logo
УМК ОиПП

Практическое занятие № 7. Тема: Управление профессиональным образованием. План.

  1. Сущность, функции и принципы управления образовательными системами.

  2. Планирование работы профессионального учебного заведения.

  3. Повышение качества подготовки специалистов.

  4. Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности.

  5. Контроль как функция управления.

  6. Педагогический коллектив, его формирование и развитие.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какие принципы необходимо учитывать при организации управленческой деятельности?

  2. Какие требования предъявляет к руководителю эффективное управление?

  3. Укажите специфические особенности в управлении профессиональными учебными заведениями.

  4. Какие требования необходимо учитывать при организации планирования работы профессионального образовательного учреждения?

  5. Укажите основные разделы плана образовательного учреждения.

  6. В чем заключаются специфика планирования методической работы учреждения и организация контроля за учебно-воспитательным процессом?

  7. Каково значение управления качеством подготовки специалистов?

  8. Каковы параметры качества профессионального образования?

  9. Укажите значение мониторинга в работе профессионального образовательного учреждения.

Основная литература.

  1. Общая и профессиональная педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005.

  2. Профессиональная педагогика: Учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям и направлениям / Под ред. С.Я. Батышева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Ассоц. «Профессиональное образование», 1999.

  3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособ. для студентов высш. пед. учеб. заведений. -М.: Изд. центр «Академия», 2002.

  4. Смирнов И.П. Человек - образование - профессия - личность. - М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2002.

Дополнительная литература.

  1. Беспалъко В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательногопроцесса подготовки специалистов. - М.: Высшая школа, 1989.

  2. Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф.-пед. ун-та, 2000.

  3. Матрос Д.Ш.. Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основеновых информационных технологий и образовательного мониторинга. — 2-е изд.,испр. и доп. - М.: Пед. о-во России, 2001.

  4. Титова О.В. Определение (назначение) показателей качества профобразования: Метод. рекомендации. - М.: ИРПО, 1996.

  5. Третьяков П.И., Мартынов Е.Г. Профессиональное образовательное учреждение: Управление образованием по результатам. - М.: Новая школа, 2001.

  6. Якуба Ю.А., Скакун В.А. Диагностика качества практического (производственного) обучения: Метод. рекомендации. - М.: ИРПО, 1995.

    1. Примерная тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения.

  1. Общая характеристика профессионально-педагогической специальности.

  2. Профессионально-педагогическая деятельность: сущность, функции, виды.

  1. Личность педагога профессионального обучения: направленность личности, профессиональная компетентность, профессионально важные качества.

  2. Профессиональная культура педагога профессионального обучения: сущность и структура.

  3. Подготовка педагогов профессионального обучения в системе высшего и среднего профессионально-педагогического образования.

  4. Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения.

  5. Педагогика как наука об образовании человека. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Отрасли педагогики.

  6. Основные категории педагогики.

  7. Методология педагогики и методика педагогических исследований.

  8. Целостный педагогический процесс: сущность и структура. Логика и условия построения.

  9. Педагогические инновации: сущность, классификация и направления. Инновационные образовательные учреждения.

  10. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний: объект, предмет, функции, задачи и структура.

  11. Сущность, аспекты и функции образования.

  12. Ведущие парадигмы образования.

  13. Исторически сложившиеся теории обучения.

  14. Модели образования.

  15. Виды и уровни образования.

  16. Нормативно-правовые основы образования.

  17. История зарубежного профессионального образования.

  18. Становление и развитие профессионального образования в России.

  19. Современное состояние профессионального образования за рубежом.

  20. Система подготовки кадров в Российской Федерации.

  21. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования.

  22. Современные требования к профессионалу. Основные компетенции и направления профессионального образования в современном мире.

  23. Теоретические основы педагогического проектирования.

  24. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении.

  25. Проектирование содержания профессионального образования.

  26. Методы профессионального обучения и их проектирование.

  27. Организационные формы профессионального обучения и их проектирование.

  28. Дидактические средства профессионального обучения.

  29. Сущность, функции и принципы профессионального обучения. Понятие «технология обучения».

  30. Модульное обучение в профессиональной школе.

  31. Инновационные технологии в профессиональном образовании.

  32. Теория и методика стадийного профессионального обучения.

  33. Системы и периоды производственного обучения.

  34. Технология дистанционного обучения.

  35. Сущность и содержание процесса воспитания. Современные концепции и подходы к воспитанию.

  36. Закономерности и принципы воспитания.

  37. Методы, формы и технологии воспитания.

  38. Формирование и развитие коллектива учащихся.

  39. Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении. Воспитательная работа в общежитии.

  40. Критерии и показатели воспитанности, методы определения ее уровня.

  41. Сущность, функции и принципы управления образовательными системами. Система управления профессиональными учебными заведениями.

  42. Планирование работы профессионального учебного заведения.

  43. Повышение качества подготовки специалистов.

  44. Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности.

  45. Контроль как функция управления.

  46. Педагогический коллектив, его формирование и развитие.