
Вместе с тем, используя рабочие тетради, следует учитывать необходимость практического освоения окружающего мира (прежде всего обогащения сенсорных впечатлений и тактильно-двигательного способа познания), а следовательно, ценность действий с предметами (игрушками, играми, объемными и плоскостными фигурами, коробочками разной массы и т. п.). В связи с этим использование рабочих тетрадей не следует рассматривать как самоцель и выстраивать занятия только на основе их применения. Тетради могут являться одним из средств, применяться на некоторых занятиях, составлять основу организации некоторых заданий или использоваться в совместной и самостоятельной деятельности.
Особенности проявления интереса дошкольников к познавательной книге математического содержания и рабочим тетрадям
Интерес детей к познавательной книге изменяется на протяжении всего дошкольного периода. Он зависит от развития восприятия и накопления опыта рассматривания иллюстраций и слушания литературных сюжетов. В данном аспекте исследования в области восприятия дошкольниками литературы (А. В. Запорожец, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, А. М. Леушина, Л. М. Гуро-вич и др.) и иллюстраций (Е. А. Флерина, В. А. Езикеева, В. Я. Кионова и др.) позволяют выделить общие особенности проявления интереса к книге, понимания сюжета, изображения детьми разных возрастных групп.
В раннем возрасте с развитием некоторых проявлений восприятия особое место в развитии детей начинает играть рассматривание ярких образных книжек-сюрпризов. В книгах-альбомах для данного возраста часто представлены предметы и сюжеты, в которых ярко демонстрируются эталоны формы, цвета, размерные (большой — маленький, длинный — короткий) и пространственные отношения (рядом, далеко; у, над, под и т. п.). Дети рассматривают картинки, соотносят их со словами, называемыми взрослыми. Дети могут различать изображения предметов ближайшего окружения, животных; эмоционально реагируют на знакомые предметы (улыбкой, вокализацией, действием — гладят, рвут бумагу и т. п.). Их сперва привлекает возможность различных действий с книгой (открыть, закрыть, перевернуть страницу), а затем — и сам процесс узнавания предметов. Вместе с тем детям недоступны: мелкое изображение предметов; представление предметов в необычном ракурсе; искаженная передача формы, пропорций предметов.
В младшем дошкольном возрасте дети проявляют ярко выраженный и эмоционально положительно окрашенный интерес к книге (Л. М. Гурович, Н. X. Швачкин и др.). Изображение (иллюстрация) облегчает понимание сюжета, является первичным по отношению к слову (Е. А. Флерина, В. А. Езикеева, В. Я. Кионо-ва). Детей привлекают книги, альбомы, в которых много ярких крупных иллюстраций.
Согласно исследованиям, дети данного возраста не могут адекватно воспринимать мелкие и нереалистичные изображения с большим числом мелких деталей, выполненных темными и ненасыщенными цветами. Сложная композиция рисунка (наличие нескольких планов, заслоняемость предметов, искажение пропорций, неточная передача формы предметов) недоступна для детей. Так как восприятие в данном возрасте ситуативно, эмоционально и «глобально», младшие дошкольники не видят деталей (большого числа углов у фигуры), не замечают разницы пространственного расположения предметов на двух картинках и т. п.
В данном возрасте дошкольники с интересом рассматривают предметы, различающиеся несколькими свойствами; сюжетные картинки в книгах, на которых изображены противоположные проявления свойств и отношений (выше — ниже; больше — меньше); в совместной деятельности со взрослыми называют некоторые свойства, но их привлекают действия с реальными предметами. Для успешного различения свойств детям необходимо практическое обследование, «манипулирование» с предметом, так как точность различения свойства зависит напрямую от степени обследования предмета. Дети осваивают некоторые простые способы сравнения — наложение и приложение, что применяется ими в процессе рассматривании иллюстраций книг (приложить полоски, провести пальцем).
Использование рабочих тетрадей осложнено рядом моментов: недостаточный уровень развития моторики в данном возрасте снижает возможность использования заданий на дорисовывание; невысокие показатели произвольности и самостоятельности ограничивают время и автономность выполнения заданий. Дети нуждаются в постоянной активизации действий со стороны взрослого. Нецветные и мелкие элементы и образы не вызывают интереса у младших дошкольников.
В среднем дошкольном возрасте в связи с обогащением опыта освоения литературных произведений (сказок, стихотворений) и развитием восприятия иллюстрации дети проявляют яркий интерес к чтению и рассматриванию книг. Они более успешно воспринимают образ, если он близок их опыту. Вместе с тем детям сложно воспринимать многодетальные изображения, рисунки со сложной композицией, с измененным пропорциональным соотношением, нереалистично переданной формой предмета, так как форма предмета является ведущей в его опознании.
Детей привлекает сюжетная основа математических сказок, историй при условии, что предлагаемые для выполнения задания им доступны, а учебный эпизод непродолжителен. Детей 4—5 лет увлекает уже некоторый «проблемный» сюжет (ситуации, в которые попадают персонажи). Как правило, дети более успешно участвуют в рассматривании и выполнении заданий в книгах, если они рассчитаны не на освоение новой информации, а на выполнение действий (посчитать, помочь персонажу выложить постройку из геометрических фигур, определить равенство двух множеств (всем ли зайцам хватит морковок) и т. п.). Вместе с тем дети самостоятельно обращаются к красочным ярким альбомам, в которых представлены различные геометрические фигуры и предметы разной формы, сравнивают и называют их, обращаются с вопросами к взрослым.
Детей данного возраста начинают привлекать задания, представленные в рабочих тетрадях. Но более успешно дошкольники их выполняют, если задания ориентированы на разнообразные практические действия (распределить по заданному условию фигуры, нарисовать цифры или фигуры, соединить элементы множеств, раскрасить изображение) либо на выполнение игровых действий (выложить на листе образ из геометрических фигур). Необходимость тактильно-двигательного способа познания проявляется в данном возрасте в стремлении детей дотронуться до изображения (коснуться углов при рассматривании фигур, соединить как бы «случайной» линией верхушки изображенных деревьев разного размера).
В старшем дошкольном возрасте с развитием навыков познавательной деятельности дошкольники начинают проявлять более устойчивый интерес к многоглавным историям и сказкам, в которых представлено математическое содержание и которые можно слушать на протяжении нескольких дней; стремятся «подсказать» решение персонажам, понимают проблемные вопросы и ситуации сюжетной линии.
К 6—7-ми годам дети начинают проявлять интерес к познавательной книге, детским энциклопедиям, задавать вопросы о разных средствах и способах измерения, исторически возникших в разных культурах. Самостоятельно рассматривают иллюстрации, просят прочитать комментарии к заинтересовавшему их изображению.
Повышение самостоятельности, развитие логического мышления, показателей произвольности обеспечивает изменение отношения к занятиям с использованием рабочих тетрадей. Дети начинают ценить наличие «своей собственной» тетради, стремятся аккуратно выполнять задания, гордятся успехами (хвалятся друг перед другом, показывают результаты воспитателю и родителям). Как правило, детей не привлекают однотипные задания, представленные на одной странице. Дошкольники быстро теряют интерес к ним, могут увлечься рассматриванием других страниц, если задания аналогичны.
Методика использования познавательной книги и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников
Обобщенный анализ данных позволяет выделить ряд требований к книге математического содержания. Книга должна:
быть доступной по содержанию, представлениям и форме;
соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (размер, используемые материалы и краски, качество и размер рисунков и т. п.);
иметь педагогическую ценность и позволять решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи в единстве;
содержать усложняющееся и последовательно представленное математическое содержание; обеспечивать «зону ближайшего развития»;
способствовать формированию реалистичных представлений об объектах мира.
Также желательно, чтобы книга для дошкольников была красочной; содержала интересный сюжет или задания, ориентированные на имеющийся опыт детей; представляла содержание разделами (главами, страницами) для эффективной организации деятельности детей; предусматривала различные по содержанию задачи (дорисовать, придумать самостоятельно, проанализировать образец и т. п.) и вариативные задания (усложняющиеся аналоги).
Подобным требованиям должны соответствовать и рабочие тетради. Выбирая тетрадь, следует учитывать: цели и задачи образовательной программы, по которой осуществляется развитие и обучение дошкольников; соответствие возрасту детей; возможность сочетания работы с использованием других пособий (развивающих и дидактических игр, современных полифункциональных пособий ит. п.). Использование рабочей тетради подразумевает применение и дополнительных средств (цветных и простых карандашей, фломастеров, резинок и т. п.), которые в достаточном количестве должны быть предоставлены детям.
В младшей группе используются книги-игрушки («Книжки-малышки», «Книжки-раскладушки», книги-сюрпризы), основная функция которых заключается в накоплении опыта рассматривания и узнавания предметов, выделения свойств (прежде всего цвета, формы, размера). В таких книгах, как правило, представлены эталоны цвета, формы, размера; также посредством образов и слов демонстрируются их проявления. Книги-игрушки должны быть напечатаны на плотном картоне без острых углов; изображения — выполнены основными цветами, реалистично, на всю плоскость листа, без обилия второстепенных деталей. Не рекомендуется использовать книги мелкого формата.
В группе детского сада организуется совместное рассматривание книг (по возможности не ограниченное временем занятие). Педагог обращает внимание на значимые свойства (форму, размеры), называет их словом, активизирует называние проявлений свойств детьми. Как правило, в данных книгах предусматриваются вопросы к детям, возможность практических действий (дотронуться, провести пальцем и т. п.) или используется «синтез искусств» (красочное изображение дополняется стихотворением, игрой-изображением).
Особый интерес у детей проявляется к так называемым «универсальным» множествам — логическим блокам Дьенеша и палочкам Кюизенера. В данном возрасте возможно использование специальных альбомов, в которых предусматривается накладывание блоков (палочек) на цветное изображение (альбом-игра «Блоки Дьенеша для самых маленьких (2—3 года)», сост. Б. Б. Финкельштейн; альбом-игра «Дом с колокольчиком. Палочки Кюизенера», сост. Б. Б. Финкельштейн и др.). Работа с альбомами активизирует игру с соответствующими материалами. Альбомы могут быть помещены в предметно-развивающую среду и использоваться для рассматривания в индивидуальной и подгруп-повой работе несколько раз.
Применение рабочих тетрадей в младшей группе детского сада, как правило, ограничено. Тетрадь рекомендуют разбирать на рабочие листы, которые выдаются детям по мере освоения материала. Это связано с тем, что ценность практических действий с предметами, опыт обследования объектов, организация деятельности детей с предметными множествами важнее, чем работа с тетрадями.
В средней группе сохраняется тенденция использования альбомов и книг для рассматривания. Такие книги должны быть яркими, представлять различные варианты проявления свойств, отношений, активизировать процесс их сравнения детьми. Желательно, чтобы книги и альбомы позволяли организовать различные практические действия детей (выложить в определенном порядке, вставить в прорези, наложить на картинку и т. п.).
Для активизации интереса детей к данным книгам следует использовать методические моменты (сюрпризное внесение; предварительное рассматривание; привлечение детей к оформлению «уголка» и определению месторасположения книг; выставка любимых книг; использование книг в совместной и индивидуальной деятельности).
Выбор рабочих тетрадей определяется образовательной программой, по которой работает дошкольное образовательное учреждение. Для средней группы также рекомендуют расшивать рабочие тетради на листы. Их хранение может быть обыграно — листы хранятся в подписанных (промаркированных картинкой) файлах в специально отведенном месте; дошкольникам сообщается, что им предстоит играть и заниматься с рабочими листами, сообщаются правила (аккуратно обращаться и т. п.).
В старшем дошкольном возрасте расширение самостоятельности детей, их познавательных интересов, а также освоение ими средств и способов познания определяет возможность более широкого использования познавательной литературы (детских энциклопедий) и рабочих тетрадей.
Возможна организация совместного еженедельного чтения книг с обсуждением их содержания (например, в четверг во второй половине дня проводится «вечер Кубарика и Томатика» (читается очередная глава и проводится обсуждение)).
Некоторые главы и разделы познавательных детских энциклопедий могут предварять освоение определенных тем на занятиях.
Книги с заданиями, направленными на развитие умений и действий, должны располагаться в «уголке книги» (или «уголке познавательного развития»). У детей должна быть возможность воспользоваться ими в любой момент.
Для активизации интереса детей к книгам можно использовать следующие методы и приемы.
Коллекционирование интересных познавательных книг. Педагог привлекает внимание детей к идее сбора интересных книг, из которых они могут узнать много нового и необычного; сообщает о начале коллекционирования, правилах оформления и организации «уголка». Каждая новая приносимая книга рассматривается совместно с детьми, включается в коллекцию. Время от времени в «уголке» проводятся занятия, досуги, выставки с использованием пополняемой коллекции. Данное коллекционирование эффективно в том случае, если книги используются в деятельности детей, если в ходе занятия или совместной деятельности создаются ситуации, требующие активизации информации, представленной в книгах (например, нужно узнать, что такое косая сажень (пуд, миля, пядь); в каких единицах измеряли время раньше и т. п.).
Организация занятий и совместной деятельности по методу проекта, построенного на основе данной познавательной энциклопедии, книги.
Придумывание продолжения сюжетов книг, новых эпизодов, зарисовка интересных моментов в альбомах.
Использование данных книг в условиях семьи (посредством создания библиотеки, которой могут воспользоваться родители в выходные дни).
Организация экскурсий в детские библиотеки, сопровождающихся рассматриванием каталогов и выставок книг, беседами с библиотекарями и читателями; это позволит обогатить опыт дошкольников, вызвать у них интерес к познавательной книге, воспитывать ценностное отношение к книге как средству познания и «сохранения культурных ценностей».
Использование детских журналов и газет с познавательной информацией и заданиями.
Для развития «читательской культуры» необходимо напоминать старшим дошкольникам правила пользования книгой, отмечать ценность представленной в ней информации. Полезно обсудить отношение людей к книге в целом и к книге познавательного характера в частности.
Дети старшего дошкольного возраста более активно используют рабочие тетради как на занятиях, так и в совместной и индивидуальной деятельности. Старшие дошкольники знают правила использования рабочей тетради, могут самостоятельно доставать их из файлов или секции шкафа и класть обратно. В начале года следует пояснить детям цель применения рабочих тетрадей, совместно рассмотреть их, напомнить о правилах их использования, определить способы их хранения.
Так как рабочие тетради подразумевают выполнение заданий (закрашивание, дорисовывание), не следует предлагать детям выполнять задания в уже кем-то раскрашенной тетради. Материалы, которые вызвали интерес у большей части детей группы, следует размножать в виде рабочих листов, заготовок. «Заполненные» листы и тетради могут выступать своеобразной подсказкой для других детей.
Резюме
Ф" Использование познавательной книги и рабочих тетрадей является одним из современных и эффективных средств логико-математического развития дошкольников.
^ Познавательная книга математического содержания в силу своих особенностей (сочетание возможностей «синтеза искусств» (графики, слова, полиграфии) и обогащенного познавательного момента) активизирует интерес дошкольников к осваиваемой информации, представляет содержание в наглядной форме, соответствующей возрастным возможностям детей.
В зависимости от возраста дошкольников варьируются цели использования данных книг, их функции, содержательные и формальные характеристики.
®" Использование рабочих тетрадей обеспечивает эффективное освоение содержания, развитие умений, значимых проявлений и качеств (волевых усилий, самостоятельности, организованности, аккуратности и т. п.) у детей. Их применение наиболее оптимально в старшем дошкольном возрасте.
ЯП?-- Использование книг и рабочих тетрадей должно сопровождать (дополнять) процесс накопления детьми практического опыта обследования предметов и действий с ними, а не заменять (подменять) его.
Литература
ГуровичЛ. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга: Книга для воспитателей детского сада.— М.: Просвещение, 1992.
Леонова Л. А. Как выбрать книгу для дошкольника. — М.: Вентана-Граф, 2004.
Михайлова 3. А., Непомнящая Р. Л. Литературный материал с математическим содержанием. Методическое пособие для воспитателей, родителей. — СПб.: фирма «Икар», 1999.
Непомнящая Р. Л., Федорцова Л. С. Детский журнал как средство предматематической подготовки дошкольников // Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. — Л., 1990.
Список энциклопедий, альбомов, рабочих тетрадей и познавательных книг
Познавательные книги и энциклопедии
Х.Ахутина Т., Манелис Н, Пылаева Н., Хотылева Т. Путешествие Бима и Бома в страну математики. Пособие по подготовке к школе. — М.: Линка-Пресс, 1999.
Волина В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. — М., 1993.
Гатанов Ю. Развиваю воображение (Серия «Мой первый учебник»). — СПб.: Питер, 2000.
Гатанов Ю. Развиваю мышление и речь (Серия «Мой первый учебник»). — СПб.: Питер, 2000.
Житомирский Ж., Шеврин Л. Математическая азбука. — М.: Знание, 1980.
Крапина М. В. Логика для обучения детей в семье, детском саду и...—Екатеринбург, 1998.
Левинова Л. А., Сатир К. А. Приключение Кубарика и Тома-тика, или Веселая математика.— М.: Педагогика, 1977.
Луэлин К. Время (из серии «Моя первая книжка»). — Дар-линг Киндерсли: Лондон—Москва, 1997.
Семенченко П. 399 задач для развития ребенка. Иллюстрированное пособие для детей младшего школьного возраста. — М.: Олма-Пресс, 1999.
Серова 3. А. Знакомлюсь с математикой. Пособие для подготовки детей к школе. — СПб.: Питер, 2000.
Хайнст М. Количество (из серии «Моя первая книжка»).— Дарлинг Киндерсли: Лондон—Москва, 1997.
Юдин Г. Заниматика. Занимательная математика для мальчиков и девочек 4—7 лет. — М.: Росмэн, 1995.
Книги-альбомы, книги-игры
«На золотом крыльце...», «Давайте вместе поиграем» (сост.: Б. Б. Финкельштейн, Н. О. Лелявина).— СПб., ООО «Корвет».
«Поиск заповедного клада», «Спасатели приходят на помощь», «Праздник в стране блоков» (сост. Б. Б. Финкельштейн и др.). — СПб., ООО «Корвет».
Рабочие тетради
Безруких М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Учимся находить одинаковые фигуры.— М.: Дрофа, 2000.
Волкова С. И. Математические ступеньки (Комплекс «Преемственность»).— М.: Просвещение, 2005.
Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Учимся запоминать (серия «Золотая коллекция детского сада»).— М.: Олма-Пресс, 2001.
4. Глинка Г. А. Развиваю мышление и речь.— СПб.: Питер, 2000.
Горячев А. В., Ключ Н. В. Все по полочкам. Учебник-тетрадь для дошкольников 5—6 лет. — М.: Баласс, 2002.
Дорофеева А. Логическое мышление (серия «Подготовка ребенка к школе»).— М.: Мозаика-Синтез, 1997.
Дорофеева А. Учимся считать (серия «Подготовка ребенка к школе»). — М.: Мозаика-Синтез, 1997.
Ерофеева Т. И. В кругу друзей математики: Тетрадь для индивидуальной работы с детьми 5—6 лет.— М.: Просвещение^ 2005.
Ерофеева Т. И. Знакомимся с математикой / Пособие для детей старшего дошкольного возраста.— М.: Просвещение, 2005.
Ерофеева Т. И., Павлова Л. П., Новикова В. П. Математическая тетрадь для дошкольников. — М.: Просвещение, 1992.
11. Иванова И. В. Математика для будущего первоклассника. Для детей 5 лет (серия «Программа развития и обучения дошколь- ников»).— СПб.: Нева, 2005.
Иванова И. В. Математика для будущего первоклассника. Для детей 6 лет (серия «Программа развития и обучения дошкольников»).— СПб.: Нева, 2005.
Иванова И. В. Учимся считать. Для детей 3—4 лет (серия «Программа развития и обучения дошкольников»). — СПб.: Нева, 2004.
Иванова И. В. Учимся считать. Для детей 4—5 лет (серия «Программа развития и обучения дошкольников»).— СПб.: Нева, 2004.
1^5. Итина Л. С. Геометрические игры (Серия журнала «Карапуз»).— 1996.
Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Часть 1 / Учебное пособие по математике для дошкольников. — М.: ИНПРО-РЕС, 1996.
Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз — ступенька, два — ступенька... Математика для детей и их родителей (в 2-х частях).— М.: Баласс, 1998.
Подходова Н. С, Горбачева М. В., Мистонов А. А. Волшебная страна фигур.— СПб.: Питер, 2000.
Серия обучающих игровых книг «Бубик и Пики» (цифры и счет). — М., 1996.
Соловьева Е. В. Моя математика: Развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2005.
Фэрлонг К. Учимся думать. Книга для талантливых детей и заботливых родителей. — СПб.: Сова, 1993.
Вопросы и задания для самоконтроля
© Сформулируйте основные задачи использования познавательной литературы в процессе логико-математического развития дошкольников.
© Определите направления диагностирования особенностей проявления интереса к познавательной литературе (цели, критерии (показатели), возможные задания) у старших дошкольников.
© Составьте рекомендации по организации использования познавательной литературы (рабочих тетрадей) для определенной возрастной группы в условиях семьи Приложение 1. Конспекты логико-математических игр для детей 4—5 лет
Навестим кота Леопольда
Цель. Освоение умения сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Обогащение словаря детей за счет слов: длиннее, короче, самый длинный, самый короткий и др. Развитие сообразительности, внимания, смекалки.
Материал. Полоски бумаги разной ширины. Карточки с изображениями автомобилей, домиков, сказочных персонажей разных размеров.
Развитие сюжета
Дети узнают, что кот Леопольд заболел. Воспитатель берет на себя роль Доктора.
Доктор. Ребята, я должен поскорее попасть к коту Леопольду и передать ему лекарства, чтобы кот быстрее поправился. Но, к сожалению, Леопольд не оставил своего адреса. Я думаю, вместе мы найдем его быстрее.
По дороге дети и Доктор встречают Красную Шапочку. Спрашивают у нее, знает ли она, где живет кот Леопольд. Красная Шапочка говорит, что точно не знает, но ей известно, что к его домику ведет очень широкая дорожка.
Доктор раздает детям полоски бумаги разной ширины, всего 3, которые символизируют дорогу.
Начинается выбор дорожки согласно условию. Коллективно решают, как можно искать: наложить все 3 полоски одну на другую, чтобы были видны различия по ширине; приложить, совместить их узкой частью; использовать шнур, полоску бумаги, сравнение которых дает возможность найти самую широкую дорожку и т. д.
По дороге дети и Доктор встречают нескольких сказочных героев (Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Буратино, Чиполлино, Карандаш, дядя Степа), которые отчаянно спорят о том, кто из них самый высокий.
Дети спрашивают, не знают ли они, как найти домик кота Леопольда? В ответ сказочные герои просят детей помочь им разобраться в том, кто из них какого роста.
Дети берут карточки с изображениями сказочных персонажей. Сравнивают их по росту (зрительно, сопоставляя парами), выстраивая их от самого низкого к самому высокому и наоборот.
Уточняющие вопросы могут быть следующими: кто выше Карандаша? Кто ниже Мальвины? Кто самый высокий? Кто стал бы самым высоким, если бы ушел дядя Степа ? Кто стал бы самым низким, если бы ушел Малъчик-с-палъчик?
Сказочные герои благодарят детей за то, что они могли решить спор, и сообщают, что точно не знают, где живет кот Леопольд, но знают, что у него самая длинная машина во всем городе.
Мы почти у цели, осталось только отыскать самую длинную машину, и тогда мы узнаем, где живет наш больной.
Дети анализируют картинки с изображениями домов и стоящих рядом с ними машин. Находят самую длинную из них.
Доктор. Вот и домик кота Леопольда. Теперь он быстро поправится. А вам я говорю большое спасибо за то, что помогли мне.
Итог. Разговор с детьми о том, что значит «оказать кому-либо помощь». Оказывали ли они помощь; оказывали ли им помощь? Просили ли их о помощи?
Возможные варианты усложнения познавательных задач
Построение сериационных рядов по длине (ширине, высоте, объему) путем выбора из оставшихся предметов каждый раз самого длинного (узкого, низкого, маленького).
Создание ситуаций выбора предмета, который больше пятого по порядку, но меньше четвертого; находится перед самым большим; меньше самого маленького.
Выбор предметов: низких и маленьких, высоких и больших; длинных и толстых, коротких и тонких; высоких и толстых, высоких и тонких, низких и тонких. Сравнение их.
Как звери готовились к Новому году
Цель. Развитие умения классифицировать предметы по заданному свойству (размеру, цвету, форме), пользуясь условными знаками (разрешающими и запрещающими), вариативности мышления при выборе предмета по правилу (методом последовательного исключения из цепочки); развитие доказательной мотивированной речи.
Материал. Карточки с изображениями елок и шаров 3-х размеров, подарочных упаковок разной формы (3-х видов) — по 24 карточки каждого изображения с разрешающими знаками, игровые персонажи (Ежик, Заяц, Лиса).
Развитие сюжета
Педагог. Однажды перед самым Новым годом друзья, Еж, Заяц и Лиса, отправились в лес за елками. Им понравились три лесные красавицы.
Детям предъявляются изображения елей трех размеров.
Педагог. Одинаковые или разные они по высоте (размеру)?
Уточнение в ходе обмена мнениями: высокая, пониже и низкая.
Педагог. Ежик полюбовался елочками и заметил, что самую высокую ему не срубить, а ту, что пониже, — не донести до дома. Какую елку выбрал Ежик?
Дети показывают это с помощью карточек.
Педагог. Зайцу было все равно, какую елку выбрать, но он побаивался Лису и не хотел с ней ссориться. Сколько елок осталось бы Зайцу для выбора, если бы он все-таки решился выбирать?
Дети показывают это с помощью карточек.
Педагог. Лиса всегда выбирала все самое большое, считая, что чем больше, тем лучше. Какую елку она выбрала не раздумывая? Какая елка по высоте досталась Зайцу?
Дети выбирают елки с помощью карточек.
Педагог. Расскажите о выборе елок каждым из зверей, используя слова-сравнения: «выше, чем»; «ниже, чем» и т. д.
Варианты ответов: «У Зайца елка выше, чем у Ежа», «У Ежа елка ниже, чем у Лисы и Зайца», «У Лисы елка выше, чем у Зайца и Ежа», «У Зайца елка выше, чему Ежа, пониже, чему Лисы», «Самая низкая елка у Ежа, повыше у Зайца, сама высокая у Лисы», «Самая высокая елка у Лисы, пониже у Зайца, самая низкая — у Ежа».
Педагог. Друзья решили украсить елку разноцветными шарами. Еж выбрал желтые потому, что ему нравятся желтые осенние листья. Заяц выбирать не захотел. Лиса сказала, что голубые шары ей не нравятся. Шары какого цвета выбрал каждый из друзей?
Дети обосновывают выбор, используя карточки.
Педагог. Самых красивых шаров у друзей оказалось пять. Они решили разделить их поровну. Но Лиса хитра, она решила, что себе возьмет больше всех, а Зайцу и Ежу даст поровну, чтобы не поссорились. Как разделила шары хитрая Лиса? (Ответы детей.)
Дети рассуждают и параллельно выполняют поисковые действия (Лисе — три шара, а Зайцу и Ежу — по одному).
Педагог. Как вы думаете, в хорошем ли настроении мы оставляем друзей — Ежа, Зайца и Лису?
Мотивированные ответы детей от имени каждого из друзей: «Еж выбрал самую низкую елку; высокая елка в его норку не поместится; он украсил ее желтыми шариками».
Итог. Совместно с педагогом дети распределяют подарки, начиная с Ежика. Выслушивается мнение нескольких детей, а затем сообща договариваются, какой подарок будут вручать Ежу.
Возможные варианты усложнения познавательных задач
Выбор предметов из множества по двум признакам. Например, по размеру и цвету; цвету и форме; размеру и форме.
Деление множества на равные и неравные части в пользу Зайца и Ежа.
Кто похитил варенье?
Цель. Освоение умения пользоваться сравнением для получения информации. Развитие сообразительности, смекалки, умения быстро переключаться с одного действия на другое.
Материал. Следы на полу (из картона), мягкие игрушки (Карлсон, Винни-Пух, Незнайка, Шапокляк, Чебурашка, Сова). Карточки с изображением чемодана, ключей, горшочков.
Развитие сюжета
Педагог. Дети, пока вы гуляли, в детском саду случилось чрезвычайное происшествие. Из кухни пропало все варенье. Теперь детям не с чем пить чай. Мне поручили вести расследование, но боюсь, мне не справиться в одиночку. Потребуется ваша помощь. Предлагаю вам стать на время моими помощниками. Вы согласны?
Приступаем к расследованию! Вот мой волшебный чемоданчик сыщика, в нем есть все необходимое для поисков. Ой, он закрыт! Без приборов, которые хранятся в чемоданчике, мы никогда не сможем найти похитителей. Я не могу найти ключи, наверное, оставил их у своего друга, мастера, который делает горшочки для варенья. Пойдемте к нему.
Мастер сказал мне, что ключи от чемодана он положил в один из горшочков, которые стоят на полке. Этот горшочек точно такой же, как у меня в руках. Вам, как моим помощникам, нужно отыскать этот горшочек на полке у мастера.
Дети берут карточки, на которых изображены горшочки, и ищут среди них тот, который нужен сыщику (сравнивают предметы на глаз, находят такой же).
Педагог. Вы, оказывается, замечательные помощники. Это тот горшок, который мы искали, а вот и моя связка ключей. Теперь мы обязательно отыщем похитителей и вернем детям варенье.
Сыщик рассматривает связку ключей.
Педагог. Оказывается, в связке так много ключей! Я никак не могу выбрать те, которые подойдут к замкам. Может, вы, мои помощники, попробуете подобрать ключи?
Дети берут карточки с изображением чемодана с замками и ключей, подбирают ключи к замкам. Подобрав два ключа, доказывают правильность выбора.
Педагог. Что я вижу? Мои старательные и смышленые ученики помогли мне открыть чемодан. В нем подсказка для вас: «Похитители обычно оставляют на месте происшествия много улик, например следы». Где будем искать следы? Вы ничего не заметили необычного или подозрительного?
Кто-то из детей замечает следы из картона на полу, разложенные в групповой комнате.
П е д а г о г. О, какая удача! Это то, что нам нужно! Скорее всего, их оставил похититель. Нам нужно спешить, пока он не ушел далеко и не съел все варенье. Вперед, мои талантливые помощники.
Следы приводят детей в кукольный уголок, где находятся Карлсон, Винни-Пух, Незнайка, Шапокляк и Чебурашка.
Педагог. Неужели кто-то из них украл варенье? Как будем искать похитителя?
Дети высказывают предположения, многие из них сразу называют Карлсона; но требуются доказательства. Дети договариваются между собой о необходимости сравнить следы, найденные в групповой комнате, с формой подошв обуви тех, кого обнаружили в уголке кукол. После сравнения выясняется, что подошвы такой фюрмы только у Карлсона.
Итог. Дети вспоминают историю про Карлсона, который живет на крыше, и прощают ему его проделки, поскольку известно, что он любит сласти.
' Возможные варианты усложнения познавательных задач
Дети (помощники сыщика) чинят бусы для Совы, которая затем участвует в поиске похитителя.
Обнаруживают, что у двух подозреваемых подошвы обуви одинаковой формы. В этом случае можно использовать другие способы поиска:
сравнить расстояние между следами, оставленными на полу. Это можно сделать с помощью шнура.
Кто где живет
Цель. Сравнение и практическое соотнесение пяти предметов по размерам. Выражение в речи относительности размеров по длине, ширине, высоте, объему и обоснование выбора.
Материал. Контуры пяти домиков разного размера (самый большой, поменьше, еще поменьше, еще поменьше и самый маленький). Деревья разной высоты, полоски разной ширины. Карточки с изображением пяти животных; цветов разного размера. Модель для сравнения по размеру (изготавливается совместно с детьми).
Развитие сюжета
Королева Леса обращается к детям с просьбой оказать помощь сказочным животным. Показывает их (это могут быть: лиса, заяц, еж, крот и мышка). Животных надо расселить по домикам. Домов много (предъявляются дома).
Педагог. Достаточно ли домов для того, чтобы поселить каждое животное в отдельный дом?
Дети отвечают. Выясняется, что домов достаточно (пять домов, животных тоже пять).
Педагог. Что еще надо учитывать при размещении животных? Как вы будете учитывать размеры животного и дома?
После ответов детей Королева Леса наводит детей на мысль о схематическом обозначении домов, исходя из того что дома бывают разных размеров.
Дети сравнивают дома.
Договариваются изобразить размеры домов в виде столбиков, соблюдая при этом равенство различий между рядом расположенными. Дети участвуют в изготовлении модели.
Оказывается, у животных есть карточки. На карточках написано, в какие по размеру дома хочет поселиться каждый из животных. Лиса — в самый большой.
Дети выбирают дом для лисы из расставленных в ряд согласно модели.
Педагог. Заяц поселится в тот, который является вторым по порядку, если считать слева направо.
Еж — в тот, который немного ниже второго.
Крот — в тот, который является вторым справа.
Мышка — в самый маленький из всех домов.
В ходе рассматривания животных дети называют размеры домов; объясняют, почему поселяют животное именно в этот домик (учитывают размер дома и животного, его требования).
Затем дети вместе со взрослым раскладывают дорожки, сажают цветы, деревья — оформляют участки вокруг домов. Размер дома при этом является определяющим. Размеры деревьев, цветов дети определяют зрительно, практически или соотнося с моделью. Каждый ребенок объясняет выбор и доказывает его точность.
Королева показывает свое положительное отношение к действиям детей. Предлагает им, объединившись в небольшие группы, выбрав один из домов, развернуть игру (это является итогом занятия).
Возможные варианты усложнения познавательных задач
• Игра «Четвертый — лишний». Используются 4 предмета, один из которых отличается от других по размеру — длине (ширине, высоте или объему).
Выбор предмета соответственно размеру коробки. Перед детьми раскладываются коробки — большая, поменьше и маленькая — и ряд предметов, различных по размеру. Нужно разложить высыпавшиеся из коробки предметы по местам и объяснить свои действия.
Уравнивание по длине (затем — по ширине) 3—4-х полосок разной длины. Дети самостоятельно выбирают длину, относительно которой можно уравнять (сделать равными по длине) все полоски, пользуясь при этом ножницами.
Как друзья выбирали подарок для Жужи
Цель. Развитие умений выбирать силуэт по признакам из множества других, различать геометрические фигуры, делить их на части, составлять из них предметные силуэты, ориентироваться на плоскости зрительно и с помощью словесного диктанта; складывать силуэты по схеме-образцу и собственному замыслу.
Материал. Игры «Чудо-соты», «Чудо-цветик», «Логоформоч-ки 5», «Шнур-затейник» (на каждого ребенка), коврограф, схематичные рисунки кукол, фигурки персонажей: Краб Крабыч, галчонок Каррчик и медвежонок Мишик.
Развитие сюжета
Педагог.
Давным-давно, три дня тому назад, Позавчера, со вторника на ужин, Друзья собрались в Игроград, На день рожденья к пчелке Жуже.
Друзья — галчонок Каррчик, медвежонок Мишик, Краб Крабыч — сидели на поляне Фиолетового леса и думали, что же подарить пчелке Жуже. Первым принял решение галчонок Каррчик. Он вспомнил, что девочкам нравятся куклы. Галчонок достал из коробки несколько кукол и задумался, какую из них подарить Жуже.
Педагог прикрепляет на коврографе несколько схематичных рисунков кукол (илл. 69).
Педагог. Галчонок Каррчик выбрал куклу с прямоугольным туловищем, овальной головой и треугольными ногами.
Дети выбирают подходящий по описанию схематичный рисунок и составляют предметный силуэт из деталей игры «Чудо-соты».
Педагог. Медвежонок Мишик всегда любил практичные подарки. Он решил подарить пчелке Жуже зонтик, чтобы она могла летать во время дождя. Из каких частей состоит зонтик? (Крыши и ручки.) Крыша находится в верхней части зонтика, а ручка — в нижней. У медвежонка была одна крыша и много ручек.
Дети вынимают части «линейки» из игры «Логоформочки 5» (илл. 70), чтобы было хорошо видно части геометрических фигур.
Педагог. Какой формы крыша у зонтиков? (Круглая.) Часть какой геометрической фигуры мы возьмем? (Половину круга.)
Дети кладут перед собой половину круга.
Педагог. Какой формы может быть ручка у зонтика? (Овальная, треугольная, квадратная и т.д.) Части каких геометрических фигур можно взять, чтобы сделать ручку для зонтика? (Половину прямоугольника — квадрат, часть треугольника — тоже треугольник, часть треугольника — трапецию и т. д.)
Дети вынимают по очереди части овала, прямоугольника, квадрата и треугольника и соединяют эти части с половиной круга. Рядом с составным зонтиком дети кладут точно такой же, но целый, найденный на игровом поле (илл. 71).
Например, дети выбирают зонтик с треугольной ручкой, объясняют, почему он удобен.
Педагог. Галчонок Каррчик и медвежонок Мишик подготовили подарки и посмотрели на Краб Крабыча. Он ловко подцепил клешнями какую-то дощечку.
Педагог показывает «Шнур-затейник».
Педагог. Галчонок Каррчик прокаркал: «Ну и подар-р-рок! Дощечка с дырочками, через нее хорошо макар-р-роны процеживать. Ты думаешь, пчелка Жужа любит макароны?» Но Краб Кра-быч молча начал орудовать клешнями, что-то бубня себе под нос. Как правильно называется игра, которую нашел Краб Крабыч? («Шнур-затейник».) Возьмем ее в руки и попробуем вместе с Краб Крабычем сделать подарок для Жужи.
В верхнем ряду во вторую кнопку справа проденем шнурок. Потом отсчитаем две кнопочки вниз и обведем кнопку; потом — шесть кнопок вправо и обведем кнопку, потом — две кнопки вверх и снова обведем кнопку, потом — шесть кнопок влево и проденем шнурок в кнопку.
Дети под диктовку вместе с педагогом вышивают прямоугольник.
Педагог. Что получилось? (Прямоугольник.) Медвежонку Мишику подарок не понравился. Он сказал недовольно: «Ты подаришь Жуже простой прямоугольник?» Но Краб Крабыч снова пощелкал клешнями, и изумленные друзья увидели бантик.
Педагог показывает детям бантик (илл. 72).
Педагог. Как вы думаете, что сделал Краб Крабыч, чтобы прямоугольник превратился в бантик? Сделайте бантик из своего прямоугольника и расскажите о своих действиях.
Подарки были готовы. Друзья начали собираться в путь. Но тут Краб Крабыч остановился, поднял клешню и сказал: «Мы забыли одну важную вещь. То, что пчелы любят больше всего на свете». Краб Крабыч всегда любил загадки. Что же пчелы любят больше всего? (Цветы.)
Дети составляют красивый букет из частей игры « Чудо-цветики» (цлл. 73).
Илл. 73
Педагог. Галчонок Каррчик, медвежонок Мишик и Краб Крабыч отправились в путь с подарками и большим букетом цветов.
Итог. Какую куклу приготовил галчонок? Зонтик с какой ручкой выбрал медвежонок? Что решил подарить Краб Крабыч? Чей подарок будет самым интересным для Жужи?
Возможные варианты усложнения познавательных задач
Увеличение количества анализируемых кукол.
Конструирование зонтиков с крышей другой формы (например, трапециевидной).
Вышивание других фигур (только под словесный диктант).
Как Жужа гостей встречала
Цель. Развитие умений выбирать силуэт по признакам из множества других, решать логические и проблемные задачи, создавать предметные силуэты по собственному замыслу и схематичному рисунку, обводить силуэты на листе бумаги, дорисовывать их.
Материал. Игры «Геоконт», «Чудо-крестики 2», «Шнур-затейник», «Чудо-соты», «Игровизор», листы с рисунками ульев (на каждого ребенка), коврограф, схематичные рисунки чашек, фигурки персонажей: пчелка Жужа, Краб Крабыч, галчонок Каррчик и медвежонок Мишик.
Развитие сюжета
Педагог. Сегодня пчелка Жужа ждала гостей — галчонка Каррчика, медвежонка Мишика и Краб Крабыча. Сначала пчелка решила навести порядок. Она весело летала по домику, напевая песенку:
Лампа, чашка, сапожок, Ключик, веник, утюжок... Дом уютный у меня, Буду рада вам, друзья
Педагог предлагает детям сделать предметные силуэты по собственному замыслу (лампу, чашку, сапожок, ключик, веник, утюжок) на «Геоконте» (илл. 74). Спрашивает, какие силуэты выбрали дети.
Педагог. Затем Жужа приготовила друзьям чашки: Краб Крабычу — квадратную, медвежонку — с треугольной ручкой, Каррчику — высокую.
Педагог прикрепляет на коврике схематичные рисунки трех чашек (илл. 75).
Педагог. На столе пчелка слева от себя поставила чашку Каррчика. Какая она?
Дети называют признак чашки и составляют ее по схематичному рисунку из деталей игры « Чудо-крестики 2» (илл. 76) слева от себя.
Илл. 76
Педагог. Справа от себя пчелка поставила чашку медвежонка. Какая она?
Дети называют признаки чашки медвежонка и справа от себя складывают ее из деталей игры «Чудо-крестики 2».
Педагог. Чашку Краб Крабыча Жужа поставила между чашками медвежонка и Каррчика, напротив себя. Дети составляют чашку Краб Крабыча.
Педагог. Потом нужно было приготовить угощение — мед. Заглянула пчелка в один горшочек, во второй, в третий. Нет меда. Взяла Жужа одно ведро и полетела на пасеку. Заглянула в один улей, второй, третий.
Детям раздаются листы, на которых нарисованы три улья (илл. 77). Они подкладывают листы под пленку «Игровизора».
Педагог. Мед был только в одном. Этот улей был с квадратным окном и ниже треугольного.
Дети отмечают маркером тот улей, в котором пчелка Жужа взяла мед.
Педагог. Какой формы этот улей? (Квадратной.)
Пчелка набрала полное ведерко меда. Оно было таким тяжелым, что Жужа очень быстро выбилась из сил. Что же делать? Как донести это ведро до дома?
Дети высказывают свои варианты решения этой проблемы. Одним из вариантов может быть такой — разложить по двум ведеркам, оставить одно на пасеке. Сначала отнести одно, потом — второе.
Педагог. Жужа решила разложить мед по двум ведеркам, отнести сначала одно, потом — второе. Только где Жуже взять
Педагог. Очень скоро Жужа прилетела домой. Гостей еще не было, и Пчелка решила сделать портреты друзей — галчонка Каррчика, медвежонка Мишика и Краб Крабыча.
Я раскрою вам секрет — как рисуется портрет! Раз — детали разлож-ж-жу. Два — фигурки обвож-ж-жу. Три — раскрашу в семь цветов. Крыльев взмах — портрет готов!
Педагог прикрепляет на коврографе схематичные рисунки галчонка Каррчика, медвежонка Мишика и Краб Крабыча (илл. 79). Дети выбирают один из трех, складывают его из деталей игры «Чудо-соты» на листе бумаги, обводят фломастером, дорисовывают изображение.
Педагог. Через несколько минут портреты друзей были готовы. Тут раздался стук в дверь. Это пришли галчонок Каррчик, медвежонок Мишик и Краб Крабыч. Они вручили пчелке свои подарки, она им — портреты. Все были довольны.
Ит Итог. В каком улье нашла пчелка Жужа мед? Как донесла Жужа мед домой Увеличение количества признаков анализируемых ульев.
Рассмотрение других вариантов решения проблемы.
Складывание сюжетной картинки «Встреча друзей
Приложение 2. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. Классификация по цели и способу достижения результата
Игры на плоскостное моделирование (головоломки)
Классические: «Танграм», «Колумбово яйцо» и т. д. («Оксва»)
«Чудо-крестики», «Чудо-соты» («РИВ»)
Игры-складушки («Аист»)
Игры со спичками (трансфигурация)
Замена мест, перемещение: «4 по 4», «Составь»
Игры на воссоздание и изменение по форме и цвету
(форма и цвет)
«Сложи узор», «Хамелеон», «Кубики „Хамелеон"», «Уникуб» («Корвет», «Оксва»), «Калейдоскоп», «Играем вместе» «Цветное панно», «Маленький дизайнер», «Соты Кайе» («Корвет»); «Логоформочки», «Фонарики» («РИВ»); «Тетрис» (плоский), «Сложи квадрат» («Оксва»); «Логический конструктор» («Русская игрушка»)
Игры на подбор карточек по правилу с целью достижения результата
(настольно-печатные)
Математические: «Планета умножения», «Домино» («РИВ»); «Лото», «Состав числа»
Логические: «Логические цепочки», «Логический домик», «Логический поезд» (Киров)
Игры на объемное моделирование
(логические кубики, кубики для всех)
«Уголки», «Собирайка», «Загадка» («Корвет», «Оксва») «Тетрис» (объемный)
Игры на соотнесение карточек по смыслу (пазлы)
«Ассоциации», «Цвета и формы», «Играя, учись», «Часть и целое», «Числа и цифры Игры на трансфигурацию и трансформацию (трансформеры)
«Игровой квадрат», «Змейка», «Разрезной квадрат» («РИВ») «Цветок лотоса», «Змейка» (объемная), «Клубок», «Куб»
Игры на освоение отношений (целое — часть)
«Дроби» («Оксва»); «Прозрачный квадрат», «Чудо-цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник» («РИВ»); «Дом дробей», «Играем вместе
Приложение 3. Словарик основных понятий
Алгоритм — последовательность команд для решения поставленной задачи.
Взаимнооднозначное соответствие — соответствие между двумя множествами А и В, при котором каждому элементу множества А сопоставляется единственный элемент множества В.
Величина — одно из основных математических понятий, возникших как абстракция от числовых характеристик физических свойств.
Временные отношения — порядок сменяющих друг друга событий, а также их длительность.
Дискретное множество — множество, все точки которого являются изолированными.
Измерение — сравнение данной величины с некоторой величиной, принятой за единицу. Цель измерения — получение численной характеристики данной величины при выбранной единице.
Инвариант — выражение, число и т. п., связанное с какой-либо целостной совокупностью объектов, которая остается неизменной на всем протяжении преобразования этой совокупности.
Инвариантная величина — неизменяющаяся величина, остающаяся неизменной при определенных преобразованиях, перемещениях, входящих вместе с инвариантной величиной в одну систему.
Инвариантность — неизменность, независимость от каких-либо условий.
Качество — то, что составляет сущность предмета.
Классификация — объединение объектов или явлений на основе общих признаков в класс или группу.
Компьютерно-игровой комплекс (КИК) — многофункциональный набор компонентов, образующих развивающую предметную среду, и методология их использования. КИК включает: компьютеры с программным обеспечением (специально разработанными для дошкольников компьютерными играми), набор игровых материалов и модулей, оборудование для игровых помещений, в которых осуществляются предкомпьютерная и посткомпьютерная стадии.
Кортеж — упорядоченный набор.
Логика — наука о законах мышления; разумность, правильность, внутренняя закономерность.
Логичный — правильный, последовательный, обоснованный, соответствующий законам логики.
Множество — совокупность элементов, выделенных по какому-либо признаку в обособленную группу.
Натуральный ряд — множество натуральных чисел. Свойства: имеет начальное число (1); за каждым числом следует только одно число; каждое последующее число на 1 больше предыдущего, а предыдущее — на 1 меньше последующего; натуральный ряд бесконечен.
Ноль — математический знак, выражающий отсутствие единиц какого-либо разряда.
Новые информационные технологии (НИТ) — программные, технические системы, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, обработку и передачу в закодированном виде информации, а также способы использования систем.
Отношение — общность двух и более предметов.
Отношение двух однородных величин — число, получающееся в результате измерения первой величины, когда вторая выбрана за единицу меры.
Отношение двух чисел — частное от деления первого числа на второе.
Отображение — закон, по которому каждому элементу х некоторого заданного множества X сопоставляется однозначно определенный элемент у другого заданного множества Y.
Познание — процесс, в котором различие и сходство находятся в непрерывном единстве. Сравнение органически входит во всю практическую деятельность людей.
Пространственные отношения выражают, с одной стороны, порядок одновременно существующих событий, а с другой — протяженность материальных объектов.
Разбиение — логическое действие, состоящее в разделении, разбивке непустого множества на непересекающиеся и полностью исключающие его подмножества.
Ритм — временная упорядоченность.
Свойство — сторона предмета, обусловливающая его различия или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними. Свойство — то, что присуще предметам, что отличает их от других предметов или делает их похожими на другие предметы (например, твердость, шероховатость, упругость и др.).
Свойство существенное — свойство, без которого объект не может существовать.
Свойство несущественное — свойство, отсутствие которого не влияет на существование объекта.
Сериация — выявление и упорядочивание различий.
Сохранение — сбережение чего-нибудь.
Сравнение — один из основных логических приемов познания внешнего мира. Познание любого предмета и явления начинается с того, что мы его отличаем от всех других предметов и устанавливаем сходство его с родственными предметами.
Счет элементов множества А — установление взаимнооднозначного соответствия между множеством А и отрезком натурального ряда.
Текстовая задача — описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или определить вид этого отношения. Составные части задачи: условия и требования.
Темп — разделение музыкального времени на равные доли.
Тождественность — идентичность, подобие, соответствие, похожесть, сходство.
Транзитивность (от лат. transitus — переход) — свойство величин, состоящее в том, что если первая величина сравнима со второй, а вторая с третьей, то первая сравнима с третьей, например если а=Ъ и Ь=с, то а=с.
Функция (в самом общем понимании) — связь между переменными величинами.
Характеристическое свойство — такое свойство, которым обладает каждый элемент, принадлежащий множеству, и не обладает ни один элемент, который ему не принадлежит.
Цифра — письменный знак, обозначающий число.
Число — общее свойство множеств, между элементами которых устанавливается взаимнооднозначное соответствие.
Эквивалентность — равносильность (равнозначность); операция математической логики.
К теме «Моделирование»
Моделирование — построение модели и ее использование с целью познания нового путем отвлечения существенных свойств действительности из их многообразия, их абстрагирования, схематизации и выражения при помощи заместителей.
Модель (от лат. modus — мера, образ, способ) — мысленно или материально представленная система, отражающая или воспроизводящая объект, способная замещать его так, что изучение модели дает новую информацию об объекте.
Опредмечивание — создание образов предметов для успешного отражения способов человеческой жизнедеятельности.
К теме «Знаково-символическая деятельность»
Знаково-символическая деятельность (ЗСД):
репрезентативная деятельность, включающая различение обозначаемого — обозначающего, осуществление кодирования и декодирования, протекающих в ходе производства, общения, воспитания, познания;
взаимодействие и функционирование отдельных исторически сложившихся знаковых систем, в основе которых лежит оперирование знаковыми средствами (естественные языки, невербальная коммуникация, система эталонов и др.) (Н. Г. Салмина).
Виды ЗСД
1) По выполняемой функции, планам, в которых она осуществляется (специфика соотношения «обозначаемого» и «обозначающего»), характеристике замещающего выделяют:
замещение, суть которого состоит в воспроизведении реальности;
кодирование, состоящее в переводе и принятии сообщений;
схематизация — использование знаково-символических средств (ЗСС, см. далее) для ориентировки в действительности;
— моделирование — получение объективно новой информации за счет оперирования ЗСС (Н. Г. Салмина).
2) по особенностям связи между планами, единичности — системности ЗСС, их функции: кодирование, указание, замещение, моделирование (Г. А. Глотова).
Знаково-символические средства (ЗСС) — отдельные объекты или их системы, связанные различными типами связи с некоторыми другими объектами, явлениями и на основе этих связей использующиеся вместо этих явлений, объектов.
Соотношение «знак и символ». Знак рассматривается как материально, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий в процессе познания и обобщения в качестве представителя других предметов (явлений, действий) и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем. Символ — знак, ассоциированный с определенным объектом, представлениями, убеждениями, мыслями или чувствами, относимый к той части действительности, который этот знак представляет.
К теме «Масса»
Вес — это сила, с которой тело, имеющее определенную массу, притягивается к земле. Вес предмета зависит от его массы.
Масса — количество вещества, содержащегося в том или ином физическом объекте. Масса — скалярная величина, т. к. она имеет только количественную оценку.
Литература
БелошистаяА. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников (Курс лекций). — М.: Владос, 2004.
Гоголева В. Г. Игры и упражнения на развитие конструктивного и логического мышления детей дошкольного возраста.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
Дошкольник изучает математику. / Под ред. Т. И. Ерофеевой.— М.: изд. дом «Воспитание дошкольника», 2002.
Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. — М.: Просвещение, 1996
Звонкий А. К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. — М.: Московский центр непрерывного математического образования, Московский институт открытого образования, 2006.
Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей. Сост.: А. А. Смоленцева, О. В. Пустовойт и др. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
Непомнящая Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
Смолякова О. К., Смолякова Н. В. Математика для дошкольников. В помощь родителям при подготовке детей 5—6 лет к школе. — М.: Издат-школа, 2002.
Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Сост.: 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая, М. Н. Полякова.— М.: Центр педагогического образования, 2008.
Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду.— М.: Академия, 2000
Учебно-методическое издание
Зинаида Алексеевна Михайлова и др.
Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста
Главный редактор С. Д. Ермолаев Редактор Е. В. Шумара Корректор А. В. Соколова Дизайнер С. А. Козубченко Верстка А. Л. Сергеенок
Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 197348 СПб., а/я 45. Тел.: (812) 303-89-58, 542-84-37 E-mail: detstopress@mail.ra www.detsto-press.ru
Представительство в Москве: МОО «Разум», 127434 Москва, Ивановская ул., д. 34. Тел.: (495) 976-65-33
Служба «Книга — почтой»: ООО «Фоликом», 199053 Санкт-Петербург, В. О., 4-я линия, д. 13. Тел.: (812) 323-70-04. E-mail: folipost@yandex.ru
Подписано в печать 05.08.2008. Бумага офсетная. Формат 60x90/16. Печать офсетная. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 24,0. Тираж 2300 экз. Заказ № 465.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО «Типография Правда 1906». 195299, С.-Петербург, Киришская ул., 2. Тел.: (812) 531-20-00, 531-25-55
- Глава 1. Исторический обзор и современное состояние теории
- Глава 2. Теоретические основы развития математических
- Глава 3. Содержание и технологии развития математических
- Предисловие
- Глава 1. Исторический обзор и современное состояние теории и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- 1.1. Истоки методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста и этапы ее становления
- Обзор школьных методов обучения арифметике (XIX — начало XX в.). Влияние их на становление методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- Математическое развитие дошкольников средствами «веселой» занимательной математики
- 1.2. Теории и методика математического развития детей дошкольного возраста (20—50-е гг. XX в.) (второй этап развития методики)
- 1.3. Научно обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений в 50—60-е гг. XX в. (третий этап развития методики)
- 1.4. Психолого-педагогические исследования 60—70-х гг. XX в. И передовой педагогический опыт в области теории и технологий математического развития детей
- 1.5. Современное состояние теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста
- Математическое развитие дошкольников в условиях вариативности образовательной системы и реализации идей развивающего образования
- Глава 2. Теоретические основы развития математических представлений у дошкольников
- 2.1. Множества Характеристическое свойство множества
- Универсальное множество. Дидактический материал
- Подмножество. Дополнение множества и отрицание предложения
- Пересечение множеств и конъюнкция предложений
- Объединение множеств и дизъюнкция предложений
- Разбиение множества на классы
- Отношения между двумя множествами
- 2.2. Отношения Бинарные отношения
- Свойства отношений
- Отношение эквивалентности
- Отношение порядка
- 2.3. Числа Возникновение понятия натурального числа
- Основные идеи количественной теории натуральных чисел
- Основные идеи порядковой теории натуральных чисел
- 2.4. Геометрические фигуры
- Виды геометрических фигур
- 2.5. Величины и их измерение
- Измерение величин
- 2.6. Алгоритмы
- Глава 3. Содержание и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- 3.1. Общая характеристика содержания математических представлений у детей дошкольного возраста
- 3.2. Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте
- Сериация как способ познания размера, количества, чисел
- Классификация как способ познания свойств и отношений
- Познание свойств групп и отношений между группами в процессе классификации предметов по признакам
- Классификация по совместимым свойствам как способ развития предпосылок логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста
- 3.3. Особенности и методика освоения детьми дошкольного возраста формы предметов и геометрических фигур
- Развитие у детей представлений о форме в процессе игр и упражнений
- 3.4. Особенности и методика освоения детьми дошкольного возраста размеров предметов и величин
- Последовательность освоения величин в дошкольном возрасте
- Овладение детьми дошкольного возраста измерением величин
- 1 Центральный круг — содержание познания и обучения. Средний круг — дидактические пособия, материалы, игры. Внешний круг — приемы обучения и оценки ребенком величин.
- Познание прямых и обратных зависимостей в процессе измерения величин
- 3.5. Особенности и методика развития у детей дошкольного возраста представлений о массе предметов и способах измерения массы
- 3.6. Развитие пространственных представлений в дошкольном возрасте
- Особенности пространственной ориентировки ребенка дошкольного возраста
- Методика развития пространственных представлений и умений ориентироваться
- 3.7. Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста
- 3.8. Освоение количественных отношений, чисел и цифр детьми дошкольного возраста
- Особенности познания количественных отношений, чисел и цифр в дошкольном возрасте. Зависимость восприятия численности от пространственно-качественных особенностей множеств
- Зависимость восприятия численности от пространственно-качественных особенностей множеств
- Содержание развития у детей количественных и числовых представлений
- Увеличение и уменьшение чисел. Решение практических задач
- 3.9. Освоение простейших зависимостей и закономерностей в дошкольном возрасте
- 3.9.1. Развитие понимания сохранения количества и величины у детей дошкольного возраста
- Методика использования творческих задач, вопросов и ситуаций в обучении дошкольников
- 4.2. Моделирование как средство логико-математического развития детей дошкольного возраста
- Методика развития моделирования у детей дошкольного возраста
- 4.3. Реализация идеи интеграции в логико-математическом развитии дошкольников
- Логико-математическое и экономическое развитие дошкольников
- Логико-математическое и речевое развитие дошкольников
- Логико-математическое и физическое развитие дошкольников
- Логико-математическое и художественно-эстетическое развитие дошкольников
- 4.4. Развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольников
- 4.5. Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников