logo
УМК ОиПП

Методы воспитания

Методы воспитания представляют собой способы взаимодействия педагогов и обучающихся, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личностивоспитанников. Достижение целей воспитания осуществляется в процессе реализации совокупности воспитательных методов. Сочетание методов в каждом случае должно быть адекватно поставленной цели и уровню воспитанности обучаемых.

В педагогике существуют различные варианты классификации методов воспитания. Условно можно выделить группы воспитательных методов прямого и косвенного педагогического влияния. Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию обучаемого и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание. Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в которой у воспитуемого формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с педагогами, товарищами и обществом.

В современной педагогике по характеру воздействия на обучаемого методы воспитания делят на убеждение, упражнения, поощрения и наказание. В данном случае общий классификационный признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и другие стороны метода. Существует классификация, согласно которой выделяются методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения обучаемых. В классификации И.С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-продуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства и самовоспитания. Традиционной является классификация, которая включает в себя целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В ней на основе направленности выделяют три группы методов: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание). В профессиональной педагогике на основе опыта лучших педагогов, наставников и воспитателей сложилась классификация методов, согласно которой выделяют:

Методы организации коллектива. Организованный трудовой коллектив отличает высокая дисциплина и культура взаимоотношений его членов. Выделяют следующие основные методы организации коллектива: дисциплина. самообслуживание, соревнование и самоуправление.

Дисциплина — это метод воспитания, обеспечивающий формирование культурывзаимоотношений членов коллектива, полезных традиций и привычек поведения путем выработки соответствующих норм и правил внутреннего распорядка и последующего их предъявления в качестве единых требований друг к другу.

Самообслуживание — метод, обеспечивающий создание общими усилиями наиболее благоприятных условий жизни и труда коллектива.

В современном обществе самообслуживание становится нормой жизни. В организованном трудовом или ученическом коллективе самообслуживание проходит путь от уборки помещения и наведения порядка на рабочем месте до украшениярабочего помещения средствами дизайна (озеленение, организация живого уголка в зоне отдыха; расписывание стен и шкафов для спецодежды, оформление помещения репродукциями и т. д.).

Соревнование — стимулирует индивидуальный и коллективный труд, формирует ревностное отношение к делу его участников. Немаловажную роль здесь ­играют учет и сравнение результатов совместной деятельности, а также поощрение участников, особенно передовиков.

Чтобы соревнование стало эффективным средством воспитания, необходимо соблюдать ряд условий. Во-первых, его организация должна естественно вытекать из устремлений коллектива, подкрепляться производственной или учебной необходимостью. Во-вторых, разрабатывая условия соревнования, педагоги и органы самоуправления должны исходить из реальной ситуации и конкретных актуальных задач. В-третьих, основу соревнования должен составлять учет непосредственных результатов деятельности, а не вторичных формальных показателей.

Самоуправление — обеспечивает формирование отношений взаимной ответственности и организаторских качеств при условии, если в управление деятельностью коллектива включаются работоспособные органы, наделенные реальными правами и полномочиями.

Методы убеждения. Методы убеждения способствуют выработке у будущихспециалистов гуманистических взглядов и личных убеждений путем участия в дискуссиях, конференциях, взаимного просвещения и т. д.

Информация — обеспечение воспитанников теми или иными сведениями непосредственно через педагога. Данный метод можно считать исходным, так как он применяется при начальном ознакомлении с новыми идеями, теориями, правила­ми и другими сведениями, составляющими основное содержание воспитания.

Главным средством использования метода информации является живое слово, личный пример педагога. При этом применяются такие формы, как рассказ, беседа, лекция, инструкция. Целесообразным представляется привлечение для этих целей других людей: очевидцев важных событий, мастеров производства, видных деятелей науки, политических деятелей, представителей власти и т. д.

Поиск — вовлечение воспитанников в процессы самостоятельного приобрете­ния знаний, сбора и исследования информации ценностно-ориентированного характера. На основе поиска формируются навыки и умения самообразовательной деятельности.

Среди видов поисковой деятельности выделяют туристско-краеведческую работу, биографический поиск — сбор материалов о жизни и деятельности выда­ющихся людей родного края. Это могут быть как современники, так и истори­ческие личности. Этот достаточно сложный вид деятельности требует знания приемов поисковой деятельности: конспектирования литературных источников,обработки собранных материалов, создания видеофильмов и т. п.

Дискуссия — вовлечение воспитанников в товарищеский обмен мнениями, способствующий поддержке и развитию нравственно-этических представлений, формирующий самокритичность и готовность к преодолению ошибочных взглядов и неверных точек зрения.

Взаимное просвещение — обеспечивает формирование у воспитанников потребности и умения пропагандировать свои знания, взгляды и убеждения и реализуется в повседневной пропагандистской и разъяснительной работе среди своих товарищей. На этом этапе коллектив становится субъектом воспитательной работы, а педагог выполняет роль помощника и консультанта.

Методы стимулирования. Эта группа методов воспитания относится к методам воздействия на мотивационную сферу, в основе которых лежит формирование у обучающихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. Методыстимулирования включают: требование, перспективу, поощрение, наказание и общественное мнение. В качестве стимулирования в педагогике распространены такие его компоненты, как поощрение и наказание.

Поощрение — выражает положительную оценку действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки, предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение проявляется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

Наказание — компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Существуют такие виды наказаний, как наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, выражение морального порицания, осуждения.Haказание должно быть справедливым, тщательно продуманным. Однако педагогу нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.

Требование — стимулирует определенное поведение воспитанников, проявление их деловых и нравственных качеств и выражается при личных контактах педагога с воспитанниками в форме настоятельного предложения соблюдать те или иные нормы поведения.

По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны определенность, конкретность, точность, понятные формулировки. Косвенные требования (совет, просьба, намек, одобрение) отличаются от прямых тем, что стимулом действия становятся психологические факторы: переживания, интересы, стремления.

Перспектива как метод педагогического стимулирования обеспечивает налаживание общественно полезной деятельности воспитанников путем выдвижения перед ними увлекательных, интересных целей, трансформирующихся в личные стремления и желания. Мастерство педагога заключается в постановке перед воспитанниками воодушевляющих и значительных перспектив. Важнопоощрять тех воспитанников, которые сами выдвигают полезные жизненные планы и цели.

Выделяют перспективу близкую (встреча с друзьями, посещение кинотеатра,театра, клуба, дискотеки); среднюю, т. е. ожидаемое событие несколько отодвинуто(ожидание традиционных праздников, летнего отдыха, предстоящего путешествия и др.), и дальнюю — намеченные жизненные планы воспитанников (дальнейшая учеба, профессиональная деятельность, перспективы семейнойжизни и т.д.).

Общественное мнение — обеспечивает поддержку и развитие общественно полезной деятельности и проявление моральных качеств воспитанников посредством выполнения моральных требований, постановки и реализации общественно значимых перспектив, нравственной оценки поведения членов коллектива, общественное мнение существенно влияет на поведение людей. Одним из способов выражения общественного мнения является деятельность лиц, избираемых коллективом в качестве организаторов того или иного дела, мероприятия. Действенным средством могут стать печатные органы коллектива, радиовещание (местное радио) и т. п.