logo
УМК ОиПП

Сущность и функции управления образовательными системами

Управление образованием — 1)(как организация) сложная организационно- структурная система, внутри которой выделяются структуры регионального управления образованием, соответствующие муниципальные структуры управления, а также структуры управления самих образовательных учреждений; 2) (как процесс) взаимосвязанная совокупность циклически повторяющих процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей.

Управление образованием включает: планирование, организацию, руководство и контроль, определяющие функционирование и развитие основных образовательных и обеспечивающих процессов, а также непрерывное саморазвитие.

Функции управления

В управлении профессиональным образовательным учреждением применяются присущие ему как педагогической системе специфические функции. Под функциями управления понимают деятельность субъектов, осуществляющих полный технологический процесс управленческого цикла с целенаправленным достижением фактических результатов. Участники управления реализуют системные функции: информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую и регулятивно-коррекционную.

Информационно-аналитическая функция управления создает основу для всейобразовательной деятельности, играет роль первоисточника в принятии управ­ленческого решения. Для руководителя образовательным процессом важней­шей задачей является овладение умением использовать методику сбора, анализаи хранения информации.

Мотивационно-целевая функция формирует мотивированный подход к опре­делению целей образовательного процесса.

Планово-прогностическая функция управления предусматривает определение конкретных и реалистических целей, направленных на достижение более высокого качественного состояния объекта. Развивающая программа учитывает внутренние и внешние совокупные педаго­гические условия, способы, средства и методы действий.

Организационно-исполнительская функция способствует выполнению приня­тых целевых решений, согласованной работе субъектов организационной струк­туры и взаимодействию всех участников педагогического процесса.

Регулятивно-коррекционная функция управления обеспечивает устранение причин технологических сбоев в происходящих процессах.

Контрольно-диагностическая функция управления устанавливает соответст­вие полученных данных требованиям образовательного стандарта.

В управленческой деятельности выделяются понятия субъекта и объекта управ­ления. В качестве субъекта управления выступает человек или группа людей, на­ходящихся на той или иной ступени организационной структуры управления. Объектом управления является образовательное учреждение, а также все процес­сы, происходящие там и направленные на образовательные действия. Во взаимо­действии субъектов и объектов управления проявляется их единство в целостной педагогической системе.